«Рамаяна» как образец древнего героического эпоса
Литературоведческий термин «эпос» происходит от греческого «рассказ». Индийцы называли «Рамаяну» - первый собственно литературное произведение - «первой поэмой», а ее предполагаемого автора Вальмики - первым поэтом.
В «Рамаяні» рассказывается о сыне царя Айодг'ї - Раму, его героические подвиги и благородные поступки. В образе Рамы древние индейцы воплотили свои представления о справедливости, силы любви и добра.
Рама с юности отличался красотой, мудростью, силой и храбростью. Его женой стала прекрасная царевна Сита. Рама получил право жениться с Ситой, когда победил в соревновании других царевичей и царей - только ему удалось согнуть крепкий и огромный лук отца Ситы - царя Джанаки. Этот лук имел волшебные свойства, потому что подарил его царю сам бог Шива. Долгие годы Рама и Сита жили счастливо. И вот царь Дашарахта решил провозгласить Раму своим наследником и передать ему царскую власть. Узнав об этом, вторая жена царя Дашарахти Кайкеї напомнила мужу, что тот дал ей когда-то обещание выполнить два ее желания. Теперь она хотела, чтобы царь отправил Раму на четырнадцать лет в изгнании, а провозгласил наследником ее сына Бхарату. Горю царя Дашарахти не было предела, но Рама сам заставил отца сдержать свое слово и ушел в изгнание. Вместе с Рамой добровольно пошли его жена Сита и брат Лакшмана. Царь Дашарахта не смог выдержать разлуки с любимым сыном Рамой и умер. Трон должен был занять Бхарата. Но тот не считал, что имеет на это право, поэтому подался в леса, где жили отшельниками Рама, Сита и Лакшмана, чтобы предложить законному наследнику трон. Друзья и родственники советовали Раме принять предложение брата. Но Рама решил быть верным памяти отца и до конца выполнить его волю. Бхарата вынужден был вернуться в столицу без Рамы, но в знак того, что он не считает себя законным царем, поставил на трон сандалии Рамы. Рама и Лакшмана берегли покой лесных отшельников, перебили много лесных чудовищ. Однажды Лакшмана отрезал уши и нос в чудовища Шурпанакхи, женщины-ракшаси, которая хотела убить Ситу. Шурпанакха пожаловалась своему брату, десятиголовому демону Равани, повелителю острова Ланки. Равана, узнав о красоте Ситы, похитил ее у Рамы и перенес на своей летающей колеснице на остров Ланку. Там он пытался соблазнить Ситу роскошью и богатством, если она станет его женой. Но Сита остается верной Раме. Равана заточает ее и угрожает ей смертью, если Сита через двенадцать месяцев не изменит своего решения.
Рама разыскал и освободил Ситу, убив Равана. Смерть Равана означает победу Рамы над силами зла. Однако в присутствии многих тысяч свидетелей Рама отталкивает от себя Ситу и говорит, что подозревает ее в неверности. Сита бросается в огонь, но огонь не вредит Сити, а из пламени поднимается бог огня Агни и убеждает Раму в невиновности Ситы. Рама объясняет, что сам был убежден в верности Ситы, но хотел, чтобы в том убедилось все войско.
После примирения с Ситой Рама возвращается в Айодхью, где Бхарата с радостью уступает ему троном. Но на этом испытания Рамы и Ситы не заканчиваются. Однажды дошло до Рамы слух, что народ не верит в добродетель Ситы и побаивается, что это плохо повлияет на всех женщин страны. Рама вынужден подчиниться воле народа и наказув Лакшмані отвести Ситу в лес, к отшельникам. Сита устойчиво воспринимает новый удар судьбы, ее принимает под свою опеку отшельник Вальмики. В его лесной хижине в Ситы родились двое сыновей - Куша и Лава. Вальмики воспитал их, а когда они подросли, научил их рассказывать поэму о Раму, которую сам составил. Однажды они рассказали эту поэму во время жертвоприношения в присутствии самого Рамы. Рама узнал своих сыновей и послал за Ситой и Вальмики, вновь подтвердил чистоту и верность жены Рамы, но Рама еще раз захотел, чтобы Сита доказала это перед всем народом. Сита призвала мать-землю быть ее свидетелем, и земля, по просьбе Ситы расступилась и поглотила верную жену Рамы. Только после смерти на небесах Рама и Сита соединились навеки.
В поэме много монологов героев, в которых отражаются их чувства и мысли. Тоской по потерянной любви, надеждами, которые не оправдались, определяются почти все монологи главных героев поэмы. Автор мастерски использует описания природы, которые помогают раскрыть чувства героев. В поэме подаются развернутые описания различных времен года, смена которых является символом обновления жизни. Описания природы как поданы глазами героев и передают их настроение. Так, Рама, ища Мира, приходит весной на берег озера Пампы. Чистые воде озера сияют в солнечном свете, как драгоценные камни; яркие цветы, зеленая трава кажутся красочным ковром. Но в душе Рамы эти прекрасные пейзажи только усиливают тоску по любимой. И яркие краски пейзажа сливаются в его сознании в картину весеннего пожара. Красные цветы кажутся ему горячим углем, желтые листья - пламенем.
Но природа может уменьшить страдания, она - величайшее благо, дарованное человеку. Так, когда Рама и Сита вместе идут в изгнание, перед ними словно впервые открывается красота природы, которая заставляет героя забыть то, что он потерял, выполняя родительскую волю.
Художественное совершенство поэмы, ее эмоциональная напряженность обеспечили «Рамаяні» долгую жизнь и любовь индийского народа. Рама стал одним из любимых героев Индии. Этот образ стал для индейцев символом человеческих добродетелей.
|
|