9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»
Повесть М. Гоголя «Шинель» входит в цикл повестей, получивших название «Петербургских». Все их объединяет прежде всего образ города - одного из самых прекрасных, изысканных и почти невероятных. Он, абсолютно реальный, конкретный, ощутимый, вдруг превращается в мираж, в город-призрак.
Я почувствовала это белой июньской ночью, когда впервые посетила этот город. Поднялись мосты над Невой: слева Николаевский, справа - Дворцовый, а между ними, лицом к реке и спиной к городу - «кумир на бронзовом коне» - Петр И.
Здесь столетие с четвертью назад жил Акакий Акакиевич Башмачкін - порождение именно этого города, маленький человек, затертая большими домами, растоптана «большими» чиновниками.
Город-монстр убивает личность, ему безразлично какого чиновника-служащего в каком-то департаменте. Акакий Акакиевич - песчинка в этом огромном городе, его задача - удержаться в этом мире, выжить в неравной борьбе за существование.
Вот почему Гоголь, подходя к главной теме повести, употребляет слово «враг», хотя никаких батальных сцен здесь не будет: «...есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья... враг этот не кто другой, как наш северный мороз». Бедный Акакий Акакиевич всю жизнь провел бы в состоянии порогов: города - врага бедных, чиновников, подавляют тех, кто рангом ниже, мороза, от которого в плохонькой шинельці никуда не деться.
С мечтой о возможной реставрацию шинели, что отбыла возраст, поднимается Башмачкін на четвертый этаж по лестнице, «которые все облиты водой, помоями и проникнуты насквозь тем спиртуозним запахом, который ест глаза и, как известно, обязательно есть на всех черных лестницах петербургских домов». Типичные контрасты мегаполиса: парадные подъезды и потайные лестницы, нарядные фасады и колодцы дворов, блестящий одежду и шинели простых тружеников, что уже не подлежат ремонту.
Но вот мечта всей жизни Башмачкин сбылась - новая шинель. И здесь Акакий Акакиевич, что потерялся в многолюдном Петербурге, вдруг будто нашелся в нем. Его не просто заметили, а даже отметили приглашением к помощнику столоначальника - какая честь! И горд собой Башмачкін идет в гости к высокого чиновника. Он идет по пустынным улицам с плохим освещением, бедными домами. Но вот все чаще начинают появляться красиво одетые дамы, мужчины в шубах с бобровыми воротниками. Переходя от физического и духовного мрака к свету, Акакий Акакиевич будто делает скачок из своего мира в чужой: теперь у него Есть на это право. Но его ждет обратная дорога домой. Она станет дорогой возвращение к прошлому, и Петербург опять все и всех расставит по своим местам. Он «чувствовал, как сняли с него шинель». Еще бы! Ведь это снимали кожу.
Теперь Башмачкін снова ничтожная песчинка этого города. Он пытается искать справедливость сначала в будочника, потом у пристава, у «значительного лица». В руках этого «значительного лица» власть, и ему дано право говорить со всеми отрывистым и твердым голосом, «которому заранее намеренно учился у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина». Да, такое бывает только в столицах!
И снова спускается Башмачкін лестнице, на этот раз они ведут в никуда. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищена, никому не дорогое, ни для кого не интересное». В том и ужас одиночества в большом городе, холодно-равнодушном к людям, где «каждый умирает в одиночку».
После смерти Башмачкин в городе появляется фантом, что срывает шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Такая фантасмагория могла произойти только под пером Гоголя и только в Петербурге, который стал не только фоном, но и чуть ли не главным действующим лицом одной из самых беспощадных и найщемливіших из «Петербургских повестей».
Я бы поставила в нынешнем Санкт-Петербурге у Калинкіного моста памятник Башмачкину. И вижу я этот памятник: на постаменте фигура в шинели. Но без лица. От воротника - вместо головы гусиное перо. Без головы и без лица - ведь собственного лица в Акакия Акакійовича не было, а если бы и было, вряд ли заметил бы его «Петербург неугомонный»...
|
|