ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВИЙОН, Франсуа

(1431 или 1432 - ок. 1463)

ВИЙОН, Франсуа - творчество писателя

ВИЙОН, Франсуа (Villon, Francois - 1431 или 1432, Париж - ок. 1463) - фран-цузький поэт.

Достоверных фактов из жизни Вийона известно мало. Дата рождения поэта восстанавливается только по авторскому упоминанием в стихах, а вместо года смерти многие из исследователей обычно ставит черту. Сын бедной вдовы, Вийон, наверное, воспитывался в доме дяди-священника, от которого унаследовал фамилию и чью заботу вспоминал с неизменной благодарностью. В двенадцать лет он уже был студентом подготовительного факультета Парижского университета. Такое раннее начало студенческой жизни не должен удивлять. У средневекового человека были другие измерения времени, чем наши. Франсуа Війону было отмеренные лишь около тридцати лет.

Время был бурным. Когда Вийон родился, только что закончилась Столетняя война между Англией и Францией, а именно в тот год, когда он появился на свет, была сожжена на костре народная героиня Жанна д'арк, которую Вийон впоследствии в одной из лучших своих баллад назовет «доброй лютеранкою». Последствия войны страна испытывала долго. Вошли они и в поэзию Вийона - картинами разрушения, бродяжничества, насилия. Вийон понимал, что Средневековье заканчивается, что неизбежны новые, ренессансные времена, и предчувствовал их приближение.

Поэзия Вийона вся пронизана ощущением нестабильности и неустроенности бытия. На разломе времен и его собственная жизнь является цепью взлетов и падений. О фактах этого жизнь говорит прежде всего судебная хроника. Бакалавр, а потом магистр искусств, Вийон, который после окончания университета зарабатывал на жизнь ненадежным заработком переписчика бумаг - клерка, попал в 1455 г. в плохую историю. Защищаясь от священника Сермуаза, который напал на него, он в схватке убил его и вынужден был бежать из Парижа. Эта драка за женщину, видимо, сыграла в жизни Вийона роковую роль. Но можно предположить и другое - к беде поэта привел его характер, вспыльчивый, хлипкий, впечатлительный. Такая трактовка личности Вийона широко бытует на его родине. Многие исследователи именно с Вийона открывают ряд т. н. «проклятых поэтов». Лично Вийон часто и самокритично высказывался о врожденную слабость характера. Но не забывал при этом и о власти обстоятельств. Голод и бездомность после бегства из родного города толкнули его в окружение бродяг, воров-кокійарів. Однако после того как Сермуаз, умирая, признал виновником драки только себя, оправдан судом Вийон оказался соучастником уже умышленного преступления. Вместе с двумя сообщниками он совершил кражу со взломом - ночное ограбление Наваррского коллежа - и снова покинул Париж.

В ночь грабежа он написал свое первое знаменитое произведение - «Ле» («Lais», с фр. «laisser» - «покидать»), известный как «Малый завет» («Petit testament»), серию прощальных стихов учитывая длительную разлуку с близкими и родными. Через несколько месяцев, в 1457 г., Вийон появился на короткое время при дворе Карла Орлеанского, где принял участие в поэтическом состязании, устроенном герцогом, также поэтом. Для альбома баллад под названием «В жажде погибаю возле водограя» он написал «Балладу поэтического состязания в Блуа». Обращался и в других титулованных особ - больше помощи, которая приходила нечасто. Для него оставался мир кокійарів, воровской жаргон которых он усвоил настолько, что им писал и стихи. Некоторые строки из этих баллад остаются и по сей день нерасшифрованными. С 1460 г. Вийон то ожидал суда, то находился в тюрьмах особо строгого режима. Тогда создал свой самый значительный произведение - «Большое завещание» («Grand testament») - итог тридцатилетнего жизни. Его амнистировали благодаря счастливой случайности, снова необоснованно осудили в 1462 г. по подозрению в краже, разгадали давнюю дело об ограблении Наваррского коллежа, и за ним прочно сохраняется репутация рецидивиста, человека пропащей. В судебном мотивировке его высылки из Парижа, подписанном 5 января 1463 г., так и сказано: «Принимая во внимание плохой жизни...» Это последний зафиксированный запись о Вийона. Потом следы его затерялись окончательно.

Факты биографии поэта отразились и в его творчестве. Вийон - лирик. «Ле» начинается точной датой и именем автора. О начитанности Вийона свидетельствует его обращение к римского писателя Флавия Вегеція Рената, который жил в IV в. Наконец, то, что Вийон называет себя не «метром» (имея ученую степень, это было бы вполне правомерно), а школьником - намек на свое низкое общественное положение и в то же время позиция человека, который отказывается расстаться со студенческой богемой и вольницей, с правом на зубоскальство и озорство, человека передренесансної эпохи. Особенно ярко это прослеживается в «Балладе примет»:

Я знаю - мухи гибнут в молоке,

Я знаю добрую и злую час.

Я знаю - есть певцы, слепцы и скопцы,

Я знаю по иголкам сосну и ель,

Я знаю, как любят до смерти,

Я знаю черное, белое и пестрое,

Я знаю, как Господь создал человека,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

(Пер. Л. Первомайского)

Уже первая строфа первого произведения Вийона свидетельствует о том, что Вийон - фигура трагическая, жертва судьбы и времени, но трагизм этот - особенный. Вийон в стихах живет и играет. А играет он трагикомедию. Для определения характера этой игры следует вспомнить образы средневековых шутов и традицию странствующих поэтов-вагантов (с лат. «vagantes» - «бродячие люди»), прозванных также голіардами (с лат. «gula» - «пелька»). Как и они, поэт часто грубый, нарочито насмешливый, иногда неприличный. Он постоянно пародирует - античных классиков, современных поэтов, и даже самого себя. Вопрос о том, как нужно или не нужно жить, - одно из самых главных в лирике Вийона. Человек несомненно верующий, как и все люди его времени, Вийон, однако, далек от христианского аскетизма. Он любит жизнь с ее земными языческими радостями. И хотя во многих его стихах речь идет о смерть, старость, угасание - все они на свой лад передают восхищение поэта красотой и красочностью материального мира Его радует прежде всего то, что он живет. Для него лучше жить бідаком, чем быть сеньором и гнить под мраморной плитой. В «Баллад: повешенных» («Ballade des pendus»), которая вошла в «Сборник стихов» («Lespoesie diverses», 1463(7) звучит этот же мотив: несмотря на печальную вереницу мертвецов, над которыми кружит воронье. И. призывает живых не смеяться из казненных, а посочувствовать их земной судьбы. «Балладу повешенных» приговорен к смертной казни поэт написал в тюрьме как своеобразную эпитафию себе и своим товарищам. Примерно в то же время - время ожидания смерти - Вийон создал и глумливый катрен:

Я - Франсуа. Идет смерть из-за решетки

На меня, злодея,

И что мой будет весить зад,

Узнает завтра шея!

(Пер. М. Терещенкаї

Тема судьбы бедолага переходит в поэта в философскую тему - рока, в зависимости воли одинокого человека от обстоятельств, которые оказываются сильнее от нее. Такова «Баллада судьбы» («Ballade au nom de la Fortune»). Зависимый человек и от собственного тела, которое слишком часто побеждает в споре с душой и умом. Один из лучших стихов на эту тему - «Жалобы Ольм 'ер» («Les regrets de la belle Heaulmiere» - в дословном переводе - «Жалобы Красивой Зброярки»). В нем жизнь тела воспроизведено с поразительной языческой силой. Выдающийся французский скульптор О. Роден, замыслив грандиозную композицию «Врата ада», сделал зброярку Ольм'єр одной из ее центральных фигур. Образы Вийона построены на контрастном сопоставлении памяти зброярки о юное прелестная тело и его иВНОшено: на склоне лет оболочки. Со смертью тела теряется и вкус к жизни.

В «Спор Сердца и Тела Вийона» («Le debat du coeur et du corps de Villon») каждое имеет права, каждое пишется с большой буквы. Сердце зря пытается направить Тело на истинный путь, поскольку у Тела своя логика: оно не знает меры в страстях, тянется к обольщений и разгульной жизни. И не столько Тело служит Війону, сколько служит ему Вийон. Здесь скрыта своя мудрость, которая выходит за пределы средневековой диалектики. В XX в., с открытием литературой физиологической психологии, стихи Вийона снова сделались современными.

И это лишь одна, причем отнюдь не самая главная причина, по которой поэзия Вийона естественно входит в контекст современности. «Темный» и не очень популярный в представлении читателей на протяжении трех веков после своей смерти, В. обрел новую жизнь в 20-30-х pp. XIX ст., когда романтики, всматриваясь в культуру Средневековья, открыли для себя этого поэта. Тогда же вокруг имени Вийона возник ореол тайны. Тяготы Вийона, его вигнанництво, его положение напівблазня при знатных особах трактовались как непременные признаки любой подлинной поэтической судьбы. В этом же аспекте рассматривали Вийона художники начала XX вв. В наше время в песнях шансонье - и не только французских - возникают темы и образы Вийона, а то и и его портреты, созданные современными авторами - Же. Брассансом, Бы. Окуджавою и др. Образ лирического героя с его чувствительностью к внешним обстоятельствам, подвижностью, неподдельной искренностью оказался созвучным нашей эпохе.

На украинском языке стихи Вийона переводили С. Гординский, Г. Терещенко, Л. Первомайский и др.



С. Кірнозе