СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
Образ Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
Герой романа - человек сильной воли, отважный, который не отворачивается от опасности, а наоборот, идет навстречу бурям и тревогам, чтобы найти себе дело и заполнить необъятную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без определенной цели. Его равнодушие и ирония - в большей степени светская привычка, чем черта характера. «Нет в мире человека, - говорит он, - над которой прошлое достало бы такую власть, как надо мной. Всякое напоминание о печаль или радость, что я пережил в прошлом, болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки... Я глупо создан! Ничего не забываю - ничего!» Когда Грушницький влюбляется в княжну Мери, Печорин говорит: «Я внутренне хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил. Вероятно, что он влюбился, потому что стал более доверчивым, у него даже появилось серебряное кольцо с чернотой здешней работы... Я начал его рассматривать, и что же?.. Мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом - число того дня, когда она подняла известную стакан. Я утаил свое открытие, я не хочу требовать от него признаний; я хочу, чтобы он выбрал меня своим поверенным, - и именно здесь я буду наслаждаться».
Герцен писал о своем поколении, к которому принадлежал и Печорин: «...Все мы более или менее Онегіни, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками... Мы занимаемся всем: музыкой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом чтобы только развлечься, чтобы забыть об угнетающем нас великую пустоту».
Печорин не занимается музыкой и мистицизмом. У него действующая душа, которая требует живого, постоянного движения, свободы, энергетического проявления жизни - он предпочитает подставлять лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви, рискованных приключениях, путешествиях.
В нем действительно что-то от «старшего брата» - Онегина, и цс делает его состояние особенно трагическим. Онегин мог еще рассуждать про Адама Смита, удивлять окружающую барство своими либеральными новопоходженнями, для него был открыт путь к декабристам, идеалы привлекали возможностью реализации. В Печоріні ничто не выдает присутствия общественных интересов. Лєрмонтов не дает своему герою думать о политике. Два-три намеки, и все. Однако дух скептицизма, недоверия, отрицания, присущий внутреннему складу Печорина, в жесткой холодности его беспощадных афоризмов, в самом его погружении в частную жизнь, говорит само за себя. Тяжелый дух скептицизма владеет его мечтами. Недаром Печорин говорит о том, что ему не присущ «пыл благородных намерений», что он не способен на большие жертвы ради блага человечества», что он привык сомневаться во всем.
Все это свидетельствует о трагической судьбе того поколения, в котором Печорин - герой своего времени, хотя критика возразила реальные черты своего времени, отбросила объективное суждение Лермонтова о тогдашнее общество.
Печорин не прислушивается к голосу своего сердца и не считает нужным идти за ним. Он сын своего времени и живет в основном умом. Если бы в его сознании победило мнение, что смогла бы признать правомерность и необходимость служения общественному благу, гуманистическим идеалам, то она бы освободила его от тяжких моральных проблем индивидуализма, в плену которых он находился. И хотя путь, который он избрал, не принес ему счастья, он все же остается верным ему. Голос сердца, голос человеческой потребности в любви, доброжелательность, справедливость, счастье отдавать себя другим не успели еще прийти в сознание Печорина и сказать ему, что этот путь и является настоящим для человека. Истина осталась для него нераскрытой.
Однако любая жизнь, что является поиском истины, всегда будет принадлежать духовному опыту человечества. Так и жизнь героя романа М. Ю. Лермонтова.
|
|