|
ВОНДЕЛ, Йост ван ден
(1587 - 1679)
ВОНДЕЛ, Йост ван ден - творчество писателя
ВОНДЕЛ, Йост ван ден (Vondel, Yoost van den - 17.11.1587, Кельн - 5.02. 1679, Копенгаген) - нидерландский писатель.
О жизни Вондела сохранилось мало сведений. Известно, что в возрасте 8 или 9 лет он вместе с отцом Йостом и матерью, Сарой Кракен, перебрались в Амстердам, где его отец был панчішником. Известно, что 20 ноября 1610 г. Вондел женился Мейкен де Вольф, что в 1641 г. он, а вслед за ним дочь Анна и племянник Петер Вондел, приняли католицизм. Знаем также, что после преждевременной смерти сына Йоста Вонделу пришлось ехать в Данию, чтобы уладить дело с его долгами: для этого драматург вынужден был продать все свое имущество и наняться швейцаром (вратарем) в ломбарде с платой 650 гульденов в год. Известно, что в 1675 г. старый поэт потерял дочь Анну, а через четыре года умер и сам.
Литературное наследие Вондела включает поэмы оды, эпитафии и стихи «на случай», религиоВНО-дидактическую прозу, двадцать четыре оригинальные драматические произведения. Значение его творчества для мировой литературы еще не поціноване как положено. Сын ремесленника-меноніта, Вондел был обязан своей высокой культурой главным образом самообразованию. Творческую юность он провел среди риторов «брабантской» камеры (его родители происходили из Антверпена) и в Лейденском кружке, был другом выдающегося нидерландского поэта, прозаика и драматурга П.К. Хофта (1581 - 1647). Но, воспитанный на традициях Ренессанса, Вондел открыл новую эпоху. Грандиозная концепция и могучий дух барокко, присущие творчества Вондела, шли врассыпную с поисками Мейдена. Однако именно Хофт и мейденці привили Вонделу интерес к античной и ренессансной культуры, без чего было бы невозможным то переплетение барокко с классицизмом, что является особенностью художественного метода Вондела.
Первое значительное произведение Вондела - трагикомедия «Пасха, или Вирятунок израильских детей из Египта» («Het Pascha ofte de Verlossing Israels wt Egypten», пост. 1610, вид. 1612). Уже здесь заявляет о себе большой поэтический талант автора, намечается самая первая важнейшая особенность поэтического таланта Вондела - злободневность и поз'язана с этим тенденциоВНОсть, что делает его творчество гострополемічною. В данном случае перед нами - страстный отклик на освобождение Голландии от испанского господства. В «Разрушенном Иерусалиме» («Hierusalem verwoest», 1620), трагедии о гибели иудеев с «моралью» для современников, Вондел предостерегает от опасности, которую несут Нидерландам внутренние конфликты.
В ранний период творчества, особенно в 1620 - 1630 гг., Вондел увлекался Сенекой, за трагедиями которого изучал технику драмы, перерабатывая и перекладывая их; влияние Сенеки прослеживается во многих драмах Вондела. В зрелые годы Вонделу была близкой древнегреческая драматургия. Изучив греческий язык, он перевел «Электру», «Царя Эдипа» и «Трахінянок» Софокла, «Ифигению в Авлиде» Еврипида. В трагедии «Фаэтон, или Безрассудная отвага» («Faeton of Reuckeloze stoutheit», 1663) Вондел использовал сюжет переведенных им позже (1671) «Метаморфоз» Овидия. Любимый античный поэт Вондела - Верґілій; сначала он перевел его прозой, а потом стихами. Вторая песнь «Энеиды» Вергилия служила драматургу образцом для трагедии «Ґейсбрехт ван Амстел» («Gijsbrecht van Aemstel», 1637). В «Ґейсбрехті» Вондел сделал попытку создать образ национального героя. В финале архангел Рафаил предрекает Амстердама процветание и могущество. Постановкой этого патриотического произведения торжественно открылся первый в Нидерландах постоянный театр, амстердамский «Схаубрюх», где состоялись премьеры большинства трагедий Вондела; с тех пор по традиции этот спектакль ежегодно (вплоть до 1968 p., когда его заменил Испанец из Брабанта») выполнялся здесь в юбилейные новогодние дни. Предполагают, что героическая трагедия Вондела вдохновила X. ван Г. Рембрандта на создание знаменитого «Ночного дозора». Но «Ґейсбрехт ван Амстел «интересен и другим своим аспектом - ярко выраженным лиризмом (особенно в линии Ґейсбрехта и его жены Баделох), который является вторым существенным аспектом творчества И. как драматурга и, разумеется, как поэта.
Об этом свидетельствуют и его жизнерадостные епіталами, и грустные эпитафии. Лирико-патриотической по настроению была и единственная пастораль «Обитатели Львиной долины» («Левендальці» - «Leeuwendalers», 1647) с характерным для Вондела-гуманиста эпиграфом: «Мир - лучшее в мире». В сказочном любви Аделарта и Хагерос, внуков Лесного и Пастушьей богов, покончившее с долголетним враждой их семейств, в примирении Севера и Юга аллегорически изображается прекращения «вісімдесятилітньої войны» между Голландией и Испанией накануне Мюнстерского мира (1648).
К исторически-патриотической тематики Вондел обратился также в трагедии «Батавські братья» («Batavische gebroeders of Onderdruckte vryheit», 1663), в которой изображена непокорность батавів, древних предков нидерландской нации, римскому господству. Эта драма, как и оды в честь славных воителей, на открытие амстердамского «Атенею», новой ратуши (1655), морского магазина, знаменитая «Похвала Мореходству» («Het lof der zeevaert», 1623) и др., могла быть создана лишь гордым гражданином Республики Соединенных провинций в знак восхищения успехами своего народа, как осознание нового этапа его истории.
«Паламед, или Убитая невинность» («Palamedes of Vermoorde Onnooselheijd», 1625), «найвітчизняніша драма», стала первой вехой на пути травля поэта. В трагической судьбе греческого вое-начальника Паламеда, который стал жертвой злой интрига, соотечественники легко узнали расправу над Олденбарневелтом, которая пошатнула веру Вондела в разумное устройство мира. Только благодаря помощи друзей драматургу удалось избежать судьбы его героя трагедии.
Вондел продолжил скрытую полемику с правоверным кальвинизм в серии трагедий на библейские сюжеты («Брать» - «Maeghden», 1639; «Иосиф уДофані» - «Joseph in Dothan», 1640; «Иосиф в Египте» - «Joseph in Egypten», 1640; «Петр и Павел» - «Peter en Pauwels», 1641; «Соломон» - «Salomon», 1648 и др.). Особой остроты и широкого диапазона выраженности - от вульгарной уличной песни на амстердамском диалекте к торжественной филиппики - достигает она в стихотворных сатирах - форме, никем не повтореній («Вечерняя гезив» - «De Helden Godes», 1620; «Ромельпот в курятнике» - «Rommelpotvan't Hane-kot», 1627; «Гарпун» - «Harpoen», 1630 и др.).
С 1621 г. Вондел не принадлежал ни к одной церковной общины, а в 1641 г. перешел в католицизм. К этому периоду относятся «Письма святых дев-великомучениц» («Brieven der Heilige Maeghden, Martelaressen», 1642) и трактат «Завещание Гроция» (1645), дидактическая поэма «Тайны алтаря» в трех песнях («Altaergeheimenissen», 1645).
Человек Вондела, протагонист его трагедий, часто украшенная терновым венком стоицизма. Благородство, величие и духовную независимость противопоставляет Мария Стюарт, героиня одноименной трагедии («Maria Stuart of Gemartelde Majesteit», 1646), пуританской жестокости и насилию Елизаветы. Несмотря на некоторые абстрактные, типичные для того-современной религиоВНО-философской драмы черты христианской мученицы, образ Марии привлекает чисто человеческим очарованием, моральной чистотой, достоинством, с которым героиня терпит болезни и душевные муки. Симпатии автора обусловили идеализацию исторического прототипа. «Мария Стюарт, или Измордованных монахиня» - одна из первых обработок знаменитого в будущем сюжета. С большой художественной силой нарисована сцена суда над Марией. Это произведение вызвало новый конфликт драматурга с властью.
Трагедия «Люцифер» («Lucifer», 1654) по-новому решала вопрос о борьбе с общественным злом. Не терпимостью, а бунтом соответствуют гордые ангелы на несправедливость небесного властелина и, побежденные, все же не повинуются. Люцифер решается на бунт не ради общественного блага, а через безудержную жажду власти. Определяющую роль в развитии восстания играют взбунтовавшиеся ангелы - люциферисти. В трагедии ощутима та грань, которая разделяет их и Люцифера, что позволяет утверждать о многогранность конфликта пьесы. Вондел с большой симпатией относится к люциферистів, которые страдают от небесного произвола и готовы отстаивать свои права, но пассивно и доверчиво прислушиваются к Люцифера и его приспешников - Вельзевула и других «крамольных стратегов».
Как и другие лучшие трагедии Вондела, «Люцифер» отличается эпичностью, особенно благодаря развернутым живописным монологам, как, к примеру, в описании Аполліоном земного рая, в рассказе Урніла о небесную битву. Гуманистическую концепцию «Люцифера» Вондел развил в трагедии «Адам в изгнании, или Драма всех драм» («Adam in Ballingschap of Aller treurspelen Treuspel», 1664). в которой говорится о грехопадение и изгнание из Эдема «первой четы». Обе трагедии через то часто рассматриваются вместе, а совместно с трагедией «Ной, или Гибель первого мира» («Noah of Ondergang der eerste wereld», 1667) как трилогия о «падение первого мира».
Кроме того, Вондел создал несколько трагедий, общей темой которых является историческая обреченность самодержавия («Салмоней, царь Елідський» - «Salmoneus», 1657; «Адония, или Злое властолюбие» - «Adonias of Rampsalighe kroonzucht». 1661; «Цунчин, или Конец Китайского господства» - «Zunchin of Ondergang der Sineesche heerschappije», 1667 и др.). Но под царскими одеждами, за спорами о престолонаследии все зриміше обнажается измученная антиномиями своего времени душа вонделівської человека.
В это время Вондел работал и над переводами древнегреческих трагедий и «Поэтики» Аристотеля; центр тяжести в художественном мироощущении драматурга переносится с классицизма на барокко. В первый, «римский», период творчества (1610 - 1640), время захвата Сенекой, Вондел трактовал трагическое как в основном внешнее потрясение, что угрожает жизни общества, народа, героя (падение Иерусалима, гибель Одежды рода, убийство св. Урсулы и ее «сестер христовых», казнь апостолов Петра и Павла), а зато сами герои лишены трагических противоречий (Гейсбрехт, Паламед, Иосиф, св. Урсула, Мария Стюарт). Уже в «Соломоне» и, особенно, в «Люцифері» просматриваются черты новой концепции трагического - как внутреннего конфликта, столкновения противоречивых страстей, что приводит к трагическим последствиям. Углубляется понятие человеческого «я», его психологической и социальной детерминации.
В этом плане наиболее интересной трагедией второго, «греческого», периода (1650-1670) можно считать «Ієвфай» («Jeptha of Offerbelofte», 1659). Необдуманная клятва ізраїльтянського военачальника Ієвфая, что помогла ему с участием Иеговы победить аммон, должна стоить жизни его единственной дочери Іфіс. Главный герой переживает тяжелую внутреннюю борьбу, он и инструмент, и одна из жертв трагедии. В столкновении родительских чувств с религиозным долгом побеждает долг, но, выполнив его, отец-детоубийца проклинает себя. Смирная жена Ієвфая - Філопея, потеряв дочь, становится злобной львицей. Недостаточно, однако, заключить, что Вондел еще раз подверг осуждению религиозный фанатизм и его «кровавый триумф». Слова Ієвфая наталкивают на другое: Бог равна совести, перед героем неизбежно стоит проблема нравственного выбора, и автор не видит здесь однозначного решения. «Трагическое для Ієвфая - для каждого человека - заключается в том, что она не может осуществить свою идею, не запятнав себя» (Я. Бомхоф).
«Ієвфай» - лишь самый яркий пример барочной концепции Вондела. Жестокая альтернатива составляет психологическую основу большинства трагедий драматурга, в том числе и некоторых произведений первого периода.
Вондел - это эпоха в нидерландской литературе, его творчество позволяет особенно плодотворно ставить вопрос о ее широкие общественные связи и влияние на литературу Запада.
По В. Ошіс
|
|
|