ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВОЛЬТЕР

Проблема добра и зла в комедии Вольтера «Простодушный»

Проблема добра и зла, их природы и сущности - одно из извечных вопросов, издавна заставляло спорить философов, волновал многих художников и поэтов, среди которых и Вольтер, выдающийся французский мыслитель и мастер слова.

Комедия «Простодушный» - один из самых драматичных произведений писателя, в котором он рассматривает конфликт между «сыном природы» и «цивилизованным обществом» и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире, возможно ли «малое зло» во имя «великого блага».

Молодой европеец, который вырос среди индейского племени гуронів, возвращается во Францию. Простодушный, честный и прямой в своих мыслях и желаниях. Простодушный герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом и развратом «цивилизованного» мира. Он хочет любить, а «добропорядочные» родственники госпожи де Сент-Ив отсылают его возлюбленную до монастыря - тюрьмы, где держат молодых и красивых девушек. Такой жестокости никогда не было в гуронів, а после объяснений аббата о браке, для заключения которого нужны нотариусы, свидетели, договоренности, герой делает вывод, что французы - бесчестные люди, если для освящения высокого чувства любви им необходимы такие мизерные и ничтожные меры безопасности. Гурон не может понять, почему любовь воспринимается как грех. Для него, варвара, - это нежное, благородное и чистое чувство, которое является источником добра и возвеличивания человека.

Индеец хочет бороться за свое счастье, но сталкивается с еще большим злом общества, где с людьми обращаются, как с обезьянами: бьют, а потом заставляют танцевать». Простодушный отражает нападение вражеской эскадры на французский берег и спешит в Париж, чтобы получить справедливое вознаграждение за свой подвиг. И вместо ожидаемой благодарности за мужество и самоотверженное служение королю гурон ждет заключение, поскольку клевета и безосновательные аресты - еще один признак «добропорядочных» порядков «цивилизованного» государства. Гурон в отчаянии смотрит через решетку на прекрасные и далекие звезды, что сияют в безграничном пространстве Вселенной, и не может понять, почему в этом уголке земли, куда привела его судьба, есть существа, которые лишают человека свободы - наивысшего блага, данного ей Богом. Простодушный вспоминает страну своего детства и снова приходит к выводу, что носителями добра в этом мире есть люди природы - суровые, но искренние: «их называют варварами, потому что они мстят врагам, но зато они никогда не угнетают друзей».

Гурон поражают произвол и безграничность жестокости и зла, царящих в европейском обществе, история которого - это картина преступлений и несчастий, диких по своей сути обычаев и порядков. Зло стало неизбежным спутником государственного устройства. Вот что говорит прекрасной Сент-Ив один чиновник: «Я не имею права делать добро; вся моя власть сводится к тому, что время от времени я могу делать зло».

Кульминацией конфликта добра и зла становится решение госпожа Сент-Ив освободить Простодушного из тюрьмы, ценой своего бесчестия. Несчастная девушка вынуждена отдаться развратном вельможи, чтобы спасти любимого. Она колеблется, но все уверяют, что поступок ее не будет изменой, а наоборот, - священным долгом перед своим будущим мужем.

Наконец бедная Сент-Ив решается на тот грех, которого требует от нее жестокая судьба, - и сразу ее любимого увольняют. Поступок г-жа де Сент-Ив - малое зло ради великого блага. И может ли грех, даже вынужденный, породить добро и счастье? Сложный и спорный вопрос, но мне кажется, ответом на него является смерть девушки, которая не смогла снести обиды и унижения, чувствовать этот груз на сердце, что всегда бы затмевал ее жизнь с любимым. По моему мнению, и Простодушный не смог бы быть счастливым, зная, чем пожертвовала ради него Сент-Ив.

Любимая умирает, а неутешительный гурон до конца жизни остается верен этой нежной и самоотверженной девушке, которую отобрали у него силы зла, воплощенные не в стихии или войне, а в «добропорядочных» обычаях «цивилизованного общества».

Грубые варвары оказались более причастными к идее добра, чем просвещенные европейцы, способны погубить любовь, изуродовать души чистых и прекрасных людей.