|
Франсуа Вийон
(1431 или 1432 - 1463)
Франсуа Вийон
Французский поэт Франсуа Вийон родился недалеко от Парижа в 1431 или 1432 году. Все, что известно о его жизни и личности, происходит из двух источников - из его собственных стихов и из судебных документов, официально зафиксировавших некоторые эпизоды биографии поэта. Легко догадаться, что оба эти источника далеко не объективны, поэтому некоторые факты из жизни Вийона в свое время вызвали немало споров и ошибок.
Настоящая фамилия поэта - Монкорб'є или где Лож. Воспитывал его приемный отец капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви Св. Венедикта, которая стала родным домом для Франсуа.
Вийон учился на факультете искусств в Сорбонне. В 1449 году он получил диплом бакалавра, впоследствии стал лиценциатом, а летом 1452 г. - магистром. 1455 года поэт смертельно ранил в уличной схватке молодого священника и был вынужден бежать из Парижа.
В январе 1456 г. Війонові даровано помилование, и он возвращается в Париж. В конце того же года поэт пишет маленькую шуточную поэму «Лэ, или Малое завещание». Вскоре он связывается с городскими бродягами, участвует в ограблениях, сидит в тюрьмах. У1456-1460 годах, скрываясь от правосудия, Вийон жил в провинциях Берри, Орлеане и Дофіні.
Летом 1461 г. поэт снова оказался в тюрьме, откуда смог выйти лишь благодаря королевской амнистии. Друзья и родственники Франсуа добились для него условного помилования.
В 1461-1462 годах Вийон пишет «Завещание», который еще называют «Большим завещанием». В 1463 он снова попадает в тюрьму за уличную драку, которая закончилась убийством, и на этот раз его приговорили к повешению. Ожидая казни, он написал «Балладу висельников». Но после того, как поэт подал прошение о помиловании, приговор заменили на десятилетнее изгнание из города. С тех пор следы Вийона потеряно. Год и место его смерти неизвестны.
Впервые стихи Франсуа Вийона были напечатаны в 1489 г. парижским издателем Пьером Леве, Следующая редакция сборника появляется в 1532 г. благодаря известному поэту Клеману Маро; примерно за полвека Вийона переиздают 32 раза, что для XV-XVI вв. является свидетельством его неслыханной популярности. О Вийона одобрительно отзывались и некоторые поэты эпохи Просвещения (Лафонтен, Буало, Мольер, Бомарше), но изданий его стихов почти не было. Зато в эпоху романтизма, в XIX веке, когда становятся актуальными страстность и откровенность его поэзии, интерес к нему возрождается.
Вийон жил в конце эпохи, которую принято называть зрелым, или высоким средневековьем. Его творчество вобрало основные черты поэзии того времени, но в ней уже заметны и черты раннего Возрождения. Для тогдашней поэтического творчества были характерны устоявшиеся, повторяющиеся темы, сюжеты, формы и формулы, что отразилось и в произведениях Вийона, но поэт раскрывает эти темы очень смело и откровенно, предоставляя им индивидуальных черт.
Творчество Франсуа Вийона традиционно делится на три части - две большие поэмы и подборка отдельных стихов. Первая из поэм - это поэма 1456 года «Лэ» («Малое завещание»). ее герои - Війонові парижские приятели; это выражение любви к жизни во всех его проявлениях, голос веселого и остроумного парижского школьника. И в «Ле» уже возникают темы, характерные для более поздних произведений Вийона, - тема одиночества, предательства друзей и любимого, тема текучести земного бытия.
Всего пять лет отделяют « Ле» от второй поэмы - «Завещания» («Большое завещание»), но теперь это исповедь человека, который борется со страхом смерти, убеждая самого себя и других в ее неизбежности, в бренности всего сущего. Эта поэма - точный образ мировоззрения того времени, когда смерть была чуть ли не обыденным явлением, что придавало особой остроты сьогочасним радостям.
«Завещание» включает 186 восьмирядкових строф, 16 баллад, рондо 3. Поэмы прилегают стихи, созданные в то же время. Самая известная - «Баллада-молитва Богородице». Также известны баллада, посвященная острым на язык парижанкам («Баллада о парижских дам» ), и баллада, в которой высмеивается сельская идиллия. Завершают поэму эпитафия Вийона самому себе и «Баллада о прощении». Среди вставных баллад одной из лучших является «Эпитафия», более известная под названием «Баллада висельников»: ее было написано в то время, когда Вийон ожидал казни.
В сборнике в полной мере раскрылся талант Вийона, выражено его творческое и жизненное кредо. В «Завете» есть ироничные предсмертные распоряжения: где и как его похоронить, как поступать с его мнимым имуществом; но главное место в поэме занимает исповедь поэта. Центральная проблема книги - это человек в окружающем мире. Комизм в «Завещании» создается гротескным сочетанием несовместимого, игрой пониженных подробностей, вивертанням привычных истин, ироническими похвалами признанным злодеям, частой самоиронией. Много приемов комизма Вийона имеют источник традиции народного и средневекового искусства.
Одним из самых заметных произведений Франсуа Вийона есть «Баллада примет». В этой поэзии в шутливой форме раскрывается противоречивость бытия. Личный опыт, чувства имеют для поэта самое важное значение, является путем познания и искусства. Сложность взаимоотношений человека и мира передается через сопоставление всестороннего опыта лирического героя и его жизненных знаний и невозможности при этом познать самого себя:
Я знаю - мухи гибнут в молоке,
Я знаю добрую и злую час,
Я знаю - есть певцы, слепцы и скопцы,
Я знаю по иголкам сосну и ель,
Я знаю, как любят до смерти,
Я знаю черное, белое и пестрое,
Я знаю, как Господь создал человека,
Я знаю все и не знаю лишь себя.
(Перевод Л. Первомайского)
Эта неотвратимая противоречивость знания и незнания передается с помощью нескольких художественных средств, проявляют стремление художника придать своей поэзии совершенной формы. Анафора - слова «я знаю» в начале каждой строки - подчеркивает раВНОсторонность жизненного опыта лирического героя (эту функцию выполняет также средство антитезы - противопоставления таких понятий, как «счастье» и «слезы», «пути» и «окольные пути», «небо» и «долина», что их познал поэт в своей жизни), а одновременно и создает впечатление несколько пренебрежительного отношения его к этому знанию, которое помогает познать самое главное. Важную роль для проявление авторской мысли играет также средство эпифоры - повторение в конце каждой строфы строки «Я знаю все, не знаю лишь себя».
Творчество Франсуа Вийона считают завершением эпохи средневековья и одновременно провозвестием новой эпохи Возрождения. Использовав традиционные формы и темы средневековой поэзии, поэт вложил в них свои чувства и опыт, утверждая право человека быть в этом мире самим собой.
Это интересно!
Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассказывает, якобы Вийон в то время, когда следы его были потеряны, поселился в Пуатье и был там священником. Такое предположение имеет свои основания: сохранились стихи Вийона пуатевенською наречии. Вообще лицо Вийона неоднократно привлекала внимание писателей: кроме Рабле, его делали персонажем своих произведений Г. Стивенсон и другие авторы.
|
|
|