10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Кто прав, представляя себе завтрашний день Отечества: Лопахин или Петя Трофимов? (По пьесе Д. П. Чехова «Вишневый сад»)
Так уже сложилось в общественном раскладе поколений, что люди, которые живут сегодня, могут реально судить, что стоял по взглядам на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы. П. Чехова «Вишневый сад» - Лопахина и Трофимова. Каким представлялся им завтрашний день Родины? И что получилось? В пьесе передана атмосфера разброда, нечеткости желаний. В доме помещицы Раневской только купец и Петя Трофимов, бывший учитель ее сына Гриши, который утонул, уверены в себе и, кажется, знают, что им предстоит делать в жизни.
Лопахин «одалживает» деньги владельцам имения и предлагает им продать вишневый сад под дачи, видя в этом единственный выход из положения, что образовалось. Он считает, что нет смысла держать сад только ради красоты. К тому же это просто невыгодно: такое количество вишни трудно продать.
Лопахин и Трофимов намечают каждый свой путь в жизни. Роль Лопахина - центральная. Лопахин - купец, но порядочный человек во всех смыслах. Он хочет стать лучше, чище, умнее, мечтает: «Мы сами должны быть великанами». Трофимов называет Лопахина будущим миллионером и «хищным зверем, что съедает все на своем пути». Сам Трофимов предчувствует счастье в далеком будущем и зовет идти дорогой непрерывного труда, дорогой исканий и страданий. Намеченные жизненные дороги не для владельцев вишневого сада. Они остаются на прежнем распутье.
Лопахин не может понять скрытых страданий этих взрослых детей - Гаева и Раневской, их наивную беспомощность и упорную непрактичность. Мы видим поколение, что идет, и не испытываем особого сожаления по поводу их ухода. Правда, в пьесе есть еще молодое поколение. Но у молодых людей пока что одни слова. В то время как топор Лопахина уже стучит по вишневых деревьях...
Наиболее впечатляющая сцена в пьесе - это сообщение Лопахина о том, что теперь он хозяин вишневого сада. Раневская горько плачет после этого известия, а Аня уговаривает мать не сокрушаться, обещает насадить новый сад, «роскошнее этот». Она вроде бы продолжает мысль Трофимова: «Вся Россия - наш сад». На просьбу Раневской Лопахин приказывает прекратить рубки сада. Но как только бывшие владельцы оставляют имение, топор снова стучит. Новый владелец спешит!
В рецензии на спектакль Художественного театра писалось: «Вчера панахидний звон театра звонил торжественно и скорбно: отпевали в «Вишневом саду» русского интеллигентного, но обедневшего дворянина, ...поставили памятник над могилой симпатичных белоручек...» В чем рецензент был прав, но много чего не учел: «Те, кого отпели, все-таки кое-что оставили миру. Хотя бы духовно богатое потомство, что мечтает насадить новые сады. В то время как сила, которая шла на смену дворянству, была способна только на вырубку.
Ермолай Лопахин никак не может забыть, что он мужик. Пройдет время, и Лопахин опять вернется к этой теме: «...вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...» Это хорошо или плохо, что Лопахин помнит свои корни? Думаю, хорошо. Сам Лопахин считает, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Для него новая жизнь - это дачи, которые он будет продавать. Но вырубленный вишневый сад, которого не хотят простить Лопахіну эстеты, - это мелочь по сравнению с тем, что оказывают сегодняшние дельцы, поставившие целью своей жизни лозунг «Все на продажу!»
Извините, Єрмолаю Алексеевич, вы до этого не дошли, но, вырубив вишневый сад, открыли дорогу к произволу, укрепили принцип господина Лужина из «Преступления и наказания» Достоевского: что хочу, то и делаю. Человеку с деньгами много чего можно - сегодня мы ощущаем это на себе. Лопахин еще и приговаривает: «За все могу заплатить!» Он и теперь не до конца понял, что не все в жизни измеряется деньгами, но в душе у него нет больше ни радости, ни покоя...
Что касается Пети Трофимова, то на него серьезные надежды возлагать, я думаю, не стоит. Его призывы, слова о будущем носят абстрактный характер. Отказываясь взять деньги, предложенные Лопахиным, он говорит: «Я свободный человек. Я сильный и гордый. Я иду в первых рядах за счастье на земле...» Лопахин спрашивает его: «Дойдешь?» Трофимов: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». Много риторики, но слабо верится, что Петя способен что-то серьеВНОе сделать, построить... ни Лопахіни, ни Трофимовы не оправдали надежд народа.
Поэтому на вопрос темы трудно ответить. После «перестройки», или «перераспределения» богатств народа прошло больше десяти лет, а изменений к лучшему не замечается. Может, кто-то опять начнет все сначала?! Думаю, это будет не Петя Трофимов, потому что хотеть и мочь - разные понятия.
|
|