ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВОЛЬТЕР

(1694 - 1778)

ВОЛЬТЕР - творчество писателя

ВОЛЬТЕР, (Voltaire; автонім: Аруэ, Мари Франсуа - 21.11.1694, Париж - 30.05 1778, там же) - французский писатель, историк и философ.

Отец Вольтера был богатым буржуа, нотариусом. Вольтер получил образование в иезуитском колледже Людовика XIV, а поті1., в школе правоведения. За сатиры на регента Франции герцога Орлеанского был заключен в Бастилию, где провел почти год. Там он создал трагедию «Эдип» («Edipe», 1718), которая имела громком успехе. Вольтер (именно этим именем он подписал пьесу) уже тогда прочили славу Корнеля.

Свободолюбивые настроения поэта отражены в поэме «Лига, или Генрих Великий» («La ligue ou Henri le Grand», 1723), напечатанной за границей. За вызов на дуэль аристократа де Рогана Вольтера посадили в Бастилию, а затем изгнали из Франции. Три года он провел в Англии, где изучал труды Дж. Локка и И. Ньютона, творчество В. Шекспира. После возвращения в Париж опубликовал «Лисро английскую нацию» («Letters concerning the english nation», 1731), осуждены парижским парламентом к сожжению, поскольку в книге прославлялся английский государственный строй и осуждалась система французского абсолютизма.

Около пятнадцати лет Вольтер прожил в Серый своей приятельницы маркизы де Шатле. Здесь он создал труды по истории, трактаты по математике и философии, трагедии, комедии, поэмы, повести.

Прусский король Фридрих II писал: «Нет, конечно, это не один человек осуществляет ту удивления достойную работу, которую приписывают господину Вольтеру. В Серый проживает целая академия, составленная из найобраніших людей. Там живут философы, которые переводят Ньютона, эпические поэты, Корнелі, Катулли, Фукідіди, и работы этой Академии публикуются в мир под именем Вольтера, так же как победы целой армии приписываются одному полководцу».

В Серый Вольтер написал цикл философских повестей, знаменитые трагедии «Заира»(«Zaire», 1732) и «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou le Prophete Mahomet», 1742), сатирическую поэму «Орлеанская девственница» («La pucelle d'Orleans», 1730-1735) и др.

После смерти в 1749 г. Эмилии дю Шатле Вольтер принял приглашение Фридриха II, мечтая воплотить идеал просветителей - создать модель просвещенного абсолютизма. Проживая в Потсдаме, он написал ряд статей для «Энциклопедии» Д. Діцро и Же. Д'Аламбера. Пребывание в Пруссии закончилось скандалом, и Вольтер покинул двор Фридриха.

В 1755 г. он купил имение Ферней на границе Франции и Швейцарии. Дом Вольтера стал местом паломничества интеллектуальной элиты Европы. В Фернеї он продолжил цикл философских повестей, написал «Историю России в царствование Петра Великого» («L'Histoire de la Russie sous Pierre le Grand», 1759-1763), несколько философских туком и трагедий, создал «Философский словарь «Dictionnaire philosophique», 1764) и т. д. Отсюда он обращался к общественному мнению Европы, защищая невинно осужденных Же. Каласа и юного де Ла Бара. В Европе его уважительно величали «королем Вольтером». В 1778 г. писатель приехал в Париж, где его встретили с триумфом. Однако через три месяца Вольтер умер, тело его по приказу правительства было перевезено из Шампань и похоронен в аббатстве Сельер. У1791 г. прах Вольтера перенесено в Пантеон, а на его могиле высечено: «Он подготовил нас к свободе».

В. Гюго заметил однажды: «Вольтер не только человек, это целая эпоха». И в этих словах кроется значительная доля истины. Неслучайно французы часто называют XVIII в. «веком Вольтера». Он по праву считался патриархом просветителей. Как никто другой, Вольтер осветил своим гением возраст Просвещения, едва ли не все тогдашние мыслители считали себя его учениками. Будучи некоронованным королем буржуазии, и к тому же не только французской, но и всеевропейской, Вольтер боролся против сословного неравенства, за право человека на собственное мнение и человеческое достоинство.

Его творчество безгранична, а количество произведений поражает. Уже в XVIII ст. П.О.К. де Бомарше выдал два собрания его сочинений - в 70 и 90 томах! Лично Вольтер шутил, что не отдает предпочтения ни одной из муз, а любит всех. Стал хрестоматийным высказывание Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного», и кажется, что он отдал дань любви всем «нескучным» жанрам.

Вольтер - один из создателей современной историографии. С его именем связано возникновение понятий исторического факта и историзма, что отразилось на дальнейшем развитии не только науки, но и литературы. Своей задачей он считал - создать историю народов. Историю он считал наукой моральной, поскольку вековой процесс - это борьба разума и предрассудков.

Современники называли Вольтера королем поэтов. Он выступал в различных поэтических жанрах, создавая эпические, іроїкомічні, философские поэмы, оды и политические сатиры, эпиграммы и лирические стихи.

Как лирический поэт, Вольтер менее значительный. Гораздо талантливее он в епіграмах, сатирах, комических поэмах. И неслучайно вершиной его поэтического творчества стала поэма «Орлеанская дева» - своеобразная пародия на произведение официоВНОго поэта XVII в. Ж. Шаплена «Девственница, или Освобождена Франция» (1656). Произведение В. направлен прежде всего против официальной церкви. Однако в то же время поэт карикатурно изобразил национальную героиню Франции Жанну д'арк.

Вольтер был первым драматургом эпохи, создав более 50 трагедий, комедий, дивертисментов, оперных либретто. Как и в поэзии, в области драматургии он был последовательным классицистом, хотя и учитывал опыт английского театра.

Признанными шедеврами стали трагедии Вольтера «Заира» и «Магомет», в которых речь идет о человеческих судьбах, попранные религиоВНОй нетерпимостью и деспотизмом. В определенном плане театр Вольтера - это трибуна его идей. Одним из первых он обратился к описанию Востока, что для романтиков станет уже одним из основополагающих принципов.

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны «Философские повести» («Romans et contes philosophiques»), которые он писал на протяжении длительного времени - с 1747 по 1775 гг. К ним, в частности, вошли «Задіг, или Судьба» («Zadig ou la Destinee», 1747), «Мемнон, или Человеческая рассудительность» («Memnon ou La sagesse humaine», 1747), «Мікромегас» («Le micromegas», 1752), «Кандид, или Оптимизм» («Candide, ou l'Optimisme», 1759), «Простак» («L'Ingenu», 1767), «царевна Вавилонская» («La princesse de Babylone», 1768).

Первая философская повесть Вольтера «Задіґ» «увидела свет в 1747 г. Условно ориентальный колорит повести вполне отвечал вкусам людей XVIII ст., которые зачитывались знаменитыми арабскими сказками. Восточная тема интересовала и родоначальника французского Просвещения Ш. Монтескье («Персидские письма») и многих других авторов.

Обращение к Востоку, кроме намерения показать экзотический колорит, который так привлекал читателей, давало Вольтеру возможность говорить «эзоповым языком» о проблемах современной Франции. Создание жанра философской повести вызвано стремлением совместить обраВНО-сатирическое изображение действительности с философским смыслом. Класицист за воспитанием и вкусами, Вольтер отошел в «Философских повестях «от правил классицизма. Создав новый жанр, он воплотил один из основных принципов просветителей: «Поучать, развлекая».

Истоки жанра философской повести Вольтер находят в «Персидских письмах» ПИ. Монтескье и в произведениях английского Просвещения, особенно в произведениях Дж. Свифта - не только автора «Путешествий Гулливера», но и «Сказки о бочке». Однако Вольтер и сам является чрезвычайно оригинальным прозаиком: следуя чужие традиции, он проявил себя настоящим новатором. За основу он брал жанр популярного в XVII-XVIII вв. любовно-авантюрного романа.

Книжный рынок XVIII в. наводнили сотни слізливих романов о приключениях бедных влюбленных. Это была своеобразная «массовая культура» эпохи Просвещения. Обращаясь к этому жанру, Вольтер решал две задачи: во-первых, он привлек к своим произведениям широкую читательскую аудиторию, а во-вторых, своим смехом он уничтожал этот жанр, лишал его права на существование.

Взяв за основу такой популярный, но совершенно безыдейный жанр, Вольтер наводнил его философским содержанием. Со старыми философскими и социальными системами, литературными жанрами Вольтеррозправлявся с помощью смеха. По словам литературоведа А. Михайлова, «героями этих произведений при всем их раВНОобразии, наполненные самыми раВНОобразными событиями и действующими лицами оказываются не привычные нам персонажи с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т. д., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия.»

Главный вопрос, который волнует писателя, это соотношение добра и зла в мире, влияние этих сил на человеческие судьбы. Четкая поляризация добра и зла приводит к определенному схематизму и упрощение характеров. Это, конечно, не свидетельствует о какую-то творческую «немощь» Вольтера, а подтверждает то, что перед писателем предстали совсем другие художественные задачи, которые он решал в соответствии с требованиями созданного им жанра.

Творческая и просветительская наследие Вольтера не прошла мимо внимания и украинской литературы и культуры. В книгах «История Карла XII» (1731) и «История России при Петре Великом» Вольтер вспоминал об Украине. Т. Шевченко в повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» иронизировал по поводу книги «Переписка Екатерины Великой с Вольтером» (1803), где оказались противоречивые философские и исторические взгляды Вольтера. И. Франко, в частности, увлекался сарказмом, ироническим скептицизмом и цинизмом, которыми проникнуты остроумные эпиграммы, шаржи, каламбуры писателя. Леся Украинка советовала членам «Плеяды» переводить произведения Вольтера. Отдельные эпиграммы и стихи Вольтера перевели П. Грабовский, X. Алчевска. Комедию «Наніні» в 1885 - 1896 гг. было поставлено на сцене Харьковского Свободного театра. На русском языке повесть «Кандид» в 1927 г. перевел В. Подмогильный, а в 1955 г. - М. Терещенко; «Избранные произведения» (1932) - Л. Ивченко. «Орлеанскую деву» (1937) - М. Рыльский.



В. Пронин