ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВИНЬИ, Альфред Виктор де

(1797 - 1863)

ВИНЬИ, Альфред Виктор де - творчество писателя

ВИНЬИ, Альфред Виктор де (Vigny, Alfred Victor de - 27.03.1797, Лош, депар. Эндр и Луара - 17.09.1863, Париж) - французский писатель, член Французской академии.

Первый поэтический сборник Виньи, нейтрально названа «Поэмами» («Poemes»), появилась в 1822 г., через два года после «Поэтических медитаций» Ламартіна. Она знаменовала приход во французскую литературу еще одного выдающегося поэта-романтика, аж поэта совсем другого, который нес с собой другие темы и мотивы, другие жанрово-стилевые формы и начинал другие тенденции в ее развитии.

Жизнь и творчество Виньи отмечены драматизмом, непросто складывалась и его посмертная литературная судьба. Потомок старинного аристократического рода, имел графский титул, Виньи постоянно находился в незлагоді с эпохой или, точнее с эпохами, в которые ему довелось жить и творить. За ним закрепилась репутация представителя «аристократического романтизма», однако факты биографии и творчество Виньи не подтверждают этой репутации, а, наоборот, противоречат ему. Как справедливо заметил один из исследователей, в литературе Виньи был не графом, а поэтом, и отсюда, добавим, «нестандартность» его мировосприятия и поведения, которые не укладываются в социологические схемы.

Будущий поэт после окончания лицея готовился к поступлению в Политехническую школу, которая выпускала офицеров, когда к власти вернулись Бурбоны. Выполняя требования семьи и следуя обычаям предков, 17-летний граф Альфред де Виньи уже без всякого конкурса и специальной военной подготовки, получил звание младшего лейтенанта, затем поступил в элитный кавалерийский полк. В 1825 году, прослужив уже и в гвардии, и в пехоте, Виньи женился, взял отпуск (а через два года и насовсем ушел в отставку) и поселился в Париже, чтобы целиком отдаться литературной работе. Последние 25 лет своей жизни Виньи провел в имении в Мэн-Жиро.

Становление и первый этап творчества Виньи вибувалися в период Реставрации, в обновленной дворянской монархии Бурбонов. Виньи обнаружил критическое отношение к Реставрации (в его поэзии доминируют мотивы одиночества, отчужденности от реальности, пессимизм) и сочувственный интерес к революции 1830 г. Однако буржуазная Июльская монархия стала для него еще более неприемлемой, упомянутые мотивы усилились в его творчестве, да и само это творчество после 1835 г. резко пошла на спад. Он продолжал писать, но не так интенсивно, как раньше, лишь время от времени печатая стихи и поэмы и все больше замыкаясь в одиночестве. Ранняя, да и не только ранняя, поэзия Виньи - поэзия медитаційна, поэзия самоуглубления и размышлений. Свои мысли и переживания поэт об'єктивізує, удается до эпических и драматических сюжетов, ролевых лирических героев. Собственную заслугу перед французской литературой он видел в том, что «первым ввел композиции такого типа, которые подают философские мысли в эпических или драматических формах». В этом он опирался на достижения других западных литератур, что было замечено критикой, которая заговорила о «внешние источники вдохновения Виньи». Так, после выхода книги «Античные и современные поэмы» «Poemes antiques et modernes», 1826), в основу которой положена сборник 1822 г., Ш.-О. Сент-Бев писал: «Если хорошо их поискать, то это Библия, Гомер, увиденный глазами Андре Шенье, Данте, возможно, Мильтон, Клопшток, Оссиан, тот же Томас Мур, но все это собиралось капля за каплей и вылилось в концентрированную, изящную и мощную структуру».

Отчужденность от среды, гордое одиночество, общий безотрадный взгляд на судьбу человека и человечества, культ стоического страдания, мировая скорбь, - все это звучит в Виньи громче и отчетливее, чем у любого из французских романтиков:

Брось розумувать в тщетной произволе,

Будь мужественным всегда в стоической простоте,

Без нареканий и жалоб, как я, в своей жизни.

Умоляют и дрожат лишь трусы низменные.

Лишений не цурайсь, твердый,

словно из стали,

С недолей змагайсь, как вся моя родня,

Страдай без жалоб, борись и умри молча,

как я.

(Пер. М. Терещенко)

В этих заключительных строках знаменитой поздней поэмы Виньи «Смерть волка» (1843) выражено символ веры, которого поэт придерживался всю жизнь, и в то же время это один из сквозных мотивов его поэзии.

Сборник «Античные и современные поэмы» открывается «Мистической книгой» - триптихом, что сложится из «Моисея», «Елоа» и «Потопа», поэм на библейские сюжеты. Виньи тоже был присущ романтический титанизм, и в триптихе он творит титанические образы героев, которые в гордой и трагической одиночества высоко возвышаются над миром и людьми. Так, в поэме «Моисей» нарисован величественный образ библейского народного вождя и пророка, наделенного необыкновенной духовной силой. Но эта избранность не только преподносит Моисея над людьми, но и обрекает его на вечный холод одиночества; и в монологе, обращенном к Богу, он жалуется на этот холод и просит «забвения в могильном сне», чтобы освободиться от него.

До самых известных поэтических произведений Виньи принадлежит поэма «Елоа» на сюжет о «грешного ангела», распространенный в романтической литературе («Падение ангела» А. де Ламартіна, «Конец Сатаны». Гюго, «Любовь ангелов» Т. Мура, «Демон» М. Лермонтова, отчасти «Каин» Дж.Н.Г. Байрона и т.д.). Среди упомянутых произведений поэма Виньи больше всего перекликается с лермонтовським «Демоном». В ней ангел Елоа, рожденный из слезы Христа, спускается в ад к Сатане, надеясь спасти его своей любовью, но эта любовь оказывается для нее губительной. Виньи создал в поэме титанический образ Сатаны, который в тотальном безразличии к миру творит зло, сам того не осознавая. Читателей впечатлили также «космические пейзажи» поэмы, не только их необъятность, но и колористическое богатство и тонкое нюансирование. «Только он, - восторженно писал Т. Готье, - обладает этим перламутрово-серым цветом, этим коралловым відсвічуванням, этими опаловыми прозоростями, этой синевой лунного сияния, на фоне божественного белого света становится нематериальной».

Мотивы и настроения, которые определились в первых поэтических сборниках Виньи, остаются доминирующими и в его поздней поэзии, в сборнике «Судьбы» (Les destinees»), вышедшая посмертно. Сборник открывается одноименной поэме, в которой звучит мотив всесилие и всевластие судьбы, которая приобретает очертания античного фатума. «С первого дня творения // Тяжелая и мощная ступня судьбы // Опускается на каждую голову и каждое деяние», - такой торжественный и мрачный зачин этой поэмы, написанной «дантівським размером», терцинами. Еще масштабнее и трагичнее звучат в этой сборке идеи одиночества в мире человека, отвергнутой и природой, и Богом.

Мотив оторванности человека от природы звучит уже в поэзии В. 20-х годов, но концентрированного мрачно-патетического выражения он достиг в его поздней поэзии, в частности в поэме «Хижина пастуха. До Евы». Здесь «человеческом балагана с его суетностью и тщеславием противопоставлена природа - величественная, прекрасная и в то же время тотально равнодушна к «человеческой комедии», полна «ледового презрения» к ней. В этой поэме природа обращается к людям с такими безжалостными словами: «Вы называете матерью, а я для вас - могила. // Не,знаю тех, кого уже погубила, // Не слышу, кто хвалу поет во тьме времени».

Но человек оказывается в Виньи оторванной не только от природы, но и от Бога. Идея покину-тости человека Богом в Виньи прозвучала наиболее громко и трагично, в частности в поэме «Оливковая гора»(1839). В ней Христос на Оливковой горе (Гефсиманский сад), охваченный страхом близких смертных мук, молит Бога-Отца открыть тайны человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла, но «Зря трижды он вопил: // «Боже Мой!» В ответ лишь ветер завывал».

Однако следует сказать, что не все поэмы из последней сборки Виньи полны такого пессимизма и стоической скорби. В некоторых из них поэт бросает и луч надежды, в частности в поэмах «Бутылка в море» и «Светлый дух», которые являются своеобразным завещанием последующим поколениям. В них он выражает надежду на будущий триумф человеческой мысли и духа, гарантами которого выступают мыслители и поэты.

Альфред де Виньи был не только поэтом, но и прозаиком и драматургом. Кстати, широко известный у себя на родине и за ее пределами он стал благодаря своем первом прозаическом произведения - историческом романе «Сен-Map»(«Cinq-Mars», 1826), который появился в том же году, что и сборник «Античные и современные поэмы».

В своем романе писатель обратился к одной из переломных эпох французской истории, к 1-ой пол. XVII ст., когда всесильный министр короля Луи XIII кардинал Ришелье превращал Францию в абсолютную монархию, ломая сопротивление феодальной аристократии. В основу романа положена историческое событие, разыгравшееся в 1642-1643 гг., - аристократическая заговор против кардинала Ришелье, возглавленная фаворитом короля, молодым маркизом Сен-Маром. Этот заговор, как и множество предыдущих, провалилась, найродовитіші ее участники вовремя вышли из игры, а маркиз Сен-Map и его друг де Ту сложили головы на эшафоте.

Центральными героями романа Виньи выступают Сен-Map и Ришелье, конфликт между которыми является определяющим, поскольку они олицетворяют различные исторические силы, разные политические принципы и разные морали. Однако Виньи не низводит произведение до контуров главного конфликта, как это было в классицистической трагедии. Придерживаясь принципов исторического романа, он ставит своей задачей обрисовать жизнь эпохи в его полноте, в его динамике и раВНОобразии, в его историческом и местном колорите. При этом писатель показывает, что это жизнь, в его, казалось бы, привольной разливе, проникнутое созданной Ришелье полицейской системой, которая является предвестием тоталитарных режимов XX в. Повсюду рыщут агенты кардинала, полицейские щупальца проникают во все сферы жизни - от королевского двора до городского дна.

В тот день, когда в Лионе казнят Сен-Мара, в Париже волей автора встречаются Мильтон и Корнель, и будущий секретарь Кромвеля спрашивает: «не хочет Ришелье, підкопуючись под основы вашей монархии, создать в будущем республику?», на что автор «Сида» отвечает: «Он не знает, что творит». Здесь Корнель выражает мнение автора романа, который считал, что своей деятельностью Ришелье готовил революцию конца XVIII в. и, что хуже всего, диктатуры Робеспьера и Наполеона.

В концепции романа «Сен-Map» важная, если не определяющая роль отводится моральному фактору, что в целом характерно для тогдашней историографии и исторического роман> Прикладывая моральные измерения к истории, Виньи осуждает Ришелье и его политику, которая оправдывает государственной необходимостью любое насилие и произвол, несправедливость и безнравственность. По роману Виньи, главный преступление Ришелье заключается в том, что он отделил политику от морали и своим циничным политическим прагматизмом положил начало «ненормальному» историческом развитии Франции, что привело к катастрофам в будущем.

Но и Сен-Map не идеальный образ, как склонны были толковать адепты концепции «аристократического романтизма» Виньи. Если образ Ришелье однозначно отрицательный, то его антагонист Сен-Map не является однозначно положительным, Ему присуща сложность и внутренняя противоречивость, которая, кстати, и делает его живым и динамичным. Благородный юноша, воспитанный в лучших аристократических традициях, Сен-Мар приезжает в Париж, где влюбляется в Марию Гонзага, принцессу крови, и, чтобы преодолеть пропасть, что отделяет его от любимой, втягивается в придворные интриги и политическую жизнь, становится фаворитом Луи XIII и возглавляет заговор против Ришелье. В меру этого втягивания Сен-Map все больше отдаляется от своей нравственной природы, удается до поступков и действий, сомнительных с моральной точки зрения, и не останавливается даже пере; преступлением, сговору с испанцами, которые должны были вторгнуться во Францию и прийти на помощь мятежникам. В какой-то степени Виньи оправдывает героя его любовью к принцессе Марии, но этим не снимается его трагическая вина, которая все усиливается и, в конце концов, приводит героя к гибели. В конце романа чувством этой вины проникается и Сен-Map, этим обусловлена его решение отказаться от спасения и принять смерть.

Следующим прозаическим произведением Виньи был «Стелло» («Stello», 1832), роман состоит из трех повестей, объединенных общностью замысла и идейной концепции. Поскольку он имеет еще сюжетное обрамление, одного на все повести рассказчика и одного слушателя, который время от времени вступает в дискуссии с рассказчиком, то это придает ему определенной сюжетно-композиционного единства и позволяет назвать его романом или, точнее, роман в повестях. На содержательном уровне это произведение интересно прежде всего тем, что в нем писатель поднимает проблему художника и общества, которая глубоко волновала романтиков, в том числе и французских.

Все три повести, Черный врач рассказы Стелло, это повести о том, как различные общества и политические системы губят поэтов. А рассказывают их для того, чтобы отвлечь Стелло «от бессмысленного стремления отдать свое перо политической партии». Первая повесть - рассказ о том, как поэт Жильбер был уничтожен старым режимом», феодально-абсолютистской монархией, вторая - печальная история английского поэта-передромантика Чаттертона, который стал жертвой буржуаВНОго общества, его «разумного эгоизма», в третьей речь идет об Андре Шенье, отправленного на Гильотину якобінською диктатурой, «людьми, которые за объевшихся пороком и впились кровью на невиданных политических оргиях».

Как видим, тема «художник и общество» Виньи смещает значительной степени в политическую плоскость склоняется к негативизма в ее трактовке. Его роман, в конце концов, демонстрирует, что все общественно-политические системы чужие и враждебные художникам и искусству. «Говорю вам: личность редко бывает неправою, общественный строй - всегда», - заявляет он устами Черного доктора. По убеждению писателя, конфликт между обществом и художником возникает неизбежно, «поскольку любой общественный строй основан на смехотворной лжи, а искусство может быть прекрасным только тогда, когда оно рождается из глубочайшей внутренней правдивости». Завершается роман «Рецептом Черного доктора» на предмет того, «как отделить жизнь политическую жизнь поэтического» и как художнику «одиноко и священно выполнять свое назначение».

Еще одним значительным прозаическим произведением Виньи является «Неволя и величие солдата» («Servitude et grandeur militares», 1835), который по форме тоже романом-триптихом, но с более ослабленными внутренними связями между тремя повестями. Ведущим мотивом этого произведения является мотив трагизма судьбы солдат-воинов, которых правители используют в своих политических играх, которые перерастают в кровавые войны. Скоряючись воинскому долгу, они вынуждены убивать, противоестественно убивать по приказу, но каждое такое убийство ложится бременем на сердце и моральное совести.

К сюжету повести из романа-триптиха «Стелло» писатель вернулся в драме «Чаттертон» («Chatterton», 1835), которая является его лучшим и самым известным произведением в драматических жанрах. В целом же на ниве драматургии он создал еще и историческую драму «Жена маршала д'анкр», которая тяготеет к трагедийного полюса, и комедию «Состоялась переполохом». Кроме того, во второй половине 20-х годов он перевел на французском языке шекспировские «Ромео и Джульетту», «Венецианского купца» и «Отелло» с редкой для эпохи романтизма близостью к оригиналу.

Возвращение Виньи к сюжету «Чаттертона» объясняется прежде всего тем, что тема судьбы художника в буржуаВНОм обществе была вполне современной и актуальной. В драме остро поставлен вопрос о невозможности существования поэта в среде, где господствуют меркантилизм и бездуховность, и подчеркивается его ненужности и обреченности в этой среде. «Я хотел показать, - писал Виньи об эту свою драму, - духовность, которая задыхается в материалистическом обществе, в таком обществе, где жадный делец эксплуатирует ум и труд. Чаттертон - символ поэта, Белл и Бекфорд олицетворяют буржуазию, которая ценит только промышленную деятельность и деньги». Здесь сказывается определенное влияние сенсімонізму, к которому Виньи проявлял интерес в период Июльской монархии.

Драматизм судьбы Чаттертона в том, что он не может найти общий язык с обществом, в котором живет, у них разные системы ценностей и разные языковые коды. «Пусть даже ваши стихи замечательные, - заявляет ему Бекфорд, - но кому они нужны? Кому, спрашиваю я вас?» Мистер Бекфорд по-своему искренен, по крайней мере он вполне уверен, что стихи Чаттертона (и поэзия вообще) не имеют настоящей стоимости и является как бы забавой. Бекфорд не является каким-то плодом ада, он на свой лад сочувствует Чаттертону и даже готов помочь ему заработать, но их разделяет глухая стена непонимания. В этой драме речь идет не об оппозиции художника обществу вообще, как в романе «Стелло», а о его оппозицию конкретному обществу, основанной на власти денег и утилитарных ценностях.

Украинский язык отдельные произведения Виньи перевели В. Щурат и М. Терещенко.



Д. Наливайко