ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВЫСПЯНСКИЙ Станислав

(1869 - 1907)

ВЫСПЯНСКИЙ Станислав - творчество писателя

ВЫСПЯНСКИЙ Станислав (Wyspianski, Stanislaw, 1869 в Кракове - 1907, там же) - польский писатель, художник и режиссер.

Ему ставят в заслугу реформацию польского театра кон. ХГХ - нач. XX ст. Он является ярчайшим представителем «младопольської» сцены и одним из величайших польских драматургов в целом.

Станислав Выспянский родился в Кракове 15 января 1869 года. Его второе имя - Матеуш было дано в честь деда по матери. Отец Выспянского, Францишек Выспянский, был достаточно талантливым скульптором, но загубил свой талант через алкоголизм. Мать - Мария Виспянська - писала стихи и музыку для домашнего круга. Она умерла от чахотки, когда Станиславу исполнилось 7 лет, но успела передать ему любовь к музыке и поэзии, которые играют значительную роль в его творческом становлении. Отец почти не заботился о сыне, и с 1880 года Станислав перебрался к своей тети (маминой сестры) Йоанны Роговской.

Свое образование Выспянский начал в школе при учительской семинарии Анджея Юзефчика. С 1879 по 1887 гг. он учился в старейшей Польской гимназии - святой Анны. На эти годы приходится первое его увлечение литературой и театром. Он принимал участие в любительских спектаклях и под влиянием одной из картин знаменитого польского художника Яна Матейко написал драматический фрагмент «Баторий под Псковом». В эти же годы у него проявились недюжинные способности к рисованию. Параллельно учебе в гимназии, Выспянский, в качестве вольнослушателя начал посещать Краковскую Школу искусств, директором которой был Я. Матейко. После окончания гимназии он стал уже полноправным ее студентом. Одновременно в том же 1887 г. Выспянский поступил и на философский факультет Ягеллонского университета, который также посещал нерегулярно, уделяя внимание только тем дисциплинам, которые были связаны с искусством.

В 1890 году Выспянский совершил поездку по Польше и вернулся в Краков с большим количеством рисунков и эскизов польских культурно-исторических памятников. 2 марта 1890 p. Выспянский отправился месяцев за границу в Италию, Швейцарию, Францию и Германию. Эта поездка дала огромный толчок для творческого становления Выспянского. В Краков Выспянский вернулся осенью 1890 года, но атмосфера краковской школы и, в частности, авторитаризм ее директора Я. Матейко настолько подавляла творческую свободу Выспянского, что уже в мае следующего года он на три года покинул Польшу, остановившись в Париже. Там он продолжал учиться живописи в одной из частных школ и одновременно очень активно интересовался театральной жизнью французской столицы, а больше всего ваґнерівськими операми, которые в дальнейшем будут заложены первые основы его собственной драматургической эстетики. В 1891 г. Выспянский создал собственное оперное либретто на библейский сюжет под названием «Даниил», а позже еще несколько оперных либретто, из которых сохранились лишь отрывки. В августе 1891 г. Выспянский вернулся в Краков, где, не считая кратковременных выездов на лечение, жил до конца своей жизни. В Кракове Выспянский не сразу нашел себя как художник - частично через материальные лишения, которые заставили его вернуться из-за границы, частично - за неблагоприятной мещанскую атмосферу, в которую он попал.

Некоторое время Выспянский находился в депрессии, которую усугубило еще и то обстоятельство, что ему за «склонность к реформам» отказали в должности профессора Краковской Промышленной школы.

Переломным для Выспянского стал 1897 p., когда он получил должность художественного редактора краковского журнала «Жизнь», а также предложение стать членом Краковского художественного общества «Штука» («Искусство»). В этом же году Выспянский получил заказ на реставрацию витражей доминиканского, а также на роспись витражей францисканского костелов. Тогда же он дебютировал и как драматург, закончив и опубликовав в следующем году начатое им еще в Париже драму «Легенда» («Legenda»). Впоследствии он написал еще целый ряд пьес. В 1901 году вышла в свет самая известная из его драм - «Свадьба», которая сделала его знаменитостью и выдвинула в ряд ведущих польских драматургов. До конца своей короткой жизни Выспянский работал параллельно как драматург, художник и режиссер. Как художник он проектировал витражи для вавельского костела, интерьеры общественных застроек, создал знаменитую пастель «Материнство». Как режиссер он больше всего прославился театральной постановкой «Дзядів» А. Мицкевича. Выспянский выступил также как автор исследования о театре («Гамлет» - «Hamlet», 1905) и как автор проекта архитектурной застройки Вавеля, на склонах которого он мечтал создать огромный театр под открытым небом наподобие древнегреческого театра. Кроме того, Выспянский работал на должности профессора декоративной живописи в Краковской школе искусств и был членом почти всех городских организаций Кракова, которые занимались вопросами культуры. Начиная с 1905 г., состояние здоровья Выспянского начал резко ухудшаться, его частично парализовало. Виспянському предлагали уехать в Алжир, с его благоприятным субтропическим климатом, но Выспянский отказался, поскольку не хотел умирать на чужбине. Он работал до последнего дня и умер 28 ноября 1907 г. в возрасте 38 лет. Его смерть в Польше была воспринята как национальная потеря.

Драматургическое наследие Виспянськоо составляет 17 пьес. Не считая самой первой, это - 4 пьесы на античную тематику: «Мелеагр», «Протесилай и Лаодомія», «Ахілле'їда» и «Возвращение Одиссея»; 7 пьес на историческую тематику: «Варшавянка», «Лелевель», «Болеслав Смелый», «Легион», «Ноябрьская ночь», «Заноза», «Сигизмунд-Август «; 5 пьес на современную тематику: «Проклятие», «Судьи», «Свадьба», «Освобождение», «Акрополь». К выдающимся произведениям Выспянского принадлежат его пьесы на современную тематику, в том числе драма «Свадьба».

Первой из написанных и поставленных на сцене пьес Выспянского была драма на фольклорно-легендарную тему «Легенда» («Legenda», 1892-1897). Сюжетную основу драмы составляет известная из фольклора, а также из польских летописных источников легенда о князе Краке и его дочери Ванде, которую Выспянский модернизировал в духе древнегреческой трагедии и античной мифологии. В центре изображения - традиционный мотив героического самопожертвования Банды, тогда как модернизированная Виспянським основа самой легенды упоминается лишь намеками и находится если не «за кадром», то, по крайней мере в глубине сюжета. Но ее функция очень важна, поскольку все эти неосознанно совершенные преступления психологически мотивируют ту трагическую атмосферу, в которой происходит действие пьесы и предопределяют те беды и несчастья, которые выпадают (как и в античных трагедиях - в виде неминуемой кары богов за содеянное) польскому народу и лично Ванде.

Интерес к античности пронизывает всю драматургию Выспянского, но, кроме того, в Выспянского есть еще и 4 драмы, целиком посвященные античности. Наиболее ярким из них считается первая драма «Мелеагр»(1898). Главная тема «Мелеагра» - это трагичность и неуверенность человеческого бытия, подчиненность судьбе человека роковом стечении обстоятельств. Сюжет пьесы основан на древнегреческом мифе о Мелеагре - сына царя Ойнея.

Похожа по проблематике, в центре которой мотив фатальности человеческого бытия, и вторая из «античных» драм Выспянского - «Протесилай и Лаодомія» («Protesilas и Laodomia»), которую он окончил в 1899 году. Она интерпретирует один из сюжетов, связанных с Троянской войной, в частности с пророчеством, по которым осада Трои будет успешной в том случае, если первый из ахейских воинов, который сойдет на троянскую землю, примет смерть от врага. Этой жертвой добровольно стремится стать Протесилай, который ищет славы. Его жена Лаодомія, наоборот, против такой жертвы, и считает трагическую смерть своего мужа злым роком, который разрушает их любовь. Следующая «античная» драма Выспянского «Ахіллеїда «увидела свет в 1903 году. Она написана по мотивам гомеровской «Илиады» и содержит размышления об ответственности личности за совершенные ею поступки. Выспянский пытается показать моральную правоту обеих воюющих народов - ахейцев и троянцев. Аналогичные вопросы рассматриваются и в последний из «античных» пьес Выспянского «Возвращение Одиссея» («Powrdt Odysa»), которая была написана в 1904 году по мотивам гомеровской «Одиссеи».

Значительное место в драматургии Выспянского занимают также пьесы на исторические темы. Выспянский обращается при этом только к событиям польской истории. Особый интерес у него вызвали два периода - далекое прошлое Польши и национально-освободительное восстание 1830-1831 гг. Втором периода посвящены пьесы «Варшавянка», «Лелевель» и «Ноябрьская ночь», которые составляют тематическую трилогию. «Варшавянка» («Warszawianka») появилась весной 1898 г. В этой пьесе, как отмечала критика, Выспянский сводил идейные счеты с поколением 1831 г. Описывая это поколение и его участие в восстании, драматург не отказывает ему в героизме и патриотизме, но при этом критикует руководителей восстания за нерешительность, амбициоВНОсть и романтический культ самопожертвования, что стал своеобраВНОй модой среди польской молодежи. В следующей драме, «Лелевель» («Lelewel», 1899) Выспянский нарушает, по сути, ту же проблему, что и в «Варшав'янці», - отсутствие политической воли в руководстве национально-освободительным восстанием. Основная проблема третьей пьесы цикла «Ноябрьская ночь» («Noc listopadowa», 1904) - начало восстания, его ход и поиски причин его поражения. Новаторским здесь было то, что, описывая ход восстания, Выспянский рядом с его историческими реалиями воспроизводит и персонажей мифологического порядка. Ними в пьесе выступают античные боги, которые выполняют роль своеобраВНОго философского комментария к событиям польской истории и связывают ее злободневные проблемы с общечеловеческими, вечными проблемами. С трилогией, посвященной польскому восстанию 1830-1831 гг., тематически связана еще одна драма Выспянского - «Легион» («Legion»), которая появилась в 1900 г. Фабульною основой этой драмы выступает деятельность А. Мицкевича, связанная с организацией в 1848 г. в Италии польского вооруженного легиона. В создаваемом легионе Мицкевич видит большую мистическую жертву во имя будущего освобождения Польши, а сам он предстает как ее романтично-мистический пророк, и в этой роли Выспянский воспринимает его негативно. Полемику с мессианской концепцией Мицкевича, возбужденному в «Легионе», Выспянский продолжил в драме «Освобождение».

Вторая группа исторических драм Выспянского посвящена более отдаленном польском прошлом. В нее входят пьесы «Болеслав Смелый» («Boieslm-Smialy», 1903), «Заноза» («Skalce», 1906), «Сигизмунд-Август» (1907). Из них более яркими считаются первые две драмы, которые образуют тематическую дилогию, посвященную известным в польской истории трагическим событиям, связанным с казнью в XI в. королем Болеславом за политическую измену епископа Станислава Шчепановського, после чего король вынужден был бежать за границу и просить политического убежища у своего бывшего союзника, венгерского короля Владислава.

Значительный пласт в драматургии Выспянского занимают пьесы на современную политическую тематику. Одной из первых была драма «Свадьба» («Wesele», 1901), которая стала выдающимся достижением не только самого Выспянского, но и всей польской драматургии кон. XIX - нач. XX ст. Она и по сей день считается своеобразным «эталоном» национальной драмы. Жизненной основой, из которой родилась эта драма, стало бракосочетание в 1900 г. близкого приятеля Выспянского, поэта Люциана Риделя, с дочерью крестьянина из підкраківського села Броновиці, Ядвигой Николайчик. Именно свадьбы, кроме всего прочего, было своеобразным символическим актом классовой солидарности, реального утверждения идеологически декларируемой т. наз. «людоманії» (или «хлопоманії») - движения за единение и идейное братство шляхты и крестьян. Все это, в конце концов, и засоціювалося в Выспянского с каким-то национальным маскарадом, за яркой, но фальшивой и балаганной веселостью которого скрывается пропасть отчужденности и враждебности. Отсюда определяется основная проблематика драмы «Свадьба». Это, с одной стороны, сатира на людоманські иллюзии, а, с другой стороны, - на духовную никчемность и политическую деградованість современной интеллигенции, которая все еще живет давно обанкротившимися романтично-мессианскими идеями, тем самым отказываясь от активной общественной и национальной позиции и политической борьбы во имя освобождения Польши. Драма, в целом, стала, по выражению А.Оконської, «диагнозом, поставленным больному польскому обществу». В драме воспроизведены жизненные реалии свадьбы, но так, что оно постепенно насыщается атмосферой фантастического гротеска, с помощью которого Выспянский гіперболізує и тем доводит до абсурда идейные аргументы критикуемых им мировоззренческих позиций и типов.

В драмах на современную тематику Выспянский нарушает проблемы неминуемой ответственности за совершенное преступление («Судьи» - «Sedzia», 1907), кризисного состояния общества («Освобождение» - «Wyzwolenie», 1903; «Акрополь» - «Akropolis», 1904).

Выспянский интересовался народным искусством и архитектурой Галичины. Был знаком с В. Стефаником, украинским художником и писателем М. Жуком.

Украинский язык отдельные стихи Выспянского перевел В. Коптилов.





В. Назарец