11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
Маяковский - поэт-новатор
Первый вариант
...создание правил - это не есть сама по себе цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, что упражняется в составлять правил для неіс-существующих или ненужных вещей и положений.
В. Маяковский
Их было четверо, больших, храбрых, что осмелились оставить пройденные пути и пойти поэтическим бездорожью. Двое признанных и уважаемых и двое, которые отрицаются или по крайней мере подлежат дискуссии.
Тредіаковський, Пушкин, Некрасов, Маяковский... Они заменили приемы и поэтический словарь предшественников более демократичным, понятным большинству читателей. «Высокопарныя славенщизиа ныне уху моему жестка кажется», - скажет Тредіаковський и заменит «стихи» поэзией. Пушкин докажет двусложные стопы до совершенства и будет обвинен в грубости поэтического словаря. Некрасов відгранує трискладові стопы и введет в словарь поэзии неуклюжий крестьянский говор. Маяковский же откроет новую систему стихосложения и даст слово «улицы без'язикій».
Правда, уже у Пушкина можно встретить поэтические пробы в этом роде, и он предполагал, что появится поэт, который «сделает тонический стих народным». РіВНОстопні стихи встречаем мы в байках и у великого Грибоедова, свободно обращается с рифмой Некрасов. Таким образом, у Владимира Владимировича были гениальные предшественники.
В основе стихотворения Маяковского - ритм события, что изображается.
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт
горящий,
как расплавленное лето.
Разворачивался и входил
«Товарищ Теодор
Нетте».
Неужели нет здесь картины входа судна и порт: два грубых приветственных гудка, затем медленный поворот корпуса и после паузы сдвоенный удар якоря о воду?
Вторым открытием Маяковского была пауза как ритмическая единица стиха. Даже у Пушкина «ползают ужи», то есть вставляется слово «уж», чтобы получить нужную стопу, нужную продолжительность: «Читатель ждет уж рифмы «младость». Теперь стопы не то чтобы отменяется, а просто уже не господствуют в строке. Не надо больше подсчитывать порядок и количество ударных и безударных слогов. Важен только подсчет ударных слогов, вокруг которых группируются безударные.
То, что поражает читателя конечно - лесенка, - наименее важная часть стиля Маяковского. В черновиках поэт обходился без нее и без разделительных знаков, но при печатании настаивал на «лесенке»: он был убежден, что разделительных знаков мало для правильной передачи интонации. Стихия Маяковского - это стихия устной речи. Не читать по слогам, а слушать «агитатора, горлана-главаря» и вместе с ним переживать поэтические озарения или мучиться в поисках нужного слова, которого просто нет в языке и которое нужно родить «в муках ночей... величием равное Богу». Устная речь и привело к «новой» рифмы, именуемой «бедным», или сложенной, или асонансною, что просто живет в течении живого слова.
В поцелуе рук ли, губ ли,
в дрожи ль тела близких мне
красный цвет моих республик
тоже должен пламенеть,
В раздетом бесстыдстве, в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветную прелесть.
Мы с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни лишь сотый апрель есть.
На месте условных поэтических чувствований, пришедшие еще из чопорного XVIII века, Владимир Владимирович строит «громаду-любовь и громада-ненависть» - точно по прозрению Некрасова: «То сердце не научится любит, которое встала ненавидеть».
Второй вариант
Масштаб личности Владимира Маяковского был огромный. Его лирический герой, что был вторым «я» поэта, мечтал о скором прекрасном будущем, но эти мечты разбивались о пошлость быта, и этот конфликт был доведен до трагизма.
Переживания лирического героя Маяковского находили сильный эмоциональный отклик у читателя. Этому способствовали и экспрессивность поэтического слова поэта, его эксперименты в стихосложении. Значительно превратив традиционную силабо-тоническую систему стихосложения, которая сложилась еще в XVIII веке, Маяковский создал новый стих - тонический. Это резко меняло ритмический рисунок стихотворения, каждое слово в нем было четко выделено. Графически это выразилось в замене «столбика» лесенкой»:
Будто в гости
к старой,
старой бабушке
Я вчера приехал в Киев.
Новаторство в языке поэзии Маяковского было раВНОсторонним. Поэт призывал к расширению поэтического словаря. Язык классической русской литературы богата, но, по мнению Маяковского, не отражает жизни, которое изменилось, оно «требует слов быстрых, экономных, отрывистых». Он смело вводит в свои стихи «язык улиц», ведь «новое надо говорить и новыми словами». Некоторые неологизмы Маяковского вошли в нашу речь, например такие, как «прозаседавшиеся»; «мерех-люндия»; «планов громадье»; «серпастом, молоткастом» паспорт; «бронзы многопудье». Маяковский широко использует прием аллитерации по, то есть повторение букв или буквенных сочетаний: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»; «Пей. Пой!»; «колибри выбрил»; «уготовано логово»; «вопрос - прост». Еще один его любимый прием - построение фразы, где есть слова с разными ударениями: «полками по книжным полкам», «превращусь не в Голые: ой, так в толстого». За этим словесным жонглированием, кроме прекрасного известный языка, стоит колоссальная работа.
Своеобразны не только словотворчество и выбор средств поэзии Маяковского, но и ее синтаксис. «Стихи, обращенные к народу, должны читаться вслух», - утверждал Маяковский. Многие произведения поэта построены на разговорных, приятельски задушевных, митинговых интонациях. Поэтому в них часто встречаются восклицания, вопросы, обращения, повелительные обороты, паузы («Нате!»; «А вы... могли бы?»; «Послушайте!»; «Знаете что, скрипка? Давайте будем жить вместе! А?»).
Новаторство Маяковского проявилось и в раВНОобразии рим. Наряду с классической рифмой (совпадение окончаний) - «неплохой - чепухой»; «омывая - трамвая»; «учинил - чернил» и т.д. - он использует рима «для слуха», а не «для глаз». Причем часто рифмует только самое важное слово. Примеры - в любом произведении: «вызмеив - при социализме»; «святцы - снятся»; «ваши - не страшен»; «греется - канареица» и т.д.
Маяковский считал труд поэта такой же нужной обществу, как труд столяра, рыбалки или сталевара. Он причислял себя к пролетариев духа. В его поэтических произведениях выбор слов и средств языка, содержание произведения, форма, в которую вкладываются мысли и чувства, неразрывно связанные между собой. Он стремился говорить на языке, доступной миллионам людей, - и он этой цели достиг. Его поэзия дала всестороннее представление о времени, в котором он жил, и о нем самом. И поэтому Маяковский занял одно из главенствующих мест в русской поэзии.
|
|