|
УИЛЬЯМС, Теннесси
(1911 - 1983)
УИЛЬЯМС, Теннесси - творчество писателя
УИЛЬЯМС, Теннесси (Williams, Tennessee; автонім: Томас Ланир Уильямс - 26.03.1911, Колумбус, Миссисипи - 25.02.1983, Нью-Йорк) - американский писатель.
Уильямс родился в типичной южной семье в штате Миссисипи. Его отец происходил из древнего рода южных аристократов, среди его предков были даже два губернаторы колоний. Но сам он родился уже тогда, когда семья Вільямсів начала приходить в упадок, и всю жизнь работал коммивояжером по продаже обуви. Мать будущего писателя, Эдвина Дейкінс, имела еще глубже генеалогические корни, ибо выводила свою родословную от капитана корабля, который пересек Ла-Манш с войсками Вильгельма Завоевателя. Когда Уильямсу исполнилось семь лет, семья переехала в Сент-Луис, Миссури, где прошли детство и юность писателя. В воспоминаниях Вильямса Сент-Луис связан с пуританской домашней атмосферой, жестокой тиранией отца, которого мальчик ненавидел, и ласковой тиранией матери. Миссис Эдвина была настоящей південкою, жила воспоминаниями о прошлых годах юности, о красоте и счастью и вопреки всем обстоятельствам чувствовала себя дамой, аристократкой Старого Юга. Напівреальна романтическая атмосфера, которую она создавала вокруг себя, сказалась на формировании сына: Том вырос поэтом и мечтателем, слишком беззащитным и, по мнению его отца, далеким от практической жизни. «В четырнадцать лет, - вспоминал Уильямс, - я открыл для себя литературное творчество как способ уединения от мира реальности, в котором я чувствовал себя слишком неуютно».
В 1929 г. Уильямс поступил в университет штата Миссури, где получил свои первые премии за стихи и прозу. Но через два года отец забрал его оттуда и устроил на работу в обувную компанию. Для Уильямса это были невыносимые годы. Днем он работал клерком, а потом целыми ночами писал, погрузившись в поэтическую стихию духа. Двойную жизнь, в конце концов, привело к тяжелому нервному расстройству. В 1935 г. Вильямса для скорейшего выздоровления отправили в Мемфис к деду, священнику епископальной церкви. Там окрыленный полученной свободой юноша написал свою первую пьесу «Каир!Шанхай!Бомбей» и открыл для себя творчество А. Чехова, которая в значительной степени повлияла на драматургию и рассказы зрелого Уильямса.
В 1936 г. Уильямс снова попытался получить образование, поступив в этот раз в Вашингтонский университет в Сент-Луисе, где были впервые поставлены его одноактные пьесы. В 1937-1938 гг. он завершал учебу в университете Айовы. Именно тогда Уильямс окончательно решил посвятить свою жизнь литературной деятельности. Но чтобы зарабатывать на жизнь писательским трудом, нужно стать известным. Уильямс стал странствующим писателем, жил в Чикаго, Сент-Луисе, Новом Орлеане и Калифорнии, Нью-Мексико и Нью-Йорке. Работал кельнером, оператором лифтов, театральным кассиром, сценаристом студии MGM в Калифорнии. В 1939 г. он получил премию «Group Theatre» на конкурсе молодых драматургов и стипендию Рокфеллера за первую багатоактну пьесу «Битва ангелов» («Battle of Angels»). Это было началом профессиональной карьеры, молодым Уильямсом заинтересовались в «Тиетр гілд» - бостонском театре, известном постановками «проблемных пьес». «Битва ангелов» открыла в «Тиетр гілд» сезон 1940 г. и потерпела сокрушительное фиаско. Однако тем знаменнішим был успех «Стеклянного зверинца» («The Glass Menagerie»), поставленного сначала в Чикаго, затем в Нью-Йорке (1945) - спектакль встретили с восторгом, она получила премию нью-йоркских театральных критиков. С этой пьесы началось завоевание драматургом бродвейских театров.
В «Стеклянном зверинце» отчетливо проступили ведущие темы драматургии Уильямса: одиночество людей, их взаимное непонимание, стремление спрятаться вы жестокости жизни в придуманном мире, беззащитная ранимость красоты. Пьеса в определенной степени является автобиографическим. Она построена на воспоминаниях главного героя Тома Вінфілда об оставленных им мать и сестру. Уильямс мастерски показывает саму атмосферу воспоминаний - призрачную, полную ностальгии и поэзии. В пьесе воссоздана мучительная попытка Тома вырваться из-под власти матери, Аманды Уинфилд. Образ Аманды, один из самых выразительных женских образов в творчестве Уильямса, олицетворяет тип дамы-південки, которая объединяет трезвую практичность с массой причудливых иллюзий, пагубных для ее мечтательной дочери. Лаура Уинфилд похожа на сестру Вильямса - Розу, безумие которой писатель тяжело переживал. Лаура предстает перед зрителем в нежных бликах ее стеклянного зверинца, изящные фигурки которого она постоянно перебирает. В самой Лауре воплощенный идеал беззащитной красоты, слишком нежизнеспособной в жестоком мире. Все трое - Лаура, Аманда и Том - из породы беглецов», которые не принимают того, как устроен мир, и пытаются убежать от него. Такими же одинокими аутсайдерами, жертвами по своей сути, есть и герои других пьес Уильямса.
В образах вільямсових «беглецов» отчетливо заметное влияние литературной традиции американского Юга, к которой принадлежали В. Фолкнер, Г. П. Уоррен и др. Миф о утонченную культуру аристократического Юга, которая навсегда ушла из прошлое, о навсегда утраченные красоту и благородство стоит за всем, что происходит в пьесах Уильямса. Характерный для «южной школы» мотив «утраченного рая» здесь связан не с историческим прошлым рабовладельческого Юга, как, например, в романах Фолкнера, а с индивидуальным прошлым героев, с чувством вины, обусловленным изначальной греховностью человека, его несовершенством.
Тему греха и искупления Уильямс развил в пьесе «Трамвай «Желание» («A Streetcar Named «Desire»). В 1947 г. режиссер Е. Казан совершил на Бродвее знаменитую постановку этой пьесы с М. Брандо и Дж. Тэнди в главных ролях. За «Трамвай «Желание» Уильямс получил Пулитцеровскую премию, имя драматурга стало известным во всем мире. Главная героиня пьесы Бланш Дюбуа, жертва собственной трагической вины и грубости мира, воплощенной в ее антагоністі Стэнли Ковальскому, отчаянно хватается за прошлое, тщетно пытаясь остановить время. В южной традиции время - разрушительная сила, которая «лишает жизнь ценности и смысла», как пишет Уильямс. Герои Уильямса обращены в прошлое, рассматривают его как единственную реальность. Бланш Дюбуа закрывает яркую лампочку бумажным фонариком и таким образом наполняет неумолимое настоящее призрачным прошлым. Рассеянное свет на мгновение возвращает ее утраченную красоту.
В «Трамвае «Желание» самое совершенное воплощена концепция «пластического театра», о которой Уильямс впервые сказал в предисловии к изданию «Стеклянного зверинца». Пластический образ спектакля, по мнению драматурга, должен подавать своеобразный авторский комментарий, уточнять то, что происходит, воздействуя на подсознание зрителей. «Все мы храним в нашем сознании и подсознании огромное количество образов, - писал он, - и я думаю, что все человеческое общение основывается на образах... Символ в пьесе имеет лишь одну цель - высказать все откровеннее, доходчивее и лучше, чем это можно передать словами». Пластические образы-символы предоставляют спектакля определенной эмоциональной тональности, превращают произведения Уильямса в пьесы-«настроения».
«Пластический стиль» сохранил свое значение и в прозе Уильямса. Его перу принадлежат несколько новелістичних сборников: «Однорукий и другие рассказы» («One Arm and Other Stories», 1948), «Карамель» («Hard Candy», 1954), «Три игрока в летнюю игру» («Three Players of a Summer Game», 1960), «Рыцарские странствия» («The Knightly Quest», 1967), «Восемь одержимых смертных леди» («Eight Mortal Ladies Possessed», 1975), повесть «Римская весна миссис Стоун» (The Roman Spring of Mrs. Stone», 1950), роман «Мойси и мир разума» («Moise and the World of Reason», 1976). В жанре «короткого рассказа» Уильямс работал в течение всей жизни, экспериментируя в разных стилях и манерах. Уже в первом сборнике «Однорукий» можно обнаружить подражание А. Чехова («Лицо сестры в сиянии стекла») и Ш. Андерсона («Однорукий»); импрессионистскую («Поле голубых детей») и експресіоністичну («Проклятие») манеры письма; сочетание натуралистических описаний с высоким уровнем символической обобщенности («Желание и черный массажист»).
Натуралистическая откровенность Вильямса, сцены насилия в его драматургии и прозе шокировали критику на протяжении многих лет. По словам его друга, писателя Гора Видала, «с 1945 по 1961 гг. журнал «Таймс» невероятно яростно атаковал все, что публиковал Уильямс. Для характеристики его творчества охотнее всего пользовались выражением «вонючее болото». Однако именно в эти годы Уильямс много писал. На Бродвее и вне бродвейских сценах были поставлены «Лето и дым» («Summer and Smoke», 1948), «Татуированная роза» («The Rose Tattoo», 1951), «Каміне Реаль» («Camino Real», 1953), «Кошка на раскаленной крыше» («Cat on a Hot Tin Roof, 1955 - Пулитцеровская премия), «Орфей сходит в ад» («Orpheus Descending», 1957), «Внезапно прошлым летом» («Suddenly Last Summer», 1958), «Сладкоголосый птица юности» («Sweet Bird of Youth», 1959), «Ночь Игуаны» (The Night of the Iguana», 1961) - все самые заметные пьесы Уильямса.
Он принимал участие в постановке спектаклей, съемках фильмов, работал с такими выдающимися актерами, как Лоретт Тейлор, Анна Маньяни, Кэтрин Хепберн, Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Пол Ньюмен.
В пьесах 50-х гг. усилилась концентрация мрачных аспектов реальности. Уильямс вводил сцены, связанные с каннибализмом, сексуальными извращениями, изнасилованиями, кастрацией, поскольку считал необходимым включать разрушительное действие времени в контекст произведения, достигая эффекта с помощью «сдвига в направлении гротеска».
Театр Вильямса, как и послевоенный театр абсурда, основанный на интуитивном проникновении в иррациональное. Его пьесы не претендуют на сходство с жизнью, автор идет дальше, в глубину реальности.
Идеалом для Уильямса был американский поэт Харт Крейн. Псевдоним Теннесси - твірне слово от фамилии поэта-романтика викторианской эпохи Альфреда Теннисона. Да и сам Уильямс с юности писал стихи. Вышли в свет два его поэтических сборника: «Среди зимы мост» («In the Winter of Cities», 1966) и «Андрогин, топ amour» («Androgene, mon amour», 1977). Поэзия Уильямса за своей ведущей тональностью похожа на его драматургию.
В 1963 г. умер друг Уильямса - Фрэнк Мерло, с которым они прожили вместе много лет. Для драматурга начались годы тяжелой депрессии в сочетании с умственным расстройством. После «Ночи Игуаны» ни одна из его пьес не имела коммерческого успеха вплоть до 1972 p., когда Уильямс написал «Предостережение для малых кораблей» («Small Craft War-nings»).
В 1975 г. увидела свет одна из самых популярных книг Уильямса - «Мемуары» («Memoirs»), что вызвало новый взрыв интереса к творчеству писателя. Успех «Мемуаров» в значительной степени объясняется открытостью, с которой автор изобразил свою интимную жизнь гомосексуалиста. Однако Уильямс вовсе не стремился скандальной славы. В «Мемуарах», как и в других его произведениях, сексуальность - это главная метафора притяжения людей друг к другу, олицетворение тепла, которое один человек дарит другому.
Называя Уильямса «выдающимся мастером», И. Хассан так охарактеризовал его драматургию: «Его диалог поет, его персонажи, всегда доверху полны эмоциями, заставляют нас войти в их жизнь и разделить их судьбу; в его пьесах переходы от горечи к юмору или к абсолютному ужасу осуществляются так тонко, что только в течение одного вечера публика обогащается опытом целой жизни». В конце концов, именно это и обеспечивает пьесам Уильямса долгую сценическую жизнь.
О. Половинкина
|
|
|