ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

УИТМЕН, Уолт

(1819 - 1892)

УИТМЕН, Уолт - творчество писателя

УИТМЕН, Уолт (Whitman, Walt - 31.05.1819, Вест-Хиллс - 26.03.1892, Кэмден) - американский поэт.

Уитмен выступал с позиций гуманистического идеала братства всех людей на Земле. Ведущей в его поэзии является идея солидарности всех народов и рас. Образ Демократии, что предстает в его стихах, тесно связан с планетарной, космической единством всего сущего.

В поэзии и публицистике Уитмена звучат идеи и события эпохи аболіціонізму (борьбы против рабства негров), Гражданской войны между Севером и Югом. Уитмен славил красоту и величие человека и природы, воспел людей труда, выступил на защиту обездоленных и угнетенных. Влияние утопических идей и романтических традиций сочетался в его творчестве с реалистичной силой изображения жизни и чувств простого американца. Восхищение безграничными просторами и возможностями Америки тесно переплелось в поэзии В. с критикой и протестом против насилия и расизма.

Уитмен родился в семье фермера на острове Лонг-Айленд, недалеко от Бруклина. С детства начал работать наборщиком и печатником в газете, а с 18 лет - учителем, получая за свой труд возможность питаться в домах своих учеников. Проблемы воспитания изрядно волновали Уитмена. Одним из самых мощных и позитивных методов воздействия на юные головы он считал искусство, пытаясь своими стихами привлечь к нему хлеборобов, рабочих, белых и чернокожих. С конца 30-х pp. Уитмен увлекся журналистикой. Сотрудничал с журналом «Демократік ревью», в котором печатались Г. Лонгфелло и Г.Д. Торо. В 40-х pp. Уитмен редактировал газету «Бруклин Игл».

Уже в ранних статьях Уитмена оказались его демократические симпатии, радикализм рассуждений и взглядов. Он протестует против поклонения перед долларом, видит в страсти к наживе причину опустошения человеческой личности («Болезненный аппетит к деньгам», 1846). Немало стихов Уитмена посвятил войне за независимость, воспел героическую борьбу народа, выражая недовольство порядками, которые воцарились в стране после войны. Его рассуждения основывались на идеалах фермерской демократии.

В 1848 г. Уитмен совершил путешествие на Юг страны. Его поразили красота и величие природы, захватывали трудолюбие и удивительная раВНОобразие людей, с которыми он встречался. Впечатления переполняли его. В 1855 г. он издал поэтический сборник «Листья травы» («Leaves of Grass»), которая впоследствии принесла ему громкую славу. В течение всей своей дальнейшей жизни Уитмен дополнял и совершенствовал эту сборку. Лирико-философская в своей основе, поэзия Уитмена обогащалась новыми темами, которые порождал время, каждое новое десятилетие. Но ведущей всегда оставалась тема красоты жизни и величии человека. Оптимистический пафос поэзии Уитмена связан с широтой его мировосприятие, способностью видеть, чувствовать безграничные богатства земли и Вселенной, восхищаться ими. «Когда мы овладеем этими безграничными мирами, будет ли нам этого достаточно? - спрашивает поэт. - Нет, этого мало к нам, мы пойдем еще дальше».

Взгляды Уитмена в значительной степени сближают его с трансценденталістами, прежде всего его вере в существование «наддуші», элементы которой есть в каждом человеке, который ощущает свое единство с природой. Эта близость обнаруживается также и в культе дружбы, и в призыве к единению людей. Паря космическими просторами, мысли и воображение Уитмена не теряют связи с земным и обыденным. Поэт видит свой идеал в содействии установлению справедливости и счастья людей. Он превоВНОсит возможности науки и ее достижения: «Слава позитивным наукам! Пусть живет точное знание» («Песня о себе»).

Уитмен продолжил и развил традицию своих предшественников: Ф. Френо, Д.Г. Вітьєра, Ф. Купера Он высоко ценил Дж. Н.Г. Байрона, П. Беранже, Жорж Санд, Ч. Диккенса, а любимым поэтом Уитмена был В. Шекспир, его увлекало героическое искусство, которому присущи высокие нравственные идеалы.

Я воплощаю в себе всех страдальцев

и всех обездоленных...

Кто унижает другого,

тот унижает меня.

Эти слова прозвучали в «Песни о себе», что открывает сборник «Листья травы». Здесь же Уитмен дает дефиницию своих стихов: «Это флаг моих чувств, сотканный из зеленого шелка цвета надежды».

В «Листьях травы» отчетливо звучит антирабовласницька тема, возникает образ отважного и дерзкого бунтаря, верного большой идеи прогресса и свободы народа. Лирический герой стремится соединить свой голос с голосами бесчисленных поколений рабов и бунтарей:

До каждого мятежника,

что идет в тюрьму в кандалах,

Я прикован рука в руки и шагаю

с ним рядом.

В стихотворении «Поднимайтесь, дни, с ваших бездонных глубин» поэт обращается к Демократии:

Сквозь громы и молнии шагай вперед,

Демократия! Раза врага ударом

возмездному!

В «Песни о топоре» поэт утверждает, что большой город будущего расположено там, «где нет ни рабов, ни рабовладельцев, где восстанет сразу народ против низости выборных чиновников». В поэзии Уитмена идея свободы тесно связана с идеей вооруженной борьбы. Массовый аболіціоністський движение поэт называет «торжественным маршем свободы». В «Песни битого пути», обращаясь к людям труда, поэт зовет их в дорогу большаком, вперед, к свободе. Он прославляет героический подвиг, призывает людей отбросить тривиальную обыденность, податься навстречу жизни.

Пытаясь постичь «раВНОобразные, океанические свойства Народа, величие его сил и способностей, могущество его души, Уитмен применил новые поэтические принципы. Он прибег к свободному стиху, который пренебрегает строгим чередованием ударных и безударных слогов, обогатил строфу длинными словесными периодами, ритмами и интонациями современного языка. Уитмен также использует приемы ораторского искусства. Его стихи - обращение к большой аудитории; каждая строка - вполне завершена, четко сформулированная мысль. Распространенными в поэзии Уитмена есть вопросительные конструкции, многократные повторы. Многие его стихи тяготеют к песенной формы, поэт и сам называл свои произведения песнями: «Песня битого пути», «Песня на завершение шестьдесят девятого года», «Песня о топоре». Уитмен почти не использует рим, его стихи основаны на ритмике, и их ритмическое раВНОобразие неисчерпаемо. Представление о неисчислимость, о гигантские масштабы, о грандиоВНОсти создается с помощью приема перечисление явлений, предметов, событий. Этот прием «каталогизации» особенно часто встречается в поздних стихах Уитмена.

Во время Гражданской войны (1861-1865) В. был санитаром в армии Северных штатов. События военных лет, общение с солдатами вдохновили его на создание цикла стихов «Барабаны бьют»(«Drum Taps», 1865), стали основой многих очерков. В стихах послевоенного периода настроения разочарования, порожденные несбыточными надеждами, сочетаются с воспеванием технического прогресса страны. В развитии техники Уитмен видел достижения мировой цивилизации. В «Песни о выставке» поэт прославляет успехи Америки, которая развивается все более быстрыми темпами, а в прозе книге «Демократические дали»(«Democratic Vistas», 1871) пишет о дух наживы и коррупции, поразившего страну.

Одним из первых украинских писателей, кто обратился к творчеству Уитмена, был И. Франко. Но широкое знакомство украинской публики с поэзией Уитмена произошло благодаря переводческой деятельности дипломата, поэта и переводчика И. Кушка. В последующие годы к поэтической сокровищнице американского поэта обращались В. Мисик и Н. Кащук, В. Коротич и М. Тупайло, В. Моругата В. Коптилов. Сложным и многогранным явлением является «Вітменіана» И. Драча («Жажда», «Двадцать восемь», «Что такое трава?», «Начало Уитмена», «К истокам»).



H. Михальская