ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

«Шекспировский вопрос» в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский»

Среди произведений классика английской драматургии Уильяма Шекспира самой признан его трагедию «Гамлет». И не только в его активе: глубина содержания этой пьесы позволила ей занять место среди лучших произведений мировой драматургии вообще. Шекспир изобразил сложную кармина жизни, судьбы многих людей, нарушил сложные философские и нравственные вопросы. Открытие человеком для себя существование зла в жизни и поиск собственного отношения, выбор позиции в борьбе против него, ответственность за собственные действия перед миром - вот главные вопросы трагедии, которые должен решить для себя датский принц Гамлет.

...То будет повесть

О ярости, нечеловеческие, кровавые поступки,

Об убийствах темные, о страшных расплаты,

О жертвах силы, хитрости и предательства...

Подытоживает события в финале пьесы Горацио.

Так, упомянутых поступков в трагедии действительно много. Страшное преступление - бра-товбивство встает обстоятельством, что вызвало развитие сюжета. Но не события, а реакция Гамлета, его выбор стоят в центре пьесы и зумовл юють философское и идейное содержание. При других обстоятельствах, при других условиях, всегда мыслящим порядочным людям приходилось делать похожий собственный выбор, потому что зла много, и каждый рано или поздно сталкивается с его проявлениями в собственной жизни.

Или быть, или не быть - вот вопрос.

Что благороднее? Повиноваться судьбе

И боль яід острых стрел ее терпеть,

А, столкнувшись в грэни с морем бедствий,

Положить конец ему? Уснуть, умереть -

И все. (...)

Вот три пути, между которыми выбирает Гамлет, когда призрак убитого короля призывает его к мести. Смириться со злом - почти то же самое, что способствовать ему, совесть не позволит успокоиться, и жизнь превратится в сплошное страдание.

Уклониться от борьбы, убежать (ведь в этом случае смерть становится своего рода бегством) поможет избавиться от страданий, но цс тоже не выход, ибо зло будет продолжать безнаказанно распространяться. Не случайно позже, уже определившись, Гамлет отбирает у Горацио кубок с ядом: смерть - слишком легкий и не достойный настоящего человека средство преодоления трудностей. Но чтобы понять это, ему пришлось пройти сложный путь. К тому же для Гамлета «Как не раскрыть все, заплямиться имя навеки!».

Но начать борьбу для Гамлета - это предать собственные моральные принципы (надо убить собственного дядю), следовательно, опять моральные страдания. Это осложняется еще и тем, что убийца, враг Гамлета - король, олицетворение власти, и каждое действие Гамлета может отразиться еще и на судьбе его страны. Поэтому не удивительно, что Гамлет долго медлит, прежде чем начать мстить. Не слабость характера или его нерешительность заставляют его тянуть: сложность внутренних противоречий, необходимость выбрать самой справедливой и самый действенный из возможных путей воплощения в жизнь и без того сложного решения и чувство большой ответственности за собственные действия. Кроме того, ему нужно время, чтобы смириться с тем. что его прежние представления о жизни и собственно жизнь - разные вещи. Персусвідомлення действительности не может произойти мгновенно.

Именно промедление в конце концов обусловливают гибель героя. И их не могло не быть. Они являются естественными для характера Гамлета и для самих обстоятельств. Бездумный выбор тоже не может привести ни к чему хорошему, умный человек не может этого не понимать.

Следовательно, можно сделать вывод, что трагичность развязки была заранее предопределена всей совокупностью обстоятельств. Но это не свидетельствует о безнадежности. Если заглянуть чуть глубже, окажется, что одной из причин трагедии стала для Гамлета внезапность возникновения перед таким выбором. Он слишком идеалистично воспринимал реальность и не ожидал такой встречи со злом. Смотря спектакль или читая пьесу, мы имеем возможность задуматься над возможностью подобного выбора заранее. Шекспир будто подталкивает нас к этому, говоря устами Гамлета свое вечный вопрос. Следовательно, можно и сейчас задуматься над возможной встречей со злом в своей жизни, чтобы она не захватила нас врасплох, и попытаться дать на «шекспировский вопрос» собственный ответ. Лучше учиться на чужом примере - так легче избежать трагедий.