ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Философская глубина и гуманистическая воодушевление трагедии Шекспира «Гамлет»

Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и длительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия ставится на сценах театров всего мира. И каждое поколение, люди разных национальностей ищут в ней ответы на вопросы, которые их беспокоят. Секрет такого постоянного интереса к трагедии - в философской глубине и гуманистической воодушевлении этого произведения, в мастерстве Шекспира-драматурга, который воплотил общечеловеческие проблемы в художественные образы.

Образ Гамлета - центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя - месть за убийство отца. Согласно средневековым представлениям - это его обязанность, но Гамлет - человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему надо хорошо взвесить, изменит что-либо в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварство (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу,

Гамлета предают самые верные друзья и помогают убийцы). Он разочаровывается даже в своей любви и остается одиноким.

Его размышления о назначении человека приобретают трагический окрас (сцена на кладбище). Зло, считает он, имеет космический характер, и человек - очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти рассуждения героя: безвинно гибнет Офелия, а зло остается безнаказанным. Гамлет не может смириться с этим, но и не находит в себе сил противодействовать. Если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его.

Шекспир дает Гамлету несколько возможностей убить Клавдия: Гамлет видит, как король в одиночестве молится, и ему выпадает удобный случай. И герой не делает решительного шага. В молитве Клавдий искупает свои грехи, смерть в такую минуту воспринималась современниками Шекспира как прощение грехов, а душа человека, считалось, улетала в рай. Убить в такой миг Клавдия означало простить причиненное ему зло. Именно этого Гамлет не может сделать. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством долга и собственными убеждениями, эта борьба приводит к печальному выводу: весь мир - тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одиночество.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую ведет с собой герой. Он постоянно упрекает себя в бездействии, пытается понять, способен ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве, но и здесь размышления о том, не ждут ли на него такие же проблемы в потустороннем мире, останавливают его («Быть или не быть?»). Долг велит ему «быть» и действовать. Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. В финале трагедии убийцу короля наказан, но произошло это вследствие стечения обстоятельств, а не по воле героя.

Гамлет не случайно изображает сумасшедшего: понять то, что понял Гамлет, и не сойти с ума может только очень сильный человек.

Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он чувствует и заставляет переживать читателей. Почему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческой жизни, можно ли побороть зло - вот лишь основные философские проблемы, что нарушает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверное, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности творить добро, противостоять злу - путь к ответу на них.