|
УИЛЬЯМС, Уильям Карлос
(1883 - 1963)
УИЛЬЯМС, Уильям Карлос - творчество писателя
УИЛЬЯМС, Уильям Карлос (Williams, William Carlos) (17.09.1883, Резерфорд, шт. Нью-Джерси - 04.03. 1963, там же) - американский писатель.
Родился в семье выходцев из разных стран: отец Уильямса происходил из Англии, мать - из Пуэрто-Рико. До 14 лет мальчик учился в школе в родном Резерфорде, а после его отправили на двухлетнее обучение в Европу, где он получал образование в Женеве и Париже. Вернувшись в Америку, Уильямс поступил в Нью-Йоркский колледж, а в 1902 г. - на медицинский факультет Пенсильванского университета. Студентом он подружился с поэтами Е. Паундом, X. Дулитл, М. Мур. После окончания университета (1906) работал в Нью-Йорке. В 1909-1910 гг. Уильямс изучал педиатрию и Лейпцигском университете. В 1910 г. он вернулся на родину, женился Фронес (Флоссі) Херман и поселился в Резерфорде. Всю жизнь проработал детским врачом, что не мешало ему плодотворно работать как литератору. Его резерфордський дом превратился в 50-х pp. в место паломничества молодых поэтов.
Юношескими поэтическими восторгами Уильямса были Д. Китс и В. Уитмен. Их влияние заметно в его первом поэтическом сборнике «Стихи» («Poems», 1909). В 1913 г. при содействии Е. Паунда в Англии вышла в свет второй сборник Уильямса - «Обычаи» («Tempers»), а еще через год его стихи вошли в антологию Паунда «Імажисти» («Des Imagistes»). Поэзии этих лет показали тесную связь Уильямса с тогдашними модернистскими течениями - імажизмом и вортицизмом. Однако постепенно поэт отошел от принципов этих школ. Попытки Е. Паунда модернизировать поэтический язык Средневековья он не поддержал, а поэму другого тогдашнего метра англо-американской поэзии Т. С. Элиота «Бесплодная земля» назвал «огромной катастрофой».
Собственный поэтический голос Уильямс нашел в книге «Al Que Quere!» (1917), а его сборник «Весна и все остальное» («Spring and All», 1923) показала не полный отход от принципов поэтического модерна 10-х pp. Вместе с тем поэзия Вильямса 20-х pp. вобрала поэтические достижения футуризма и, особенно, экспрессионизма. Уильямс начинает применять свободный, разговорный стиль. Его стихи этого периода пронизаны сочувствием к обычному человеку, любовью к детям, поэт обращается к темам, продиктованных повседневной городской жизнью. Уильямс умел находить в простых и знакомых вещах интересное и прекрасное. В своих стихах он как будто стремится зафиксировать мгновение; в них, как будто на фотографиях просматриваются намеки на возможные сюжетные линии и эмоции, как, например, в «Молодой хозяйки» («The Young Housewife», 1917); они фиксируют спонтанные, непроизвольные переживания. Уильямс называл свои произведения об'єктивістськими, подчеркивая этим значение конкретных, наглядных образов.
Со временем поэт расширил тематику материала, пытаясь синтезировать конкретику и творческую фантазию. Он отмечал, что «единственный реализм в искусстве - реализм воображения». По мнению Уильямса, современной поэзии следует обратиться к обыденной, черпая в нем мотивы и темы. Поэт, считал Уильямс, должен писать о тех вещах, которые найдут непосредственный отклик у людей. Он должен внимательно прислушиваться к языку улицы, говорить о реальных событиях доходчиво. Вильямс подчеркивал, что его поэтический язык - «американская», она отличается от английского. Уильямс избегал абстрактных вещей и выдвинул лозунг: «Никаких идей, если они не воплощены в конкретном» («No ideas but in things»). Важным принципом поэтики Уильямса было писать о «локальное» («locality»), поскольку целостная картина жизни, по глубокому убеждению Вильямса, открывается только тем, кто досконально изучил какой-то небольшой его фрагмент.
В последующие десятилетия Вільямсопублікував поэмы «Кора в аду» («Кот in Hell», 1920), «Музыка в пустыне» («The Desert Music», 1954), «Асфодель, зеленый цветок» («Asphodel, That Greeny Flower», 1955), «Патэрсон» («Paterson», 1946-1958), поэтические сборники «Кислый виноград»(«Sour Grapes», 1921), «Зимнее восхождение»(«The Descent of Winter», 1928), «Избранные стихи. 1921-1931» («Collected Poems, 1921-1931», 1934), «Адам, Ева и город» («Adam and Eve and the City», 1936), «Клин» («The Wedge», 1944), «Путешествие к любви» («Journey to Love», 1950), «Последние стихи» («Collected Later Poems», 1950). Последним сборником стихов, вышедшая при жизни Уильямса, стала книга «Образы Брейгеля» («Pictures from Brueghel», 1962), произведения которой были навеяны полотнами выдающегося художника. В поэзии Уильямс проявил себя мастером верлибра, ломаных ритмов, сложного поэтического синтаксиса, монтажа раВНОродных фрагментов (в том числе поэтических и прозаических, поэтических и публицистических), неожиданных ассоциаций.
Выдающимся произведением Вильямса является его эпическая поэма «Патерсон» («Paterson», 1946-1958). Она публиковалась на протяжении двенадцати лет и состоит из пяти частей, задуманную шестую Уильямс написать не успел. Он воспел в ней свой родной город Патерсон, штат Нью-Джерси, таким, каким его видит главный герой - доктор Патерсон, в образе которого угадывается сам автор. Это произведение - сочетание лирических пассажей, прозы, писем, автобиографии, газетных материалов и исторических сведений. В поэме Уильямс изображает индустрию (промышленные ландшафты Нью-Джерси) и природу (река Пассаїк с ее водопадами), описывает конкретные признаки города и высказывает мысли о современной жизни в целом. Это панорамное эпическое полотно похоже на «Листья травы». Уитмена.
Кроме поэзии, Уильямс обращался также к таким жанрам, как роман, автобиография, очерк, эссе, драма. Первый роман Уильямса - «Великий американский роман» («The Great American Novel», 1923) был «антироманом», своеобразным ответом на роман Дж. Джойса «Улисс». Перу Уильямса принадлежит также автобиографический роман «Путешествие в язычество» (« A Voyage to Pagany», 1928), описывающий путешествие писателя в Европу. Романная трилогия «Белый ил» («The White mule», 1937), «С деньгами» («In the Money», 1940), «Накопление» («The Build-Up», 1952) рисует широкую панораму американского общества. В ней изображена жизнь семьи немецких эмигрантов (прототипом стала семья жены Вильямса), начиная с XIX в. и заканчивая Первой мировой войной. Книга «На американской почве» («In the American Grain», 1925) является сборником эссе о деятелях американской истории. В новеллах, вошедших в книги «Нож времен» («The Knife of the Times», 1932), «Жизнь на реке Пассаїк» («Life Along the Passaic River», 1938), «Просветление» («Make Light of it», 1950) и «Дочери фермера» (The farmer's Daughters», 1961), в основном обычно изображены случаи из врачебной практики Уильямса. Экспериментальные пьесы Уильямса вошли в сборник «Много любви и другие пьесы» («Many Loves and Other Plays», 1961).
Общественное признание Уильямс начал приобретать лишь в 50-х pp. В 1950 г. он получил первую Национальную книжную премию по поэзии, в 1953 г. - Болінгенівську премию, а в 1963 г. (посмертно) - Пулитцеровскую премию, но еще задолго до смерти «дока Уильямс» ему отдали должное такие поэты, как А. Гинзберг, К. Рексрот, Г. Лоуэлл, Д. Ле-вертов.
Есть. Васильев
|
|
|