9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова подверглась влиянию как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэзии М. Лермонтов проявлял интерес к личности -: нешуточной, шукаючої, свободолюбивой, а потому одинокой, неудовлетворенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, которая стремится определить свое место в современном ему мире.
В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался - своим стихом-выстрелом, стихом-обвинению. Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по пути с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что «пред ними суд и правда - все молчи!» и что на их стороне закон силы и власти. Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону. Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лєрмонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»). Судьба поэта, его назначения становятся одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова.
Мотив протеста, возражения лицемерных законов общества звучал еще в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829).
Там рано жизнь тяжелая бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!
Позже, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет... я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Однако чаще она находила выход в стихах, что передают стремление к борьбе, к поиску неизведанного («Парус»), выражают чувство внутренней свободы:
Мы вольные птицы, Пора, брат, пора.
(«Узник», 1837)
Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткость и в'їдливість его шуток, его бурная светская жизнь.
Казалось бы, у него было все: богатство, положение в обществе, репутация, друзья, женщины, успех. Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества - отвратительное, лицемерное, часто жестокое. О бездуховности общества, маскарадність высшего мира его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..» Лермонтов был человеком талантливым во многих областях. Благодаря поэтическому дару , как и большинство поэтов, считал себя человеком, избранным судьбой. Мотивы избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами великих людей звучат во многих стихах, написанных в разные годы:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В стихотворении «Пророк» (1841) поэт говорит, что «вечный судия дал ему и всеведение пророка», то есть поэтический дар, и с тех пор он, гонимый всеми, обречен жить в одиночестве. Действительно, «нет пророка в своем отечестве», и лишь после смерти Лермонтова русская литература осознала, что потеряла.
Поколение Лермонтова жило в эпоху, которую принято называть безчассям: после поражения восстания декабристов и расправа над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия. Мыслящие молодые люди, пораженные скептицизмом и безверием, не действовали «под бременем познанья и сомненья» и преждевременно «старились». Поэт размышляет о судьбе своего поколения, с сожалением пишет о том, что оно не оставит после себя ни малейшего заметного следа в истории, считает, что его будущее «иль пусто, иль темно» («Дума», 1838).
Не видя будущего, Лєрмонтов обращает свой взгляд к отечественной истории. В образах прошлого он ищет идеал и жизненную опору. Поэт восхищается героями боя под Бородіном в Отечественной войне 1812 года («Бородино»),
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри - не вы!
Любовью к России, к родине проникнуто стихотворение «Семья». Это один из самых великих произведений русской лирики XIX века. Его непосредственная тема - даже не сама любовь к родине, а рассуждения о «странность» этой любви. Поэт холодный к тому, что всегда было предметом поэтического вдохновения. «Не шевелят» в нем «отрадного мечтанья» ни слава России («купленная кровью»), ни «заветные преданья русской старины. Он любит «разливы рек ее, подобные морям», безбрежные леса, «дымок спаленной жнивы», крестьянские избы с резными ставнями окон - все то, что дорого сердцу россиянина и что является олицетворением России народной.
Лермонтов обращается к природе как к одухотворенной красоты, как к источнику духовных сил и чистосердечного покоя. Об этом стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837). Но в образах природы поэт часто передает трагизм жизни («Тучи»), тончайшие движения человеческой души («На севере диком») и философские рассуждения («Выхожу один я на дорогу»). Поэт восхищается не только русской природой, но и природой Кавказа, что он полюбил с детства, когда бабушка привозила его на лечение («Кавказ», «Дары Терека»).
Близка и дорога Лермонтову тема любви и дружбы. Для поэта любовь - широкое понятие. Это и любовь к родной земле («Семья»), и любовь к отцу («Ужасная судьба отца и сына...»), и страстная любовь к женщине («Нет, не тебя так пылко я люблю...», «А. О. Смирновой» и др.).
Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая лермонтовская ирония и лермонтовский сумм.
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Или:
Что же делать?.. Речью неискусной
Занятий ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...
Творческий путь Лермонтова длится чуть больше десяти лет. Но за это короткое время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии.
|
|