ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

8 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»

Смейтесь, люди, но быть может

Вы когда-нибудь поймете,

Что возвышенно и свято

В этом жалком Дон Кихоте.

Д. С. Мережковский В начале XVII века, то есть на то время, когда жили герои Сервантеса, эпоха Возрождения, с ее верой в человека и в его возможности, завершилась. В больших идеях оказались сложные противоречия. Стало понятно, что смелым надеждам и высоким задачам, которые Возрождение ставило перед человеком, не суждено осуществиться в реальной жизни. Проходит наивная убежденность в том, что только от самого человека зависит исполнение его назначения на земле. Люди перестают верить в безграничные возможности человека.

В романе Сервантеса «Дон Кихот» и отразилась эта катастрофа идеалов Возрождения, противопоставляются реальность и мечты, идеал и действительность. Главный герой романа - пятидесятилетний идальго на имя «не то Кіхана, не то Кесада», все имущество которого составляли родовое копье, древний щит, тощая кляча и хортица. Начитавшись рыцарских романов и взяв себе имя Дон Кихота Ламанчського, он отправляется на поиски приключений, чтобы, подобно героям рыцарских романов, искоренять всяческую неправду и несправедливость. Но действительность не соответствует рыцарским представлениям о ней Дон Кихота. Он видит не реальный, а воображаемый мир. И реальная жизнь разрушает его замыслы. Разрыв между представлением Дон Кихота о жизни и самой жизнью становится главной темой романа Сервантеса. Храбрость Дон Кихота, его готовность к подвигу, желание справедливости, неприятие всяческого зла не приносят пользы людям. Большинство тех, с кем встречается Дон Кихот, не имеют потребности в его героизме. Ни каторжникам, которых он освободил, напав на охрану, ни хозяину постоялого двора, ни пастухам не нужны его подвиги, которые он совершает ради них. «Сеньор кавалер! - обращается к нему хозяин постоялого двора. - Я вовсе не нуждаюсь в том, чтобы ваша милость мстила моим обидчикам... Я хочу одного - чтобы ваша милость уплатила мне за ночлег».

Дон Кихот становится свидетелем того, как дюжий крестьянин бьет підпаска. Разобравшись и выяснив, что мальчишки бьют за то, что он попросил заплатить ему деньги, которые он не получал девять месяцев, доблестный идальго приказывает отпустить мальчишку и заставляет хозяина поклясться, что тот заплатит підпаску сполна. В восторге от своего благодеяния Дон Кихот поехал дальше, а крестьянин действительно «заплатил» підпаску сполна - так избил его, что тот едва остался жив.

Дон Кихоту, для которого верность слову - закон, не пришло в голову, что для множества людей слова, если они противоречат их корыстным интересам, - пустой звук. Он не думает, о результатах своих поступков, ему важно оставаться верным своим идеалам.

После боев и стычек, бесчисленных неудач и побоев, окровавленный, свергнут, Дон Кихот все равно считает себя правым. Сервантес создал героя, у которого слово не расходится с делом. Люди, с которыми главного героя сводила судьба, привыкли к расхождения между словами и делом, идеалом и действительностью. А Дон Кихот - целостный человек, не знает разлада между словом и делом. Герой Сервантеса увидел людей разных сословий - от галерников к вице-короля Барселоны. И всюду он сталкивается с неправдой, несправедливостью, тупостью, косностью. Его поражает не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не имеют никакой потребности в этом, звикнись с ним.

Поражение в поединке с Рыцарем Белой Луны, появление поддельной книги о нем, в которой Дон Кихот изображен обычным сумасшедшим, а Санчо - жадным обжорой, - все это бросает рыцаря в уныние, в глубине его души появляется разочарование. Побеждают Дон Кихота священник, цирюльник, бакалавр Самсон Карраско - практические люди, что живут здравым смыслом. Они не могут примириться с человеком, который живет в мире мечты, идеала. Они убеждены в своей правоте и без колебаний прибегают к насилию: сжигают рыцарские романы, которые составляют библиотеку Дон Кихота.

Трудно спорить с идейными противниками Дон Кихота. Но до чего бедный и примитивный их нечеловеческий «умный» мир! Здравый смысл, практицизм Самсона Карраска и его единомышленников вызывает нашу неприязнь, к фигуре ламанчського рыцаря и его оруженосца Санчо Панса мы испытываем симпатию, хотя и глузуємо из них.

В конце концов, перед смертью разум Рыцаря Печального Образа прояснился, и он называл себя уже не Дон Кихотом, а Алонсо Кихано. Он проклинал рыцарские романы, что скаламутили ему разум, и умер спокойно, как не умирал ни один странствующий рыцарь. Санчо чувствует истинную причину смерти своего господина: «Величайшее безумие со стороны человека - взять да ни с того ни с сего и помереть, когда никто тебя не убивал и никто не изживал со свету, кроме разве одной тоски». Дон Кихот умирает от большой тоски. Но роман Сервантеса не оставляет ощущения безысходности, у нас остается какое-то светлое чувство, связанное с образом Рыцаря Печального Образа. Вызывают восхищение его бескорыстие, одержимость идеей защиты слабых, стремление преобразовать жизнь, упорное следования к мечте, верность высокой цели, сколько бы эта цель не противоречила грубой действительности.