ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Размышления о дружбе и любви в зарубежной литературе XX века

Тема дружбы и любви, их соотношения и влияния на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала интересовать писателей на протяжении всего развития художественной литературы как искусства. По-новому эту проблему освещено в XX веке, в эпоху катастроф, политической нестабильности, когда начинает формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям. Писатели XX века часто изображают дружбу и любовь как последнюю моральную категорию, что осталась в разрушенном мире.
В романах писателей «потерянного поколения» (к ним относятся и Ремарк, и Хемингуэй) эти понятия являются тем необходимым началом, которое помогает герою остаться живым. «Потерянное поколение» - это поколение, пережившее первую мировую войну и осталось духовно опустошенным. Эти люди отказываются от любых идеологических догм и ищут смысл своего существования в простых человеческих отношениях.
Чувство локтя товарища, что почти слилось с инстинктом самосохранения, проводит сквозь войну душевно одиноких героев романа Ремарка «На западном фронте без перемен»; оно же определяет отношения героев романа «Три товарища».
Герой Хемингуэя в романе «Прощай, оружие» отрекся от военной службы, от того, что обычно называют моральным долгом человека, отрекся ради отношений с любимым, и его позиция кажется убедительной.
Человек XX века постоянно стоит перед ожиданием конца света, перед ожиданием собственной смерти или смерти любимого существа. Кэтрин, героиня романа «Прощай, оружие», умирает, как и Пао в романе Ремарка «Три товарища». Герой же теряет чувство смысла собственного существования. В финале обоих произведений герой смотрит на мертвое тело, которое уже перестало быть телом любимой женщины. В роман вплетаются подсознательные размышления автора о происхождении любви, о его духовную сущность.
Одна из основных особенностей литературы XX века в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Размышления о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических катаклизмов и, по сути, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.
В творчестве Франсуазы Саган тема дружбы и любви обычно остается в рамках частной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежит большинство ее героев.
Ф.Саган написала свой первый роман в 1953 году, и он тогда был воспринят как полное моральное падение.
В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности: это чувство должно погибнуть, едва родившись. На смену ему приходит другое - чувство разочарования и грусти.
Жиль Лантье губит единственную и настоящую любовь в своей жизни, поддавшись ложному чувству собственного достоинства и желанию быть независимым. Герои Ф. Саган отказываются от ответственности, и это приводит к катастрофе.
В романах Хемингуэя и Ремарка любви получает поражение под давлением той силы, которая сметает человеческие судьбы и ломает человеческие отношения. В произведениях Франсуазы Саган человек сам становится той силой, которая разрушает отношения и рвет связки. Эти две художественные традиции очень полно характеризуют особенности современного подхода к теме дружбы и любви, иллюстрируют два направления в изучении области чувств.