ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЯКОБСЕН, Йенс Петер

(1847 - 1885)

ЯКОБСЕН, Йенс Петер - творчество писателя

ЯКОБСЕН, Йенс Петер (Jacobsen, Jens Peter - 07.04. 1847, Тістед - 30.04.1885, там же) - датский писатель.

Выдающийся датский писатель Якобсен родился в купеческой семье. В 1863 г. перебрался в Копенгаген, изучал биологию, перевел на датском языке книгу Ч. Дарвина «Происхождение видов», популяризировал его учение, одновременно занимаясь литературным трудом.

Австрийский поэт P. M. Рильке писал о нем: «Раздобудьте небольшой сборник Якобсена... Вы окунетесь в целый мир: беспредельность, и счастье, и непостижимое величие мира». Рильке был убежден, что любовь к книгам Якобсена станет самым прочным среди предпочтений человеческого бытия, ведь это «большой, действительно большой писатель». В чем же его величие? Прежде всего в том, что во 2-й пол. XIX в. он сумел создать психологическую прозу, где натуралистическая внимание к родовым - биологических - черт личности сочеталась с романтическим умением видеть в человеке скрытую красоту, связь с природой. Анализ социальных законов бытия, свойственный реализму, налагал на каждого героя Якобсена отпечаток той среды, из которого он происходил. В произведениях Якобсена мы находим напряженные конфликты современных идей, изощренный психологический анализ, который создается с помощью самых раВНОобразных приемов - авторской характеристики, внутреннего монолога, живых сцен, в которых действие становится фактором характеризування.

В письмах 1879-1880 гг. Якобсен изложил некоторые главные эстетические принципы. Он утверждал, что «в книге должна отражаться борьба человека или нескольких людей за существование, трактована как борьба против существующего положения вещей за то, чтобы человек оставался самим собой». Краеугольным камнем его эстетики является личность, ее самоутверждения во враждебном мире. При этом, считал писатель, «необходимо изображать эволюцию героя, пытаясь обнаружить ее не столько изображением событийного, внешнего аспекта его жизни, но обращая главное внимание на внутреннее движение образа за пределами изображения». Последняя фраза имеет особенно важное значение: произведение должно строиться так, чтобы пробуждать мысль и воображение читателя, делать его соавтором писателя. Якобсен по этому поводу писал: «Задача писателя - пробудить мнению читателей, а не навязывать им идею личности, неизменной на всех этапах жизненного пути». Идея эволюции была для Якобсена одной из самых главных, он даже в новеллах стремился показать изменения личности. Кроме того, писатель считал, что роман должен непременно заканчиваться смертью героя, потому что никогда нельзя сказать о человеке, которая осталась жива, как она изменится в будущем, «развитие не может вдруг прекратиться, он постоянный, как и сама действительность». Якобсен принимал участие в движении молодых писателей (т. наз. «Движение прорыва»), которые пытались под руководством Г. Брандеса (1842-1927), широко известного критика и публициста, прорваться сквозь оболочку закостенелости и консерватизма, которые тормозили прогресс в стране, и создать литературу, обращенную к современности.

Как и романтики, Якобсен в своих произведениях противопоставлял город и село. Уже в первой, достойной внимания, новелле «Моґенс» («Mogens», 1872) его герой утверждает, что мещане все одинаковые, а их убеждения похожи. Эта идея обезличивания человека городом характерна для всего его творчества. Но это не означает, что писатель идеализирует жизнь человека, связанного с природой. Об этом свидетельствует хотя бы новелла «Выстрел во мгле» («Et Skud и Taagen», 1875), где человек, который живет в селе, совершает преступление и не испытывает никаких угрызений совести.

Якобсен написал два романа: «Фру Мария Ґруббе» («Fru Marie Grubbe», 1878) и «Нильс Люне» («Niels Lyhne», 1880). Это романы-воспитания, в которых подается эволюция характера главного героя, они и названы по именам главных героев. Немало общего и в композиции произведений: детально прослеживается (фактически и психологически) линия главного персонажа, зато второстепенные герои могут совсем исчезать из рассказа, давая писателю возможность с их помощью раскрыть важный этап в формировании центральной личности. Возникает своеобразная ряд новелл, связанных линией жизни центрального персонажа. В романе «Фру Мария Ґруббе» речь идет о реальных событиях середины XVII ст. Судьба Марии Ґруббе поражала современников; о эту женщину было написано немало произведений: она - жена внебрачного сына короля, брата нового монарха. - пренебрегла им ради простолюдина - паромщика. Якобсен не соглашался с трактовкой ее образа в литературе и истории и решил реабилитировать новую героиню, объяснив ее психологию, раскрыв внутреннюю неудовлетворенность этой незаурядной женщины. Якобсен показывает ее жизненный путь, но не стремится изобразить жизнь Марии как постепенную моральную деградацию. Краеугольным камнем его личности автор считает страстность, которая разрывает все социальные связи. В его романе оживает XVII в. благодаря особенностям речи людей разных слоев - от короля до мальчика на побегушках у паромщика, благодаря воспроизведению деталей быта, ярких красок природы. При этом Якобсен не пытается навязывать читателю своего мнения, а предлагает ему самому домыслить и осмыслить то, что происходит. Якобсен идет тем самым путем, которым шли его учителя - французские писатели второй половины ХГХ в., в частности Ґ. Флобер. Он создает объективный роман, но датского типа - психологический и поэтический одновременно.

Время действия романа «Нильс Люне» - первая половина XIX ст., накануне национальной трагедии - поражение в войне с Пруссией, страшного и неожиданного для хвальковитих демагогов разгрома вблизи Дюббеля. Автор начинает свой роман с описания характеров отца и матери Нильса Люне. Личность матери в духе натурализма связывается с семейным физическим типом, но в то же время изымается из строгой физиологической детерминированности натуралистов - она даже внешне не такая, как все ее близкие; другим является и духовный мир молодой девушки, который сформировался под влиянием романтической литературы. Она мечтает, возвышаясь над обыденной действительностью, в глубине души ей кажется, что и сама не хуже тех прекрасных героинь, которые изображены в ее любимых стихах. Ее будущий муж, на первый взгляд, вполне соответствует ее мечтам: он много путешествовал, поддерживает разговоры о поэзии. Но через некоторое время после свадьбы все эти романтические болтовня начинают его раздражать, и она понимает, что ошиблась. Только рождение сына несколько сближает супругов. Мальчик вырастает в основном под влиянием матери, которая развлекает и увлекает сына невероятными, удивительными историями. А отец постоянно занят делами своего хозяйства. Вскоре и сам мальчик, полюбив чтение, начинает выдумывать собственные рассказы и рассказывать их лучшему товарищу - Фрітьйофу. С Фрітьйофом они играют, придумывая самые удивительные приключения, путешествуя по разным странам, которые расположены среди окрестных полей и лугов, на берегу моря или в старом сарае. Знакомство с Эриком, который немного старше Нильса и сам одаренный поэтическим воображением, делает их игры раВНОобразнее - теперь ребят увлекают романтические подвиги рыцарей и викингов.

Якобсен выбирает своеобразный путь раскрытия характера главного героя - он сводит Нильса с разными людьми и таким образом выявляет все новые и новые черты его личности. С матерью - появление фантазии, с Фрітьйофом - способность к самостоятельному творчеству, с Эриком - совершенствование способностей воображения, активность игр. Следующие черты личности героя будут раскрывать новые друзья и женщины, с которыми его сводит судьба. В двенадцать лет Нільсові суждено горячо и свято влюбиться в свою юную родственницу, которую привезли в их сельской усадьбы, чтобы она підлікувалася от туберкулеза. С внезапным, еще напівдитячим чувством к прекрасной Еделе связано первое осознанное восприятие красоты мира, поэзии и трагизма человеческих страстей. Смерть Еделе стала пограничным моментом в жизни героя: он пылко обращался к Богу, веря в его всемогущество, умоляя спасти девушку, ее смерть привела к тому, что Нильс перестал верить в Бога. Но его конфликт с Богом не был настоящим атеизмом, хотя книгу Якобсена в свое время называли «Библией атеизма»: Нильс перестал верить в доброту и всемогущество Бога, как он слепо верил в это с детства. К Богу он обратился в последние дни своей жизни. Но не с чувством искренней веры, а как человек, который рассуждает о смысле жизни и ищет его настоящую сущность. Юношеское отречение главного героя от Бога имеет в романе психологическое обоснование: оно освободило Нильса от иллюзий, но оставило его один на один с жизнью, поскольку у него исчез защитник и помощник, которого имеют все верующие люди. Он уже больше не обращался к Богу с молитвами, с просьбой о поддержке и защите. Нильс оказался наедине с миром и должен во всем рассчитывать только на самого себя.

Впоследствии, став студентом, Нильс Люне в Копенгагене знакомится с фру Бойе, которая намного старше него, но еще достаточно молодая и весьма кокетливая. Нільсові встречи с ней развивают его эмоциональный мир, он взрослеет под влиянием взаимоотношений с фру Бойе и одновременно учится понимать, что человеческое поведение не всегда определяется чувствами, а в основном расчетом, даже тогда, когда кажется, что перед тобой искренний человек. Новая встреча с Эриком - теперь уже знаменитым художником, который вернулся из заграничных странствий, разбудила в сердце главного героя юношеские мечты о творчестве. Нильс клянется матери, что осуществит свои творческие планы, но все так и остается в мечтах. Встреча с Феніморою - красивой, умной, необычной - рождает в его сердце чувство любви, которое приходится обуздать, потому что девушка выбрала Эрика. Но через некоторое время, когда выяснилось, что жизнь Фенімори и Эрика не сложилось, снова вспыхивает любовь Нильса, и он, хотя и страдает от того, что обманывает своего лучшего друга, все же не может отказаться от любимой женщины. их отношения разрываются. Нільсові кажется, что он опустошен навсегда, но возвращение на родину, хлопоты по обустройству собственной усадьбы снова возвращают его к жизни. Нильс женится, брак приносит ему счастье, но оно не слишком долго длится: умирает его молодая жена, а вскоре и маленький сын. Сам Нильс отправляется на бессмысленную войну и умирает от ран. Так в романе Я. предстает характер человека одаренного, незаурядного, которая постоянно развивается, ищет смысл жизни и счастья, стремящийся к творчеству, но не имеет достаточной воли для того, чтобы заставить себя работать и, наконец, найти свое место в жизни. Нільсове хозяйствования в собственной усадьбе свидетельствует о том, что в юности он неправильно понял свое призвание, его судьба была покалеченная фантазеркой-матерью и самой действительностью Дании, которая неуклонно под крики ложной пропаганды, под невгаваюче самовосхваления направлялась к катастрофе Дюббеля. Путь Нильса Люне приобретает обобщающее значение - это и путь его страны в целом. Он - лишний человек в стране, которая не смогла познать свою истинную сущность.

Якобсен произвел посутній влияние на развитие психологизма и импрессионизма в литературах Запада.

На украинском языке произведения Якобсена переводили А. Маковей, А. Кобылянская, О. Сенюк.



Г. Храповицкая