|
ВУЛФ, Вирджиния
(1882 - 1941)
ВУЛФ, Вирджиния - творчество писателя
ВУЛФ, Вирджиния (Woolf, Virginia - 25.01.1882, Лондон - 28.03.1941, Льюис, Сассекс) - английская писательница, литературный критик, теоретик модернизма.
Родилась в семье известного литературоведа, философа и историка Лесли Стивена, человека радикальных взглядов и глубокой эрудиции, автора фундаментальных трудов «История английской мысли в xviii веке» и знаменитого «Словаря национальных биографий». В доме Стівенів бывали выдающиеся писатели, ученые, художники. Его первой женой была дочь Вулф Теккерея. После ее смерти Стивен вступил в брак с вдовой известного адвоката Джулией Дакворс. Среди четырех детей от этого брака третьим ребенком была Вирджиния, которая отличалась с детства повышенной чувствительностью, большой восприимчивостью и слабым здоровьем. Она получила домашнее образование, проведя детство и юность среди книг чрезвычайно богатой библиотеки отца, в атмосфере культурных интересов и литературных знакомств.
В 1904 г. после смерти отца дети - Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджиния поселились в одном из центральных районов Лондона - Блумсбери. Здесь, в доме на Гордон-Сквер, неподалеку от Британского музея, начался новый период в их жизни, связанный с возникновением в 1906 г. группы «Блумсбери», которая объединила молодых людей, чьи интересы были связаны с искусством. Сюда входили писатели Литтон Стречі и Е.М. Форстер, искусствовед Роджер Фрай, художник Клайв Белл - будущий муж Ванессы, журналист Леонард Вулф - будущий муж Вирджинии, а также некоторые другие выпускники и студенты Кембридж; Центром группы была семья Стівенів, а ее душой - Вирджиния. Еженедельные встречи блумсберійців перерастали в длительные и жаркие споры об искусстве, о пути его развития в современную эпоху. Все были единодушны в своем взгляде на искусство как важнейшую грань жизни общества и наивысшее проявление возможности человека, все приветствовали новые художественные открытия и свято верили в то, что искусство - необходимая условие существования цивилизации.
Одним из своих наставников блумсберійці считали философа Дж. Е. Мура, который тяготел где інтуїтивізму и придавал особое значение анализу ощущений. Этическую теорию Дж. Мура, его книгу «Principia Ethica» («Основы этики», 1903), в которой проникновение в сущность прекрасного и установления гармоничных взаимоотношений между людьми провозглашаются важнейшими жизненными принципами, они восприняли как откровение. Члены группы «Блумсбери» решительно отрицали такие характерные для викторианской эпохи лицемерие, напускной застенчивости разглагольствования и тщеславие. Титулы и официальные награды высмеивались в их среде. В человеке ценились искренность, непосредственность умение тонко реагировать на окружающую среду, непредвзятость мнений, умение понимать и ценить прекрасное, непринужденно и понятно излагать свою мысль в разговоре, обосновывать ее в дискуссиях. Блумсберійці бросали вызов пошлости, меркантильности и ограниченности. Решительно отрицая утилитарный подход к жизни, они были склонны смотреть на себя как на избранных, служение искусству они рассматривали как своеобразный священный ритуал, а упреки в элитарности не брались во внимание, поскольку в определении «высоколобые», как их часто называли в критике и литературной среде, для них скрывался особый смысл: этим словом лично они называли человека, который, по словам Вулф, отличается высоким уровнем интеллекта и таланта, живет в постоянных творческих поисках; для него идея важнее жизненного благополучия. Где «высоколобых» Вулф относила В. Шекспира и Ч. Диккенса, Дж.Г. Байрона и П.Б. Шелли, В. Скотта и Д. Китса, Г. Флобера и Г. Джеймса.
В 1910 г. в среде блумсберійців появился Г. Фрай, который сыграл важную роль в культурной жизни тогдашней Англии. Он способствовал организации в Лондоне выставок картин французских импрессионистов и постимпрессионистов (191С и 1912 гг.). Появление в выставочных залах британской столицы полотен Е. Мане и А. Матисса. В. Ван Гога и П. Сезанна было воспринято как дерзкий вызов общепринятым вкусам. Лишь небольшая часть публики восприняла их искусство как явление значительное и принципиально новое.
Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, была и Вулф. Неслучайно именно 1910 год она назвала пределом, то обозначила «изменения в английском характере». Картины Мане и Сезанна она восприняла как откровение не только в изобразительном искусстве, но и в других видах искусства. Импрессионизм присущ прозе и самой Вулф.
В 1912 г. Вирджиния Стивен стала женой Леонарда Вулфа, хорошо известного в те годы своими статьями по вопросам колониальной политики Британской империи. Он был выпускником Кембриджа, провел семь лет на Цейлоне. Впечатление них лет отразились в его книге «Деревня в джунглях». В доме супругов Вулф наладилась творческая атмосфера, плодотворная для каждого из них. Круг друзей пополнилось: в гостиной Вулф бывали поэты и прозаики - Т.С. Элиот, Д.Г. Лоуренс, Э. Бауэн, С Спендер, знаток античности Г. Дикинсон. Остроумная, общительная, ко всему интересная В. всегда находилась в центре, притягивала собеседников. В 1917 г. супруги Вулф учредило издательство «Хоґарт-Пресс». Большую часть обязанностей, связанных с его деятельностью, выполняла лично Вулф.
Впервые в прессе Вулф выступила в 1904 г. в газете «Гардиан» с рецензией; впоследствии ее критические статьи стали появляться на страницах литературного приложения к газете «Таймс». Критиком и обозревателем этого издания она была в течение тридцати лет. В 1915 г. вышел в свет ее первый роман «Путешествие вовне» («The Voyage Out»). Она работала над ним семь лет. Это было начало ее пути романиста, на котором она отважно заявила о своем стремлении к эксперименту, к поиску новых дорог в художественной прозе. Достаточно ощутимое влияние на Вулф философии A. Берґсона и творчества М. Пруста.
Свои взгляды на литературу, задача романиста и принципы художественной изобразительности Вулф изложила в статьях «Современная художественная проза» (Modern Fiction», 1919) и «Мистер Беннетт и миссис Браун» («Mr. Bennett and Mrs. Brown», 1924), что стали ее эстетическими манифестами.
Вулф выступила убежденной противницей писателей старшего поколения - Г. Уэллса, Дж. Голсуорси и Беннетта, которых она назвала «материалистами», поскольку их, по мнению Вулф, интересовала не душа, а плоть» и «они тратят свое незаурядное мастерство и усердие, пытаясь сделать тривиальное и проминуче настоящим и вечным»; она противопоставила им «спиритуалист» - Дж. Джойса, Д.Г. Лоуренса и Т.С. Элиота, которые пытались приблизиться и сохранить искреннее и точнее то, что интересует их и руководит ими». «Спиритуалист» Вулф относила и себя. Для нее искусство - это мир эмоций, воображения, бесконечных ассоциаций, это умение передать мгновенное впечатление, бег времени, раВНОобразие ощущений; воспроизвести реальность - значит раскрыть мир чувств, заставить читателя проникнуться настроениями героев, автора; увидеть, как и они, игру света, услышать симфонию звуков, почувствовать дуновение ветра. Каждое произведение Вулф - художественный эксперимент. В «плинній прозе» она воспроизводит движение времени, особенности восприятия жизни в детстве, юности, в старости; намечает контуры параллельных судеб людей, которые, развиваясь, в какой-то момент переплетаются, а потом снова расходятся. Отразить в одной мгновения суть бытия - вот что особенно важно для Вулф. Психологизм ее прозы элегантный и утонченный, его прихотливый рисунок.
Вулф интересует не развитие событий, а движение сознания, эмоций и чувств. Фиксация их динамики виртуозная, захватывающая в своем раВНОобразии. «Она мечтает, выдвигает предположение, вызывает видива, но она не создает фабулы и сюжета и может ли она создавать характеры?» - спрашивал современник и почитатель таланта Вулф писатель Э.М. Форстер. В лекции о Вулф он отмечал: «Она любила впитывать в себя краски, звуки, запахи, пропускала их через свое сознание, где они переплетались с ее мыслями и воспоминаниями, а потом снова вытаскивала на свет, водя пером по бумаге... Так самоотверженно, как она, умели или хотя бы пытались писать одиночные... Она была абсолютной обладательницей своей сложной мастерства». Вулф умела писать серьеВНО и шутливо, она погружалась в создаваемую им иллюзию, не выпуская ее структуры из-под своего контроля.
В творчестве Вулф выделяются три периода. В первый (1915-1922) созданы романы «Путешествие вовне», «Ночь и день»(«Night and Day», 1919), рассказы, которые вошли в сборник «Понедельник и четверг» («Monday and Thursday», 1921), и роман «Комната Джейкоба» («jacob's Room», 1922), во многом ставший итогом ранних исканий писательницы, синтезировав перспективы дальнейшего развития. Второй период приходится на середину 20-х годов и включает романы «Миссис Делловей»(«Mrs. Dalloway», 1925) и «Домаяка» («То the Lighthouse», 1927), ставший вершиной творчества Вулф. В третий период (1928 - 1941) созданы «Орландо» («Orlando», 1928), «Xemi»(«Jhe Waves», 1931), «Годы»(«The Years», 1937) и «Между актами» («Between the Acts», 1941). В течение всей жизни Вулф писала рассказы, эссе, рецензии и статьи о литературе, изобразительное искусство, выступала по проблемам женской эмансипации. Признание получили ее сборника «Рядовой читатель» («The Common Reader», 1925; 1932), труд о правах женщин «Своя комната» (A Room of one's Own», 1928).
В «Своей комнате» Вулф обратился к вопросам, которые всегда глубоко волновали ее, - о месте женщины в жизни и обществе, о ее роли в воспитании детей, о присущей ей своеобразие мировосприятия и о проблемах взаимоотношений современных мужчин и женщин.
Литературно-критическая деятельность Вулф - один из важнейших аспектов культурной жизни Англии 10-30-х годов; ее резонанс ощутим и сегодня. Вклад В. в формирование нового художественного мышления общепризнанный. Критическая наследие Вулф обозначена неповторимым очарованием ее утонченной личности, проникновенной силой таланта и широтой эрудиции, которые проявились в глубине и оригинальности рассуждений о искусство предшественников и современников (статьи о Д. Дефо, Д. Остин, В. Скотта, Ч. Диккенса, сестер Бронте, Д.Г. Лоуренса, Монтескье, М. Пруста и т.д.
Интересна ее статья о раВНОобразии романних форм «РаВНОвидности романа» («Phases of Fiction», 1929), в которой она предлагает свою классификацию писателей, принимая во внимание особенности изображения ими жизни и человека. Она делит писателей на «рассказчиков правды» (Д. Дефо, Дж. Свифт, Э. Троллоп, Г. де Мопассан), «романтиков» (В. Скотт, Г. Л. Стивенсон, Е. Рэдклифф), «мастеров создания характеров» (Ч. Диккенс, Дж. Остин, Дж. Элиот), «психологов» (Г. Джеймс, М. Пруст, Ф. Достоевский), «сатириков и фантастов» (в этом разделе она пишет о Л. Стерна) и «поэтов» (Е. Бронте, Т. Гарди, Дж. Мередит). Рассуждая о современной литературе, Вулф многократно отмечает ее деградацию в сравнении с достижениями писателей XVIII и XIX вв. Научившись делать машины, считает она, люди не стали лучше писать.
После выхода в свет романа Вулф «Путешествие вовне» Литтон Стречі назвал его «полностью невікторіанським». Блумсберійці приветствовали его, увидев в произведении смелый разрыв с традициями, что проявилось, по их мнению, в нескрываемом доминировании «духовного» начала над «материальным», в нетрадиционном использовании возможностей «воспитательного романа» (отсутствие пространных описаний, отказ от панорамного изображения, внимание к передаче чувств, которая явно преобладает интерес к динамике сюжета). История юной героини Рейчел Вінрейс, которая отправляется в свое первое путешествие, во время которого знакомится с жизнью, переживает первую любовь, а потом неожиданно умирает от тропической лихорадки, начертанная в романе пунктирно. Окно в мир привідчиняється перед героиней.
В «Комнате Джейкоба» реализован замысел передать бесконечный поток тех мельчайших частиц («атомов»), которые «бомбардируют» сознание человека, составляя круг его представлений о жизни. Жизнь Джейкоба Флендерса отражено в цепи эпизодов; меняются кадры: детство, отрочество, юность. Морское побережье, где играет маленький мальчик, тихая ласка матери, которая склонилась вечером над его кроваткой; студенческие годы в Кембридже; самостоятельная жизнь в Лондоне; любовь; путешествие Францией и Грецией. В финале - опустела комната, покрытые пылью вещи. Беглое упоминание о гибели Джейкоба на войне. А за окном продолжается жизнь. Движение времени бесконечен.
Роман «Миссис Делловей» Вулф создавала с ориентацией на Дж. Джойса, увлеченный замыслом воспроизведения жизни вроде «Улисса». Сквозь призму одного дня переданное жизни героини и тех. чьи судьбы связаны с ней. В тексте романа фиксируются «моменты бытия», ограничены временем (июньский день 1923 г.) и пространством (район Вест-Энда). Творении отсутствуют экспозиция, он начинается словами: «Миссис Делловей сказала, что сама купит цветы». С этого момента читателя захватывает поток времени, движение которого фиксируют удары часов Биг-Бен. Наплывают картины прошлого, зринаючи в воспоминаниях Клариссы. Они проносятся в потоке ее сознания, их контуры проступают в разговорах, репликах. Временные наслоения пересекаются, наплывают друг г друга, в едином мгновении прошлое смыкается с настоящим. «А помнишь озеро? - спрашивает Кларисса друга своей юности Питера Волша, - и голое. Ее лопнуло от чувства, через которое вдруг невпопад стукнуло сердце, перехватило горло и свело губы, когда она сказала «озеро». Потому что - сразу - она, девчушка, бросала уткам хлебные крошки, стоя возле родителей, шла и шла и несла в руках свою жизнь, и что ближе к ним. это жизнь разрасталось в руках, бубнявіло, пока не стало всей жизнью, и тогда она его составила являются и их ног и произнесла: «Вот что я из него сделала, вот!» А что она сделала? Действительно, что» Сидит и шьет сегодня возле Питера».
Параллельно с линией Клариссы разворачивается трагическая судьба травмированного войной Септиму; Смита, которого миссис Делловей не знает, как и он ее, но жизни их протекают в одних просторно-во-временных пределах и в какой момент пути их пересекаются. В то же время, когда Клариса делает свою утреннюю прогулку по Лондону она проходит мимо Смита, который сидит скамейке в парке. Один миг. Роль и место этого момента среди других мгновений бытия постепенно очерчиваются. Септимус Смит воплощает в себе скрытую, никому не известную грань характера Клариссы. Самоубийство Смита освобождает Кларис от навязчивой мысли о смерти. Разрывается круг одиночества. В финале романа звучит надежда, рожденная встречей Клариссы и Питера после долгих лет разлуки.
В одном из предыдущих произведений Вулф сила эмоционального восприятия «переливов реальности» и мастерство их воспроизведения не достигала таких высот, как в «Миссис Делловей», и нигде осуждение существующего не звучал настолько четко.
В связи с этим романом Вулф занотувала в дневнике: «Я хочу изобразить жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему и показать ее в действии... Я думаю, что это найзадовільніший из моих романов». Такая самооценка - большая редкость для Вулф. К своим творениям она всегда была настроена критически, страдала от неуверенности в своих силах, мучилась от постоянных навязчивых мыслей о том, что желанные цели оказались недостигнутыми. Это неоднократно вызывало нервные срывы, и иногда и глубокие депрессии.
Эстетическая целостность свойственна романа «К маяку», в котором импрессионизм письма, теряя фрагментарность, перерастает в широкие философские обобщения и символику. Жизнь в его временном протекании, поиски путей реализации творческих возможностей, заложенных в человеке, сочетание эгоцентризма, нахождение цели - все это присутствует в потоке сознания персонажей. Достигается созвучность звучания их «голосов».
В романах Вулф 30-х годов приобретенная целостность теряется. Игра с пространственно-временными категориями присутствует в «Орландо» герой которого, начав свою жизнь в эпоху правления королевы Елизаветы, пережив затем XVIII и XIX века, предстает перед нами в заключительных главах романа - в 20-х pp. XX ст., превратившись из мужчины в женщину. Вулф захватывает собственный эксперимент: передать смену человеческой сущности в движении исторического времени.
Созданием универсальных картин бытия характеризуются и другие экспериментальные романы Вулф 30-х годов, в которых писательница обращается к таким проблемам, как человек и история, человек и Вселенная, оперирует оппозициями добро - зло, свет - тьма, жизнь - смерть. Работая над романом «Волны», Вулф записала в дневнике: «Это должна быть абстрактная мистическая пьеса: пьеса-поэма». Создана универсальная картина бытия; обозначены контуры Вселенной, то освещается солнцем, то погружается во тьму. Среди бушующих стихий природы, похожие на бабочек, мелькают человеческие жизни. Сначала Вулф хотела назвать этот роман «Бабочка».
«Волны» состоят из девяти частей (периодов), которые соответствуют основным этапам человеческой жизни. Каждый период (кроме последнего) - это цепь монологов шести героев; последний период - монолог одного из них - Бернарда. Всем периодам предшествуют описания морского побережья в разные периоды суток - от рассвета до ночи. И по мере того как рассвет сменяется полднем, а день вечером, происходит и смена времен года: детство героев связано с весной, молодость - с летом, а потом - сумерки и ночная тьма. Эта смена передает движение времени - от утра жизни до запада, от весны и цветения до угасания и смерти. Описания (картины природы, написанные поэтической прозой) чередуются с элементами драматизации (монологи героев). Это и дало основание Вулф назвать свое произведение «пьесе-поэме». По мере движения времени изменяется мироощущение героев, их восприятие окружающего. В детстве они радуются со всего и удивляются всему: игра солнечных лучей на поверхности воды, птичий щебет, шум моря. Они с увлечением и интересом рассматривают жука. А потом приходят школьные годы, когда каждому приходится войти в ранее неизвестный мир. Звучат имена Шекспира, Катулла, Драйдена. Дети приобщаются к знаниям. И вот: «Мы уже закончили. Мы нигде. Мы несемося в поезде Англией...» Что ждет каждого? Поезд движется навстречу жизни. Солнце поднимается все выше. Волны накатываются на берег, их шум усиливается. Смеркает. Приходит известие о смерти Персиваля, стареют, чувствуют свое одиночество острее переживают печаль и горечь потерь Сьюзен, Рода, Бернард, Невилл, Джинни и Льюис. Иной теперь Лондон, другим представляется жизнь. Лишь некоторым героям повезло утвердиться в жизни. Сьюзен достигает этого благодаря материнству, Бернард - благодаря творчеству. Солнце опускается к горизонту. Нивы голые. Море темнеет. Шесть человек встречаются снова. Грустью пронизана эта встреча и перед каждым вопрос: «Что сделал ты со своей жизни?» Заключительный период состоит из монолога Бернарда, который заканчивается словами о поединке Жизни и Смерти. Бернард бросает вызов Смерти: «Непокорный и непобедимый, я вступаю в бой с тобой, о смерть!» Патетический монолог Бернарда меняется заключительной фразе романа: «Волны бьются в берег». Берег безлюдный.
Высокая тональность последнего монолога Бернарда позволила в свое время Джеку Ліндсею заметить, что Вулф «в противоположность Джойсу утверждает Жизнь и верит в победу над Смертью». Однако содержание романа и общая тональность его звучания не дают оснований для подобного оптимистичного вывода.
Роман «Годы» воспринимается в литературном контексте как своего рода параллель «Саге о Форсайтах» Дж. Ґорлсуорсі, хотя сама Вулф подчеркивала, что она отнюдь не стремится соревноваться с создателем «Саги». В романе «Годы «речь идет о жизни нескольких поколений семьи Парджітер, начиная с 1880 г. и до окончания Первой мировой войны. Куда течет поток жизни? Куда несет он людям? То что же дальше? Эти ключевые вопросы остаются без ответа. В романе «Годы» Вулф использовала приемы, к которым она обращалась ранее: объединила воедино «поток сознания» и элементы детализации, передала «мгновения бытия», изобразила один день из жизни героя как микрокосм мира, воспроизвела прошлое в мгновении настоящего, бросила взгляд на настоящее сквозь призму прошлого.
Как широкое историческое полотно был задуман роман «Между актами», в котором прошлое и будущее Англии переданы в одном дне из жизни семьи фермера Руперта Хейнеса. Е.М. Форстер назвал этот роман «действом, которое воссоздает историю Англии от самых ее истоков, а под конец вовлекает в свое течение и зрителей, с тем, чтобы они продолжили историю. «Занавес поднят» - такова заключительная фраза. Замысел здесь сугубо поэтический, текст преимущественно стихотворный».
В августе 1940 г. Вулф написала статью политического характера «Мысли о мире во время воздушного налета» («Thoughts on Peace in an Air Raid»), в которой призвала покончить с войнами, с гитлеризмом, с агрессией, со «стремлением властвовать и угнетать».
Во время одного из налетов немецкой авиации на Лондон был разрушен дом Вулф. Была уничтожена ее библиотека. Напряжение первых военных лет, незаживающая рана, нанесенная ей гибелью на полях сражений в Испании ее любимого племянника Джулиана Белла, который отправился в составе интербригады на борьбу с силами фашизма, подорвали здоровье Вулф. Во многом это было связано и с недовольством писательницы последними произведениями. Все это способствовало углублению нервной депрессии. Одного дня в марте 1941 г. Вулф ушла из своего загородного дома в Сассексе на прогулку и не вернулась. Ее тело было найдено в реке, куда она бросилась, набрав в карманы своей одежды камней.
Художественные поиски и открытия Вулф обогатили психологическую прозу новейшего времени. Литератур-но-критическое наследие Вулф - органическая часть английской классики XX века. В 2002 г. американские кинематографисты сняли фильм «Часа» о жизни Вулф (в роли писательницы - Николь Кидман).
H. Михальская
|
|
|