|
ВИАН, Борис
(1920 - 1959)
ВИАН, Борис - творчество писателя
ВИАН, Борис (Vian, Boris - 10.03.1920, Виль-д'Авре - 23.06.1959, Париж) - французский писатель.
Виан родился в богатой семье в городке Виль-Д'Авре, расположенный между Парижем и Версалем. Свое имя он получил в честь «Бориса Годунова», любимой оперы его матери, Івонни Вольдемар-Равене, пианистки и арфистка, которая обожала классическую музыку. Это увлечение передалось ее детям: трое из четырех стали музыкантами. Отец, Поль Виан, на восемь лет моложе своей жены, был образованным и одаренным человеком, віршував, переводил, был «мастером на все руки». Детство Виана в Виль-Д'Авре проходило в праздничной атмосфере, мальчик много читал, общался с многочисленными друзьями (в частности с семьей своих соседей Ростанів, внуков выдающегося драматурга, автора «Сирано де Бержерака»), однако в 1929 г. промышленный кризис разорил семью. Учился Виан в лицее в Севре, затем - в Версале и Париже. В 15 лет получил степень бакалавра с греческого и латинского языков, в 17 - по философии и математике.
В 1935 г. Виан заболел брюшным тифом, который обострил болезнь сердца и привел к аортальной недостаточности. В юности увлекался джазом, а в 1937 г. стал членом Hot-Club de France, почетным президентом которого был Луи Армстронг играл на трубе в оркестре. 1939 г. Виан поступил в парижскую Центральную инженерную школу, которую с началом войны перевели в Ангулем. Увлекался авиамоделированием, в мае 1941 г. учредил общество с конструирование и испытание авиамоделей.
В июле 1941 г. он женился на Мишель Легліз. Ровно через год Виан окончил Центральную школу и нанялся на работу в «Ассоциации с нормализации», которая занималась усовершенствованием и стандартизацией бытовых предметов. В 1942 - 1946 гг. много времени отдавал джаза, выступал с оркестром Клода Абади, участвовал в ежегодных турнирах джазистов (Гран-при в Брюсселе 1945 г. и Париже в 1946 г.). В феврале 1946 г. Виан сменил место работы, перейдя в Государственное управление бумажной промышленности. Там он работал до 1948 г. В конце 40-х гг. его отношения с женой испортились (Мишель постоянно изменяла Виана, с 1949 г. она была любовницей Же. П. Сартра вплоть до его смерти в 1980 p.).
1952 p. Виана приняли в Коллегию Патафізики, «тайной» организации сторонников «короля абсурда» А. Жарри (до этого закрытого клуба острословов-парадоксалістів входили М. Эрнст, Ж. Превер, Е. Ионеско, Г. Клер). В феврале 1954 г. Виан женился на балерине Урсулой Кюблер. В 1956 г. здоровье Виана ухудшилось (сердечные приступы, болезни легких, почек). 23 июня 1959 г. во время частного просмотра фильма «Я приду плюнуть на ваши могилы», снятого по его роману, он потерял сознание и скончался по дороге в больницу.
К литературному творчеству Виан обратился в нач. 40-х pp., а в середине десятилетия стал профессиональным писателем. Он писал бурлескные сонеты и баллады, комические зарисовки, сценарии (вместе с женой), новеллы. В 1944 г. Виан завершил свой первый роман «Сколопендр и так далее...» (позже названный «Сколопендр и планктон» - «Vercoquin et le plancton»), рукопись которого через Жана Ростана попал в писателя Раймона Кено, генерального секретаря издательства «Галлимар» и вышел в 1946 г. Того самого года Виан за Кено познакомился с С де Бовуар и Ж. П. Сартром, вошел в круг экзистенциалистов. Сартр ввел его в артистическая жизнь квартала Сен-Жермен-де-Пре, где Виана признали «принцем джаза». Он начал работать в экзистенциалистском журнале «Тан модерн», где вел специальную рубрику «Хроники лжеца». В этом же году Виан создал романы «Пена дней» («l'ecume des jours», 1947), «Я приду плюнуть на ваши могилы» («Jirai cracher sur vostornbes», 1946), «Осень в Пекине» («L'automne a Pekin», 1947), одновременно сочиняя статьи о джазе и занимаясь переводами. К тому же, он дебютировал как художник (одна из его картин была выставлена в галерее «Плеяды») и киноактер (эпизод в фильме «Мадам и ее любовники». Маргена впоследствии ляжет в основу новеллы В. «Статист»). Вслед за «Осенью в Пекине» появились новые романы - «Красная трава» («L'herbe rouge», 1950), «Разбитое сердце» («L'arrache-coeur», 1953).
Именно благодаря своим романам Виан снискал скандальную славу. В 1947 г. за книгу «Я приду плюнуть на ваши могилы» был привлечен к судебной ответственности по обвинению в нанесении ущерба общественной морали и в нарушении закона о семье и браке. Романам Виана присуще сочетание мягкого лиризма и буффонады, глубокого пессимизма и нонконформизма. В течение 1946-1951 гг. Виан написал лучшие свои новеллы {«Пожарные», «Дохлые рыбы», «Волк-оборотень», «Осторожнее с оркестром», «Муравьи», «Пенсионер», «Чем опасны классики», «Странный спорт» и др.). Им присущи ироничность, парадоксальность, гротескность.
Виан занимался также драматургией. В 1948 г. по своему роману «Я приду плюнуть на ваши могилы» он написал одноименную пьесу в трех действиях. «Одноактный длиннющий водевиль на военную тему» «Живодерня для всех» («L'Equarris-sage pour tous») был создан в 1947 г., его премьера состоялась в парижском театре Ноктамбюль в апреле 1950 г. Этого же года И. написал короткий антиклерикальний фарс «Последняя из профессий» («Le dernier des metiers», ), mo был сокращенным вариантом «Живодерни для всех». В 1951 г. появились пьесы «Ужин генералов» («Le gouter des generaux») и «Голова кругом» («La tete de Meduse»). В 1957 p. Виан написал драму «Строители империи» («bts batisseurs d'Empire», пост. 1959 p.). Пьесы Виана парадоксальные, остроумные, о-провокационные, полные черного юмора. Они близки к трагическим фарсов А. Жарри (трилогия об Убью) и Г. Аполлинера («Грудь Тірезія»), «антип'єс» Е. Ионеско («Лысая певица»). Английский литературовед М.Еслін, автор знаменитой книги «Театр абсурда» (1961), отнес Виана до драматургов-абсурдистов.
В течение 1947-1956 гг. Виан сделал несколько радиопередач. Одна из них была комическим репортажем с конгресса по фонетике для глухонемых. С середины 50-х В. выступал как шансонье (сб. «Тексты и песни» - «Textes et chansons», изд. 1966), написал ок. 400 песен, выпустил несколько пластинок. Он писал также либретто для балетов и опер, снимался в фильмах («Собор Парижской Богоматери», 1956, «Мертвецы в витрине», 1957, «Джоконда», 1957, «Великолепный век», 1958, «Опасные связи», 1959 и др.), принимал участие в некоторых из них как сценарист и режиссер.
Творчество Виана, построенная на синтезе пародии и патетики, стала одним из первых проявлений нонконформистского «молодежного бунта» в западной культуре 50-70-х pp. XX ст.
Есть. Васильев
|
|
|