ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Трагедия и торжество любви (По трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»)

От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошло не одно столетие, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой жизни.

«Ромео и Джульетта» (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает в основном лирические комедии. В двух же трагедиях (вторая, кроме названной,- «Юлий Цезарь»), несмотря на обилие мрачных сцен, побеждает все же светлая основа, победу празднуют честь и справедливость.

Главные герои «Ромео и Джульетты» молодые, чистые сердцем, живут ощущением огромной радости бытия, а затем - безграничного счастливого чувства. Оптимизм автора в этот период его творчества оказывается сильнее человеконенавистничество и корыстолюбие.

Основной леймотив трагедии - развенчание мира феодальных отношений, враждебных человеку, искажающих ее естественные чувства. Вражда знатных семей Монтекки и Капулетти, от которой страдает вся Верона, потому что она приводит в ярость жителей города, делает общую жизнь невыносимой. Кроме того, эта вражда представляет собой фикцию защиты семейной чести, которую словно защищают оба лагеря. Возможно, когда этот конфликт и имел реальное основание, но сейчас даже память о нем исчезла. Эта вражда - пережиток древнего, однако оно еще имеет силу и способно мешать утверждению новой морали, нового порядка.

Таким образом, в трагедии сталкиваются две общественно-моральные силы: дух феодальной жестокости и мести и принципы любви, гармонии грядущей эпохи Возрождения. Но прежде всего «Ромео и Джульетта» - величайший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих семей полюбили друг друга. Их любовь - не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и чувства, бесконечно обогащает душу. Шекспир очень поэтично показывает рождение и развитие этого высокого чувства. Вот Ромео видит Джульетту на балу, и ее красота поразила юношу:

Ее сиянье факелы затмило.

Она подобна ярком берилла

В ушах арапки...

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет! то были ложные богини,

Я истинной красы не знал доныне!

Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя у окна, мечтает о Ромео, а он стоя внизу, слышит ее признание, и их следующая беседа, во время которой они поладили,- трудно найти в мировой литературе эпизоды, которые равны этом по силе проявление чувств.

Любовь превращает героев. Никогда не простил бы прежний Ромео надменном Тібальду в'їдливість и грубость. Любящий Ромео становится терплячім. Любовь делает его рассудительным и по-своему мудрым. Только когда Тибальд набрасывается на добродушного Меркуцио, Ромео берется за оружие. Джульетта по-детски непосредственная и откровенная. Ее чувства еще дремлют. Полюбив Ромео, она начинает лучше разбираться в человеческих взаимоотношениях - лучше, чем ее родители, которые желают видеть женихом Джульетты вельможного Париса. Ведь еще некоторое время назад она была готова присмотреться к Париса. И, возможно, если бы не произошла встреча с Ромео на балу, состоялся бы еще один брак, довольно счастливый, на основании доччиної послушания перед желанием родителей. Но Джульетта признает лучше умереть, чем вступить в брак с нелюбимым. Девушка первой начинает разговор о женитьбе, в ее словах, обращенных к избраннику, чувствуется душевная зрелость и достоинство любящей женщины:

Поверь мне, и я вернейшая буду,

Чем те, что хитро изображают равнодушие.

То, что Джульетте лишь тринадцать лет, еще раз доказывает: большие чувства доступны и юным душам. «Любви все возрасты покорны»,- скажет об этом позже гениальный русский поэт. Преданность любимому, вера в Ромео, решительность, гордое осознание собственной правоты - все это делает Джульетту самым ярким символом самого прекрасного человеческого чувства.

Герои борятся за право свободного выбора в любви, однако они окружены слепой и ненавистной враждой. С той же решительностью, с которой Джульетта пьет снотворное зелье, что предложил ей монах Лоренцо,- берется она и за кинжал, потому что знала: любимый наложил на себя руки, потому что убедился в ее смерти. Разделить с ним его судьбу - в этом видела Джульетта свой долг. Девушка погибает, только испытав счастье любовь, о которой мечтала и которую взлелеяла в своем сердце. Без Ромео жизнь теряет смысл, ибо дважды любить невозможно...

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится всего несколько дней и противостоит древним взглядам и отношениям средневековой замороженности, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это настоящий бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей наконец примирила враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа - принципа мира, дружбы, любви. Горе утраты заставляет Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственное будущее. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства святее и значительнее по возрастные сословные предрассудки. Так было и так будет всегда, пока живет человек.