|
ВИЛАНД, Кристоф Мартин
(1733 - 1813)
ВИЛАНД, Кристоф Мартин - творчество писателя
ВИЛАНД, Кристоф Мартин (Wieland, Christoph Martin - 5.09.1733, Оберхольцхайм - 20.01.1813, Веймар) - немецкий писатель-просветитель.
Виланд родился в Оберхольцхаймі, что вблизи Бібераха (Вюртемберг) в семье лютеранского пастора, где его воспитывали в религиоВНОм духе. В школе впервые познакомился с классической и современной литературой, периодикой на английском. 1750 г. поступил в Тюбінґенський университет. Желание изучать право он не имел, зато погрузился в изучение философии, истории и филологии, начал заниматься литературой. В 1751 г. Виланд направил свое эпическое произведение «Герман» («Hermann») швейцарскому ученому и критику Й.Я. Бодмеру. Через год Бодмер пригласил его в Цюрих, где Виланд пробыл до 1760 г., работая домашним учителем в семьях состоятельных людей. Здесь он постепенно отошел от пиетизма и обратился к античной философии. С 1760 г. стал делопроизводителем городского совета в городе Биберах. 1765 г. Виланд женился. В 1769 г. он стал профессором философии и искусств Эрфуртского университета. В 1772 г. Саксен-Веймарская герцогиня Анна-Амалия пригласила Виланда в Веймар быть наставником его сыновей - Карла-Августа (через два года он занял трон) и Константина. В Веймаре, который впоследствии превратился в литературную столицу Германии (здесь поселятся И.В. Гете, Й.К.Ф. Шиллер, Й.Г. Гердер) Виланд прожил до самой смерти.
Литературное наследие Виланда объемная и раВНОобразная. Она включает дидактические, іроїкомічні и сказочные поэмы, гимны, псалмы, рассказы, стихотворные и прозаические сказки, романы, пьесы, диалоги, переводы, статьи.
Виланд-поэт начал с дидактических, религиоВНО-мистических сочинений в духе Бодмера и Ф. Г. Клопштока. Так, живя в Цюрихе, он, по совету Бодмера, написал библейскую поэму «Испытание Авраама» («Dergeprufte Abraham», 1753). Однако уже в 60-х pp. Виланд, пережив увлечение французским философским свободомыслием, создал поэмы и стихотворные новеллы, лишенные религиоВНОго элемента. Поэма из жизни античного «Музаріон» («Musarion», 1763) выражает нравственный идеал Виланда. Поэт высмеивает стоицизм философа Клеанта, заоблачные парения пифагорейца Фефрона и мизантропию Фания, противопоставляя им жизнерадостную мораль девушки Музаріон. В 1765 г. в духе «Неистового Роланда» Л. Ариосто Виланд написал іроїкомічну поэму «Идрис и Ценіда» («Idris und Zenide», изд. 1768), которую жанрово обозначил «сказка фей». В этом произведении, зітканому из сказочных историй, писатель рисует странствующих рыцарей и заколдованные замки, фей и волшебников, кентавров и драконов. Некоторые поэмы Виланда имеют легкий, фривольный характер, что сближает их с поэзией рококо.
В 70-80-х pp. Виланд создал целый ряд «романтических» поэм, основанных на народных сказках европейского («Первонте» - «Pervonte», 1778) и восточного происхождения («Зимняя сказка» - «Winter-marchen», 1776; «Шах Лоло»- «Schach Lolo», 1778; «Хан и Ґульпене» - «Harm und Gulpenheh», 1778), средневековых преданиях и легендах («Ґандалін» - «Gandalin», 1776; «Герон Благородный. Рассказы из времен короля Артура» - «Geron der Adelige» , 1776), фабио («Птичье пение» - «Der Vogelsang», 1778). Он также популяризировал сказки разных народов («Рассказы и сказки», 1776 - 1780, «Джиністан», 1786-1789).
Лучшим поэтическим произведением Виланда является поэма-сказка «Оберон» («Oberon», 1780). Ее сюжет берет свое начало в старофранцузькому эпохе «Гюон де Бордо», изданном в форме народной немецкой книги, а также в комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Это авантюрная повесть о верной и самоотверженной любви рыцаря Гюона и дочери султана Аманды, которые преодолевают все препятствия на пути к счастью. В судьбе влюбленных участвуют обладатели эльфов Оберон и Титания, однако Виланд доказывает, что даже могущество и чары эльфов не могут сравниться с силой свободного земного человеческого чувства.
Одну из лучших страниц в творческом наследии Виланда составляют его романы. Первым из них был дидактический роман «Приключения дона Сильвио де Розальви» («Die Abenteuer des Don Sylvio von Rosalva», 1764), который был написан по аналогии с «Дон Кихотом» М. де Сервантеса. Роман «История Агатона» («Die Geschichte des Agathon», 1766-1767) создан под влиянием «Истории Тома Джонса, найденыша» Г.Філдінґа. Он посвящен древнегреческом юноше из Сиракуз Агатону, который проходит сложный путь нравственного развития. Это произведение ознаменовало начало немецкого романа воспитания.
В «Истории абдеритів» («Dk Abderiten», 1774) писатель высмеял тупых и самовлюбленных невежд с древнегреческого города Абдери, однако, по сути, это произведение был сатирой на немецкий провинциальную ограниченность. Абдерити объявляют философа Демокрита умалишенным, а врача Гиппократа - мошенником; они основывают «национальный театр», ведут процесс о тени осла», выращивают «святых лягушек». В романе «Золотое зеркало» («Der goldene Spiegel», 1772) сатира Виланда имеет социально-политическое направление. Произведение опирается на повествовательную традицию «Тысячи и одной ночи» и построен в форме бесед, которые ведут султан Шах-Гебаль и философ Данішменд. Героем романа «Аґато-демон» («Agatho-damon», 1796-1797) стал древнегреческий мудрец и подвижник Аполлоний Тіанський, который тщетно пытался воскресить язычество.
В 1750-1770-х pp. Виланд обратился к драматургии. Его ранняя трагедия «Леди Иоанна Грей» (1758) была переработкой одноименной пьесы англичанина Н. Роу. Трагедия «Клементина Поретська» (1760) написана по мотивам романа С. Ричардсона «История Грандісона». В придворных кругах Веймара имели успех лирические драмы Виланда. «Выбор Геркулеса» («Hit Wahl des Herkules», 1773) и «Альцеста»(«Alceste», 1773). Последнюю в сатире «Боги, герои и Виланд» высмеял И. В. Гете.
Большое значение имела деятельность Виланда-переводчика. В течение 1762-1766 гг. он перевел 22 пьесы В. Шекспира, которые вышли в свет в восьми томах в Цюрихе. Ему принадлежат также переводы античных авторов: Аристофана. Еврипида, Лукиана, Горация. В Веймаре развернулась и журналистская деятельность Виланда. В 1773 он издавал журнал «Немецкий Меркурий» («Der Deutsche Merkur»), который возглавлял до 1793 г. Здесь он опубликовал немало статей по вопросам литературы, эстетики, истории, философии, политики. В 80-х гг. его помощником в журнале был Й.К.Ф. Шиллер.
Есть. Васильев
|
|
|