ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Лишь четверть века назад широкий круг читателей получил возможность познакомиться с творческим наследием Михаила Булгакова. И вряд ли есть сейчас человек, который бы не полюбила эти произведения. К тому же экранизации нескольких из них, таких как «Дни Турбиных», «Бег», «Собачье сердце», стали любимыми фильмами зрителей раВНОго возраста. Произведения Михаила Булгакова пришли наконец в наши дома.

Особой популярностью пользуется последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита», хотя некоторыми деталями и напоминает трагедию. В. Гете «Фауст», однако требует от читателя выхода из плоскости устоявшихся жизненных представлений и свидетельств. В течение первых двенадцати глав название романа остается для нас загадкой - ни Мастера, ни Маргариты на этих страницах нет, но своеобраВНОе сатирическое изображение общества поражает уже с первых строк романа, когда Берлиоз и Иван Бездомный увидели иностранца (автор высмеивает зараженное шпіономанією общество) и оба готовы были его задержать. Возможно, что быстрая гибель Берлиоза и была расплатой за всегдашнее готовность к доносу, который вел до ареста и гибели задержанного.

А как точно писатель отразил эпоху репрессий, завуалировав ее под библейские времена. С каким сарказмом изображен прокуратора с кавалерийской походкой, к которому обращаться надо было не иначе как правителя (а не напоминает ли это слово о гегемона революционной эпохи?).

Высокий мир евангельской легенды, который приобрел под пером писателя рис реальности, снижается, пародийно искажается в других мирах, других измерениях. Современность становится нереальной, а потусторонний мир - действительностью. Мы полностью погружаемся в мир созданной автором фантастической реальности, которая на самом деле оказывается действительной.

Сатирическую характеристику общества автор дает и в московских главах романа. Достаточно вспомнить случай, который произошел в варьете. Каким низким является падение общества, если люди теряют достоинство при виде денег: «Кое-кто уже ползал в преходящая, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Деградацию личности описано в эпизоде распространение одежды в варьете: «Общее изумление вызвал мужчина, затесавшийся на сцену. Он объявил, что у супруги его грипп и что поэтому он просит передать ей что-нибудь через него».

Бытовая сцена распределения жилья после смерти Берлиоза является злобным осуждением мелочности общества, где царят скудность, корыстолюбие и лицемерие. Ведь после смерти Берлиоза нашлось множество претендентов на его жилье: «И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявленный тридцать две штуки.

В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами... Никанора Ивановича вызывали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что-то шептали, подмигивали и обещали не остаться в долгу».

А каким унизительным кажется распределение привилегий в МАСОЛІТі, ведь литераторы могут пообедать изысканными блюдами в ресторане значительно дешевле, чем обычные граждане; есть у них и дачи на Клязьме, но пробиться туда могут не все, потому что бездарных литераторов оказывается значительно больше, чем дач, поэтому летний отдых тоже является предметом зависти:

«Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в МАССОЛИТе три тысячи».

Обратившись к фамилиям персонажей произведения, можно увидеть, как тонко писатель высмеивает отрицательные черты их обладателей: Римский, Варенуха, Лиходєєв, Куралєсов.

Даже упоминание о личную полемику Михаила Булгакова с критиком Всеволодом Вишневским на страницах романа приобретает сатирических признаков в фамилии литератора Мстислава Лавровича (намек на популярные в 30-е годы «лавровишневые капли»).

Еще одним объектом сатирического осмеяния автора в романе «Мастер и Маргарита» есть психиатрическая больница, в которую по очереди попадает большинство персонажей и даже сам Мастер. Причем все пациенты являются вполне нормальными людьми. Даже мистические персонажи вводятся автором для обличения общественных пороков.

Об этом свидетельствовал сам Михаил Булгаков в письме правительству. Он назвал важной чертой своего творчества «выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я - мистический писатель), в кото-рых изображены бесчисленные уродства нашего быта».

Однако через сатирические строки романа «Мастер и Маргарита» проступает надежда Михаила Булгакова на обновление страны и вера в человека.