ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВОЛЬФ, Криста

(рожд. 1929)

ВОЛЬФ Криста - творчество писателя

ВОЛЬФ, Криста (Wolf, Christa; род. 18.03.1929, Ландсберґ, теперь Гожув-Велькопольскі, Польша) - немецкая писательница (до 1990 г. - писательница ГДР).

Родилась в семье коммерсанта. Посещала школу, в 1945 г. - переезд в Мекленбург. В 1949-1953 гг. изучала германистику в университетах Йены и Лейпцига. В 1953-1959 гг. занималась научной работой, редакторской и издательской деятельностью в Берлине, в 1959-1962 гг. проживала в Галли.

Вольф начинала с критических и эссеистических работ о современную прозу, выступал как составитель антологий литературы ГДР. Вольф - любимая ученица А. Зеґерс, от которой унаследовала способность «вживания» в души людей, в диалектику чувств и мыслей.

Славу Вольф принесла повесть «Московская новелла» («Moskauer Novelle», 1961) - история любви, история двух встреч, разделенных пятнадцатью годами. Немецкая девушка Вера Бауэр по воле судьбы в 1945 г. встречается с советским офицером Павлом Кошкиным. Несмотря на то, что он тяжело ранен по вине девушки, Павел спасает из огня ее младшего брата. Развития отношений препятствует переводу части в другое место. Вторая встреча происходит через пятнадцать лет в Москве. Павел теперь работает переводчиком и встречает делегацию медицинских работников, в составе которой есть и Вера. Действие происходит в двух временных пластах - в 1945 и 1960 гг., внутренний монолог Веры перемежается воспоминаниями Павла.

Через 20 лет Вольф раскритикует свою первую повесть: герои слишком благоразумны, а действие слишком детерминирована. Литературная критика также обращала внимание на недостатки книги: новелла могла бы быть и ростоцькою, и лейпцизькою, и любой другой; изображение Москвы лишено контрастов, это взгляд из окна отеля и др. В 1963 г. вышла в свет повесть «Расколотое небо» («Der geteilte Himmel»), отмечена того же года премией им. Г. Манна. В следующем году она была экранизирована и получила Национальную премию ГДР. Название повести метафорическая: не только существования с 1949 г. на немецкой земле двух государств с различным общественно-политическим строем, но и границы (кроме реальной Берлинской стены), который проходит через души людей, через их сознание. Рита Зайдель, то после тяжелой аварии, то после попытки самоубийства, попадает в санаторий, где размышляет о пережитом, о своем любимом Манфреда Герфурта, который эмигрирует на Запад. Действие происходит во вполне определенном историческом контексте: укрепление государственной границы 13 августа 1961 г. Рита вспоминает учебу, труд на вагоноремонтном заводе, старого рабочего Рольфа Метернаґеля - определенный образец нового отношения к реальности. В повести присутствует также мотив «расчета с прошлым»: родители Манфреда были нацистами, он презирает свое окружение, но выработать новое отношение к семье не в состоянии. Вольф, работая над повестью, посещала заводы, занималась экономическими студиями, однако производственные конфликты изображены менее ярко, чем противоречия в семействе Герфуртів.

В 1968 г. были опубликованы «Размышления о Крісту Т.» («Nachdenken iiber Krista Т.») - без жанрового определения, но документальность книги достаточно условная: это психологический портрет реальной женщины, и вместе с тем литературный образ. Кристина Т. была подругой писательницы, поэтому в романе есть непридуманные цитаты из дневников и писем, дополненные «размышлениями» автора. Это определенный «проект биографии» - тема, модная в литературе этого периода, если, к примеру, сравнить «Назову себя Гантенбайн» и пьесу «Биография: игра» М. Фриша. Самая большая мечта Кристи - построение собственного дома на морском побережье; когда дом построен, - смерть в 35 лет от лейкемии. Вольф использует прием полифонии, где ее собственный голос ведет тему памяти. Книга долгое время находилась в центре литературных дискуссий (В. упрекали за недостаточную дистанцированность от своей героини). «Размышления о Крісту Т.» оказали значительное влияние на «женскую литературу» ГДР (см., например, повесть «Франциска Лінкерханд» Бріґітти Райман или «Карен Б.» Герты Тетцнер).

В конце 60-х - нач. 70-х pp. Вольф много времени и усилий отдает литературной критике (писала о Е. Штріттматтера, Бы. Шульца, Х.Е. Носсака, о проблеме связи писательских поколений, особенно много об А. Зеґерс), кіносценаріям («Расколотое небо», «Тиль Уленшпигель», «Мертвые остаются молодыми «).

В 1974 г. увидел свет сборник рассказов «Унтер-ден-Линден» («Unter den Linden») - новая ступень в творчестве Вольф в плане поиска новых способов изображения: фантастика, гротеск, пародия (в связи с этим сборником писали о влиянии на писательницу Ф. Кафки и И. Бахман). В одноименном с названием сборника рассказе изображена прогулка берлинской улице, причем сон и реальность переплетаются, конкретные детали втягиваются в процесс подсознания. Второй рассказ - «Житейские воззрения кота в новом варианте» («Neue Lebensansichten eines Katers») - неприкрытая аллюзия на Е. Т. А. Гофмана, но и связь с популярной тогда темой спора «физиков и лириков». Кот проживает в доме профессора прикладной психологии, который работает над созданием системы «тотального счастья». Персонаж рассказа похож на Мурра и претенциоВНОстью на ученость, и пишномовною манерой высказываться, но достиг, по сравнению с ним, и «прогресса»: «душа-реакционная выдумка»; утверждает, что постиг основы кибернетики и др. Повествование, таким образом, высмеивает как некоторые негативные аспекты научно-технической революции, так и узколобый рационализм. Героиня третьего рассказа - «Опыт на себе» («Selbstversuch») - получает возможность превратиться в любимого мужчину, проникнуть в его душу, которая оказывается эгоистичной и черствой, что не мешает, однако, этой женщине любить свой «предмет», как и раньше.

В 1977 г. вышел роман «Образы детства» («Kindheitsmuster»), где четко прослеживается автобиографическая основа, хотя главную героиню Нелли Йордан не всегда можно отождествить с автором. Действие происходит в разных временных и сюжетных плоскостях: это и история возникновения и падения «третьего рейха», и параллельная рассказ о том, как писательница прожила два дня в городе детства. Тема памяти, проблема приспособленчества, мимикрии играют важную роль в структуре книги. Одновременно с этим перебрасывается мостик в современность: фашизм ассоциируется с режимом Пиночета, с более близкими нам по времени претензиями на мировое господство. Вольф производит принцип «субъективной аутентичности», с помощью которого создает свой образ прошлого, исследуя природу конформизма. Новым в романе был также отступление от штампа в изображении советских солдат: отказ от «лакировки», откровенный взгляд на эксцессы и злоупотребления.

Через все книги В. проходит образ мужественной, честной и умной женщины. В «Образах детства» это Шарлотта Иордан, мать Нелли, названная Кассандрой, - набросок будущей темы. В 1979 г. вышла в свет повесть «Нет места. Нигде» («Kein Ort. Nirgends»). ее герои - поэты-романтики Каролина фон Ґюндероде и Генрих фон Клейст. Вольф реализует здесь литературоведческую гипотезу о возможной встрече двух названных протагонистов, которые впоследствии совершили самоубийство. К повести примыкает эссе (прием, который Вольф довольно часто использует), где писательница пытается понять, когда же начался разрыв между художником и обществом, почему оказались нежизнеспособными прекрасные и бескомпромиссные люди.

В 1983 г. Вольф опубликовала философскую повесть-эссе «Кассандра» («Kassandre»), к которой приобщила 4 лекции, объем которых больше основного текста. В повести речь идет о судьбе античной прорицательницы, которой никто не верил, и в то же время это произведение является предостережением перед опасностью ядерной войны. Вольф осуществляет своеобразную деконструкцию знаменитого мифа, пытаясь докопаться до истинных причин Троянской войны, раскрыть природу возникновения политических мифологем (Елены, оказывается, вообще не было в осажденной Трои). Писательница явно осовременивает сюжет. Демонстрируя механизм тоталитарного общества (интересно разработана фигура Евмела, руководителя службы безопасности). Тезис Вольф: все зло началось из-за господства на земле патриархата: неслучайно истинное осознание трагедии доступно только женским персонажам - Кассандре, Гекубе, Арісбі.

В 1987 г. вышла в свет повесть «Авария» («Die Havarie»). Это размышления о катастрофе на Чернобыльской АЭС, тревога за судьбу планеты, беспокойство по поводу развития современной цивилизации вообще. Можно поставить этическую грань научном поисковые? Насколько может быть фатальной ограниченность технократического мышления? - вот вопросы, которые поднимаются в повести. Этого самого года Вольф стала лауреатом Национальной премии ГДР. После объединения Германии писательница вышла из рядов СЄПН. а вскоре порвала и с политической деятельностью. В 1990 г. университет Ґіндельгайм предоставил ей звание почетного доктора. С 1992 по 1993 гг. Вольф - стипендиат Гетти-центра в Санта-Монике (Калифорния, США). Одним из последних произведений писательницы является роман «Медея - Голоса» («Medea - Stimmen») - своеобраВНОе продолжение «Кассандры».

Украинский язык отдельные произведения Вольф перевел Бы. Гавришкив.



В. Никифоров