Теория Раскольникова, ее антигуманістичний смысл
(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - один из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвел впечатление вполне понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связан с его теорией, а эта теория - преступная.
Уже с первых страниц романа «Преступление и наказание» главный герой подавлен собственной философией, которая разрешает «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой разделил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно принимают свою судьбу, а есть такие, нарушающие моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, что содрогаются» «сильными мира сего»: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...».
Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не уводят его от идеи убийства, а как будто наталкивают на нее.
Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Душная атмосфера его жилища перекликается с душной атмосферой петербургских улиц.
Хотя преступление Раскольникова - это вызов бесчеловечным законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников причислил себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: мать, сестра, Соня, Разуміхін. Он отрезал себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...»
Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лізавету: «Бедная Лизавета! Зачем она тут подвернулась!.. Странно, однако ж, почему я об ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают... глядят кротко и тихо...».
Этот монолог доказывает весь ужас содеянного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он снова убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать толчком к преступлению, а преступлением.
Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»
Значит, поражен идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.
Кажется, что Раскольников может реагировать только на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.
Итак, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законов не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый изысканный вор, не то что человек с раздвоенной личностью. Возможно поэтому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей обраВНОй системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.
|
|