|
УОЛТ УИТМЕН
(1819-1892)
УОЛТ УИТМЕН
Уолт Уитмен родился 31 мая 1819 года в фермерской семье в селе на Лонг-Айленде, пустынном пагорбистому острове, где воздух был пропитан соленым дыханием океана, а взгляд человека охватывал две бесконечности: неба и водной стихии. «Еще мальчиком я мечтал написать что-то о морском побережье, о тот таинственный горизонт, который разделяет, объединяет, как в брачном союзе, незыблемое и изменчиво... о великое столкновение настоящего с идеальным»,- вспоминал позже поэт.
Детство на ферме, а потом в Бруклине, куда переехала семья, было хорошей школой. Жизнь простых людей - нелегкая, грубое, но обильное и неподдельное в его человечности и силе - он рано познал и полюбил навсегда. Проучившись несколько лет в бруклинской школе, Уитмен покидает ее и становится учеником печатника. В это же время он публикует свои первые стихи. В восемнадцать юноша работает сельским учителем, секретарем в местном политическом дискуссионном клубе. Еще год назад он уже редактор, а также единственный репортер и набірник собственной газеты «Лонг-Айлендер». До 22 лет поэт «перепробовал» еще целый ряд профессий - политика, лектора, оратора,- и в каждой он искал не пути к карьере и состоятельности, а средств утверждения и защиты своих идеалов.
С 1846 по 1852 год Уитмен работает в разных бруклинских газетах, где пишет статьи на «злобу дня», в частности, решительно и гневно выступает против грабительской Мексиканской войны (1846 - 1848), настоящим целью которой было накопление земель плантаторов-рабовладельцев.
Уитмен был самоучкой. Его интересуют древние цивилизации, мир мифологии и религии, он часто посещает нью-йоркский Египетский музей, много читает по истории, этнографии, усваивая взгляд на историческое развитие человечества как на единый в своем многообразии поток, который течет из тьмы веков к современности и дальше в будущее. Посещает он также и лекции по астрономии. Эти знания помогают формированию его поэтической философии. Уитмен учится видеть Вселенную безграничным в пространстве и времени, что находится в общем и непрерывном движении.
И Уитмен в своем творчестве стремится показать человека в единстве материального и духовного, природного и социального:
Я поэт Тела, и я поэт Души.
Со мной все наслаждения рая и все муки ада со мной.
Поэт чувствовал себя в единстве со всем человечеством во времени и пространстве:
Сквозь меня идет так много немых голосов,
Голоса бесконечных поколений узников, рабов,
Голоса больных и отчаявшихся, и воров, и карликов,
Во всех людях я вижу себя, не больше и ни на ячменне зернышко меньше.
(перевод Л. Герасимчука)
В 1850 году Уитмен публикует стихотворение «Европа», который предсказал появление выдающегося поэта эпохи. Это стихотворение - реквием погибшим революционерам 1848 года - показал твердую веру Уитмена в конечное всемирное торжество свободы.
В 1855, знаменательном для Уитмена году, выходит в свет сборник «Листья травы» - книга, которая сделала поэта всемирно известным.
Следующий этап в жизни поэта - Гражданская война в сша (1861 -1865). Работая санитаром в тыловых госпиталях, он не раз подвергался смертельной опасности, ухаживая тифозных и холерных больных. В эти годы написаны стихи «1861 год», «Год вооружен, год борьбы», «бей, Бей, барабане», «Возвращайся с поля, тату», которые вошли в цикл «Под барабанный грохот».
Вершиной творчества Уитмена этих лет стала поэма «Когда сирень расцвел в прошлом году в моем дворе» (1865) - реквием памяти президента Авраама Линкольна, который погиб от руки убийцы. Поэтика этого величественного произведения наследует лучшее от романтической традиции: космичность поэтического видения, масштабность обобщений, философскую насыщенность символикой и музыкальность.
В произведениях поэта 70-80-х годов доминирует социальное и критическое начало. В 1871 году он опубликовал книгу публицистики «Демократическая даль», где открыто заявил о том, что «демократия Нового Света... потерпела банкротства».
Одним из важнейших элементов поэзии позднего Уитмена становится урбанизм. Такие стихи, как «На бруклинском пароме» - явление совершенно новой по обраВНОстью и языком урбанистической лирики, которая для реалистической поэзии XX века становится одним из мощнейших источников.
Послевоенные годы были очень тяжелыми для поэта. Судьба наносила ему удар за ударом: он долго не мог найти работу, страдал от нищеты, похоронил мать и брата. В 1873 Уитмена поразил паралич.
Но поэт не сдавался. Он прошел через все испытания, сохранив любовь к жизни, к людям и веру в торжество добра и человечности.
В 1891 году Уитмен создал цикл стихов «Прощай, моя фантазіє!» и тогда же успел прочитать корректуру внести изменения в последнее прижизненное издание книги «Листья травы».
26 марта 1892 года Уолт Уитмен умер.
О главном труде своей жизни, сборник «Листья травы», поэт предпочел говорить не «моя книга», а «наша». Эта книга о Человеке в ее самом лучшем и полном воплощении. Вітменівський герой - «Уселюдина». Кажется, нет в человеческой жизни ничего, что не вошло бы в вітменівського космоса: «душа» и «тело», молодость и старость, сомнения и безграничная вера, любовь, страдания, счастье, поиск, работа - все это вобрала главная книга поэта.
Важным является и то, что Уитмен - художник-новатор, чьи творческие открытия во многом обусловили развитие поэтического искусства в XX веке.
«Листья травы», которая поместила почти все поэтическое наследие автора, за его жизнь выходила в свет девять раз. В каждом следующем издании сохранялся состав предыдущего, но к нему добавлялись новые стихи, а «старые» время существенно перерабатывались. Неизменной оставалась лишь название - «Листья травы».
«Листья травы» можно по праву назвать самой полной и самой откровенной биографии Уитмена. Он начал писать «эту гордую песню» еще в юности и продолжал всю жизнь, несмотря на все обстоятельства, никогда не забывая о своей работе. И постепенно книга вырастала в «общую биографию человека нового времени».
Поэзия Уитмена - воплощение самых революционных устремлений эпохи. Поэт видел свою задачу в том, чтобы создать настоящий национальный эпос, который содержал бы полную картину действительности, передавал ощущение причастности ко всему, что происходит под американским небом и более того - во Вселенной.
Наиболее полно идея слияния индивидуального бытия с космосом освещена в одной из лучших поэм, которые вошли в сборник «Листья травы» - «Песни о себе». Она открывается лирическим зачином: из захламленных и запилючених комнат герой бежит на берег реки, где сбрасывает с себя одежду - тяжелое бремя условностей и неизменных правил - и дышит легко и свободно. Растворившись в природе, он чувствует себя счастливым:
Я доволен, танцую, смеюсь, пою.
В сплошном потоке образов неразделимы «пары дыхания» героя и «дух земного сухих листьев, звуки слов и порывы ветра». Природа - это главное, относительно чего лирический герой поэмы определяет себя. Он чувствует стремление к гармонии даже в самый маленький частице живого.
Человек показана в поэме как законное и любимое дитя природы. Она совершенна и прекрасна. Кому и зачем она должна подчиняться, спрашивает поэт. Чем пожарник, который борется с огнем, хуже греческих богов? А жена машиниста с младенцем у груди,- разве она не Богородица?
Устами лирического героя поэт утверждает:
Я божественный внутри и снаружи
Я ежедневно, ежечасно, ежесекундно вижу Бога везде,
На лицах мужчин и женщин... и на своем лице.
У лирического героя поэмы много лиц. Он и загнанный раб, и старый артиллерист, и заплаканная вдова, и солдат, который спит. «Эти люди - я. Я чувствую их, они мои,- говорит поэт. - У меня есть один центральный образ - совместная человеческая личность, типізована через меня самого. Но моя книга заставляет каждого читателя стать главным действующим лицом, которое переживает каждая строка».
В поэме раскрываются понятия любви, счастья, жизни и смерти. Взаимодействуя с природой, человек лучше познает их. Голос природы герой считает совершенным и мудрым и, слушая его, сливаясь с ним, открывает для себя мир:
Я выхожу к прочного и существенного
от ростка большого или малого.
(перевод Л. Герасимчука)
Ночью герой идет на свидание со Вселенной. Он слышит, как «шепчутся звезды на небосклоне об мутный пруд в осеннем лесу, о луне, что спускается по крутым шелесткого заката». Он признается в любви земле, обращается к морю.
Ради воплощения своих творческих замыслов Уитмен коренным образом перестраивает поэтическую систему романтизма, вводит свободный стих и ритм, которые передают движение самой жизни.
Свободный стих, или верлибр, стоит на грани стиха и прозы. В нем не хранится большинство особенностей, присущих стихотворной речи. Отсутствуют рифма и постоянный размер, строки различаются количеством слогов, а строфы - по количеству строк. В. Уитмен считается одним из основоположников верлибра. Его произведения иногда называют «словесными ораторіями». Каждая строка стихотворения представляет смысловую единицу, а сложный ритмический рисунок органично связан с идейным содержанием произведения:
Воздухом я улетаю,
я машу своим белым волосами солнцу, что убегает,
Я завещаю себя земле, чтобы прорасти травой, которую люблю,
Как я вам буду вновь нужен, ищите меня под подошвами
своих ботинок.
Свободный стих Уитмена оказался одним из магистральных путей, на которых происходило становление реалистической поэтики. Новаторство в стихах Уитмена обусловлено многими его философскими и художественными предпочтениями. Вітменівський свободный стих вобрал в себя ритмику английского Библии и прозы Г. Эмерсона, особенности, отличавшие речи проповедников и ораторов Америки той эпохи, поэтические приемы индейского фольклора.
«Стиль моих поэм,- писал Уитмен,- это просто их собственный стиль». Как истинный поэт он заставляет слова петь, танцевать, целоваться,- делает все, что могут делать люди или стихии. Слово становится посредником между человеком, его душой и окружающим миром. Поэт умышленно сочетает различные стилистические пласты, не боясь контрастов:
Эта глава - выше церквей, библий и всех на свете верь. (перевод Л. Герасимчука)
«Поэзия призвана раскрывать прекрасное в жизни,- замечает поэт,- но прекрасное не в пышных тонах - прекрасное именно жизни как таковое, в его истине и простоте». Язык для Уитмена - живой организм, который развивается. «Так писать, как пишу я, можно только тогда, когда в ушах звучит мелодия. Каждая душа имеет свой язык»,- подчеркивает поэт. Он мечтает о поэзии, которая не требовала бы перевода, а воздействовала на читателя так же непосредственно и волнительно, как музыка. И действительно, развитие вітменівського стихотворение имеет много общего с музыкальной композицией. Его поэтические строки, сменяя друг друга, образуют мощный сплошной поток.
В течение почти четырех десятилетий Уитмен находился неизменно верен своей книге, но не потому, что строил поэтический мавзолей для себя. Эта самоотверженная работа стала спутником и зеркалом его жизни, вуз цель которого поэт усматривал в сохранении своих идеалов и в неустанной творческой деятельности, направленной на их воплощение.
Наследие Уолта Уитмена американского поэта и публициста,- яркое и выдающееся явление мировой литературы. Не признанный на родине при жизни, он был допущен в официальный литературный пантеон лишь в начале XX века. Зато сегодня стихи В. Уитмена обрели новую жизнь более чем на 30 языках народов мира.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
сборник «Листья травы», поэма «Когда сирень расцвел в прошлом году в моем дворе», цикл стихов «Прощай, моя фантазіє!».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бенедиктове Т. Д. Поэзия В. Уитмена.- М., 1982.;
2. Стальной О. Т., Стельмах А. К. Певец трудового люда.- Киев, 1982.
|
|
|