11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
Образ лирического героя в стихотворении В. Маяковского «Лілечко!»
Десятилетия о Владимире Маяковском говорили как о национального писателя - трибуна, бунтаря, агитатора, горлана. Маяковский - лирик? И этого не может быть!
Почему же так долго замалчивалась интимная лирика художника? Сталин через пять лет после загадочного самоубийства поэта провозгласил Маяковского «талантливейшим поэтом нашей эпохи», что и привело к канонизации его личности.
В стройную схему новых жизнеописаний Владимира Маяковского не помещалось большое греховное чувство великого поэта к чужой жене Лилии Брик, неясной оставалась позиция мужа Лілечки. Общество, которое воспринимало семью как ячейку, которая полностью ему принадлежит, не воспринимало свободные отношения между людьми. А Маяковский любил замужнюю женщину, признавался ей в своих чувствах, писал любовную лирику, мучился, страдал, бежал от этой любви и возвращался к нему вновь и вновь.
Вместо письма к любимой Владимир Маяковский пишет стихотворение «Лілечко!» Литературный герой этого произведения - сам поэт. Он сидит в прокуренной комнате, которая похожа на описание ада из поэмы А. Крученых и В. Хлебникова «Игра в аду», и вспоминает, что
за этим окном
впервые
руки твои, истошный, ласкал.
Но сегодня сердце его возлюбленной как будто сковано железом, к нему ни докричаться, ни достучаться невозможно.
О силе любви литературного героя говорит и такой неожиданный художественный образ - рука, сломана дрожем, не влезает в рукав пальто.
Холодность, отказ любимой доказывает лирического героя до безумия. «Дикий», «отчаянием дробленный», он выбрасывает свое тело на улицу как ненужную вещь. Это чувство мучает и лирического героя, и его возлюбленную, оно тяжелым жерновом висит на ней, от него нельзя отмахнуться, убежать, скрыться в холодных водах, в раскаленном песке, откупиться звонкими деньгами и славой.
Для лирического героя нет моря, солнца, кроме любви, «ни один колокол не на радость, кроме звона твоего любимого имени». Над ним не властна яд, и курок не смогу у виска нажать». «Кроме твоего взгляда, лезвие ни одного ножа не властно», - с отчаянием восклицает влюбленный. Он - «душу цветущую любовью испек». Униженный лирический герой спрашивает разрешения хотя бы на то, чтобы «последней нежностью выстелить твои затихающие шаги».
Любовь поставило на колени этого сильного, мужественного, талантливого человека. Оно не прислушивается нежных, отчаянных слов. Чувство, которое должно поднимать дух человека на неизданные высоты, поставило лирического героя на колени. Но оно открыло перед нами Маяковского - лирика, человека, который умел зажигать звезды и безмерно страдать.
|
|