ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЖЮЛЬ ВЕРН

(1828-1905)

ЖЮЛЬ ВЕРН

Жюль Верн - французский писатель-фантаст был и остался верным спутником юности. Первые же романы принесли ему всенародное признание. Только книги французского писателя выходили в свет, они немедленно переводились на многие языки и распространялись во всем мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он еще не успел осуществить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали называть его «всемирным путешественником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заголовки статей, которые появлялись при его жизни). А он просто задумал описать весь земной шар - природу разных климатических зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто описать, как это делают географы, а воплотить этот замысел в многотомной серии романов, которую он назвал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книгах. В полном объеме - около тысячи печатных листов или восемнадцать тысяч книжных страниц!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полвека. За это время сменились поколения школьников, для которых он писал свои книги. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки сыновей и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности - это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы с местом действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати - страны Европы, в восьми - Северная Америка, в восьми - Африка, у пятерых - Азия, в четырех - Южная Америка, в четырех - Арктика, в трех - Австралия и Океания и в одном - Антарктида. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» - действие разворачивается на необитаемых островах. И наконец, в трех романах события происходят в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях - не только «кругосветного» цикла - герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что страницы книг Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах - планета Земля, и не только Земля, но и Вселенная. География и естествознание соседствуют в «Необыкновенных путешествиях» с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая огромные расстояния, они стремятся выиграть время. Достижения небывалой скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои создают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, исследуют вулканы и глубины морей, проникают в недоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белые пятна». Весь мир служит им мастерской для экспериментов. На дне океана, на необитаемом острове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве,- где бы они не были, везде их лаборатория, они работают, действуют, спорят, внедряют в действительность свои дерзкие мечты.

В лице Же. Верна сочетались будто несколько фигур. Он был настоящим основателем научной фантастики, основанной на научной достоверности и нередко на научном предвидении, был замечательным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и ее будущих достижений.

Опираясь на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые еще не получили применения, модели механизмов, которые проходили испытания, машины, лишь намечались в эскизах, он представлял в законченном, идеальном виде. Отсюда - невероятные совпадения желаний писателя с воплощением подобных идей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачи, подсказанные самой жизнью - бурным развитием промышленности, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста почти никогда не превосходили возможностей их осуществления на более высоком степени научного и технического прогресса.

Именно в этих направлениях работает пытливая мысль героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, ноны сооружают прекрасные города, орошают пустыни, находят способы ускорять рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, конструируют электрические приборы, позволяющие видеть и слышать на больших расстояниях, мечтают о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о возможности накопления запасов энергии в мощных аккумуляторах. Они изыскивают способы продления жизни и замены иВНОшенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книги, Арктика еще не была завоевана, полюса еще не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктида почти еще не были изучены. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая настоящие.

Преобразование мира - главное в его творчестве. Всесильный разум постигает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь - неизбежно покорится людям. Объединенными усилиями человечество преобразит и улучшит планету.

Именно отсюда начинается жизнеутверждающий пафос лучших произведений Жюля Верна. Он создал роман нового типа - роман о науке и ее безграничные возможности. Фантазия у него подружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, превратилась в научную фантастику.

Вместе с новым романом в литературу вошел новый герой - рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя своих творческих идей, ради осуществления больших надежд совершить подвиг, пойти на любую жертву. В будущее направлены не только научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои - первооткрыватели новых земель и создатели удивительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн уловил эти требования и откликнулся на них «Необыкновенными путешествиями».

Найти свою цель оказалось труднее, чем положить жизнь на ее достижение. Старший сын адвоката, Жюль Верн, знал еще в юности, что давняя Семейная традиция требует стать правоведом и впоследствии унаследовать контору отца. Но желание юноши расходились с семейными ожиданиями.

Он вырос в приморском городе Нанте, бредил морем и кораблями и даже попытался - ему было тогда одиннадцать лет - бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы», Однако неумолимый отец посылает его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театра и музыки сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, вистраждавши кое диплом правоведа, он не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается мелкими заработками - пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто комических опер и после каждой очередной неудачи работает с еще большим азартом.

В то же время жадная любознательность, увлечение естественными науками заставляют его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книг, не зная еще, на что пригодится ему эта куча всевозможных справок по географии, астрономии, навигации, истории техники и научных открытий.

Однажды - это было внутри 1850-х годов - в ответ на уговоры отца отказаться от бесполезных занятий и вернуться к Нанту юноша решительно заявил, что он не сомневается в своем будущем и до тридцати пяти лет займет в литературе прочное место. Ему исполнилось 27 лет. Из множества предсказаний Жюля Верна, что сбылись с большим или меньшим приближением, этот первый прогноз оказался безупречно точным.

Но поиски еще продолжались. Несколько напечатанных рассказов из морской тематики, которым сам он не придавал большого значения, хотя позже и включил их в своей огромной серии, были вехами на пути к «Необыкновенных путешествий». Лишь на рубеже шестидесятых годов, убедившись, что теперь он вполне подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сообщил друзьям, что нашел свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил свой первый роман. Моего давний покровитель Александр Дюма порекомендовал обратиться к Етцеля, умного, опытного издателя, который подыскивал, способных сотрудников для юношеского «Журнала воспитания и развлечения». С первых же страниц рукописи Етцель угадал что случай привел к нему именно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель быстро прочитал роман, высказал свои замечания в отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись вернулся в исправленном виде, и в начале 1863 года роман вышел в свет..

Само название - «Пять недель на воздушном шаре» - не могла пройти незамеченной. Успех превзошел все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в котором увлекательные приключения сочетаются с популяризацией знаний и обоснованием различных гипотез. Так, уже в этом первом романе о воображаемые географические открытия в Африке, сделанные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местонахождение тогда еще не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним долгосрочный договор, согласившись писать по три книги в год. Теперь веет мог без препятствий, не думая о завтрашнем дне, взяться к осуществлению многочисленных замыслов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они часто видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю или курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту своей яхты «Сен-Мишель», они регулярно обмениваются письмами. С опозданием найдя свое жизненное поприще, писатель издает книгу за книгой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая - «Путешествие к центру Земли» (1864). Потом появляется фантазия арктическая - «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).

Пока читатели вместе с заядлым Гаттерасом медленно продвигались к Северному полюсу на страницах «Журнала воспитания и развлечения», Жюль Верн создал космическую фантазию - «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), потому что должен был завершить к сроку давно задуманный и объявлен в журнале роман о кругосветном путешествии - «Приключения Роберта Гранта». На этот раз роман без всякой фантастики вырос до трех томов! Жюль Верн еще в рукописові изменил название, и он стал окончательным - «Дети капитана Гранта».

Работая ежедневно от зари до зари, с пяти утра до семи вечера, он сравнивает себя с першероном - ломовым лошадью, который и отдыхает в своей упряжке. Избыток нерастраченных сил помогает ему бодро тянуть вверх до изнеможения перегруженный воз.

Неукоснительно выполняя условия договора - три книги в год! - летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется на заказ Етцеля за дополнительный труд - «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает делать скрупулезный описание двух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк - почти полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана-Гранта», одного из самых замечательных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю свой пятый роман, Жюль Верн решил объединить уже напечатаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенные путешествия».

Читатели «Журнала воспитания и развлечения» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и еще больше добавил славы Жулю Вернові. В этом романе кругосветное путешествие свободная от всякой фантастики. Действие развивается исключительно по законам внутренней логики, без каких-либо внешних пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец - шотландский патриот, который не желал примириться с тем, что Англия поработила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать вольную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Или он мечтал, что эта колония когда-нибудь добьется государственной независимости, как это произошло с Соединенными Штатами? Той независимости, что неизбежно рано или поздно завоюют Индия и Австралия? Конечно, он мог так думать. И легко предположить, что английское правительство оказывал капитану Грантовые препятствия. Однако он подобрал команду и отплыл исследовать крупные острова Тихого океана, чтобы найти подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Затем лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ, что объясняет его исчеВНОвение. И таким образом, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев. А дальше испорченный документ поведет по ложному следу. Потом появится ученый-усезнайка, то есть француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, почетный член едва ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотическую невнимательность сюжетные хитросплетения будут еще больше усугубляться. Паганель нужен не только для оживления действия. Этот человек - ходячая энциклопедия. Он знает абсолютно все. В закоулках его памяти множество фактов, которые он будет преподавать при каждой удобной возможности. Но наука не должна отрываться от действия. Роман полон захватывающих приключений. И вместе с тем, он географический, это своего рода занимательная география. Трудности заключались в том, чтобы познавательные данные не отделялись от текста, чтобы действие не могла без них продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его удивительная изобретательность. «Пари Жака Паганеля и майора Мак-Наббса» (ч. 2, гл. 4) - типичный пример белетризації научной темы: историко-географический экскурс, что занимает целый раздел, врастает в саму ткань повествования. Вспомним, как это сделано. Путешественники прибывают в Австралию. Географ сообщает своим спутникам, что с 1606 по 1862 год исследованием центральных областей и берегов Австралии занималось более пятидесяти экспедиций. Майор Мак-Наббс выражает сомнение. «Так я докажу вам! - воскликнул географ, который неизменно становился очень возбужденным, когда ему противоречили». Заключено знаменитое пари: ставка - карабин «Пурдей, Моор и Диксон» против подзорной трубы фирмы «Секретана». Паганель начинает лекцию об истории исследований Австралии. Он доказывает свою правоту, назвав имена семидесяти путешественников. Интерес слушателей Паганеля, а вместе с ними и читателей, растет все больше по мере того, как перечень исследователей приближается к договоренной количества. Подобные беллетристические приемы Жюль Верн каждый раз варьирует, когда ему необходимо ввести отступ с научной или исторической тематики. Он обладает умением увлекать читателей даже такими, казалось бы, сухими предметами, как описание устройства и взаимодействия деталей машин и технологии обработки химического продукта. Секрет заключается в умении связывать в один сюжетный узел успех или неудачу любого замысла героя с творением его рук - работой машины или получением того же химического продукта («Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и др.).

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человеческих рас, включающая большинство наций, десятки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающий несколько тысяч персонажей - население целого города! - удивительно богатая по этническому составу. В этом отношении с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовых предрассудков отчетливо проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих наряду с европейцами и американцами народы колониальных и зависимых стран. Чтобы далеко не ходить за примерами, вспомним, какой благородством и чувством человеческого достоинства наделен южноамериканский индеец Талькав.

Жюль Верн сочувствовал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных захватнических войн - постоянный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против британской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский хлоп'як Толіне, который получил в школе первую награду по географии, уверен, что англичанам принадлежит весь земной шар. «Вот как преподают географию в Мельбурне! - восклицает Паганель. - Подумать только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания - все, весь мир принадлежит англичанам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему туземцы подчиняются англичанам».

С величайшим негодованием автор говорит о так называемые резервации - наиболее униженные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страну, англичане вызвали на помощь колонизации убийство. Жестокости были невероятные. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло пять миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готентотів сохранилось только сто тысяч».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, конечно, не произвел бы такого впечатления, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди здесь отличаются необыкновенной моральной чистотой, физическим и чистосердечной здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые верят в успех своего дела, удается любой, самый сложный замысел. Товарищ выручает товарища из беды. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепнет от суровых испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои преступления. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы вымышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель - кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает серьезные рассуждения забавными шутками и смешными выходками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вместе с тем он привлекает смелостью, добротой, справедливостью. Ободряя своих спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда речь идет о жизни и смерти. В романе это - центральная фигура. Без нее распалась бы вся композиция. Рядом с ним - Шотландский патриот Гленарван, который делает все возможное и невозможное, чтобы разыскать по едва вловних следам своего свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным характером, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с суровыми испытаниями, наделены и юные герои Жюля Верна. Один из них - Роберт Грант. Для достойного сына отважного шотландца вполне естественным является чистосердечный порыв - навлечь на себя преследования волков, чтобы спасти от гибели своих друзей.

Благородным и честным людям, участникам экспедиции Гленарвана, противостоит бродяга и авантюрист Айртон, высаженный на необитаемый остров за свои злодеяния. Этот затерянный островок, лежащий на 153° западной долготы и 37° ИМ южной широты, обозначенный на современных географических картах как риф Мария-Тереза. Французы называли его островом Лагерем. Отсюда и рассеянность Жака Паганеля, что забыл второе название острова. На Лагере, или рифе Мария-Тереза, жили новые Робинзоны - капитан Грант с двумя матросами. И тут же останется в одиночестве искупить преступления перед собственной совестью его бывший боцман Айртон. Одичавшего Айртона впоследствии найдут колонисты, которые создали образцовую трудовую коммуну на воображаемом острове Линкольне - в 15 милях от Лагеря. В романе «Таинственный остров» (1875) сводятся сюжетные линии «Детей капитана Гранта» и «Двадцати тысяч лье под водой» (судьба Немо).

Таким образом, все три романа образуют трилогию - светлую триглаву вершину в горной цепи «Необыкновенных путешествий».

Произведения Жюля Верна послужили делу цивилизации и прогресса во всем мире. На его романах воспитывались поколения юных читателей. Окрыленная наукой фантазия будила умы для будущей деятельности. Выдающиеся ученые, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Жюлем Верном помогло им найти призвание, а иногда даже наталкивало на открытие.

Прошло несколько десятилетий. Наука опередила немало смелых жульвернівських фантазий. «Наутилус» капитана Немо и «Альбатрос» Робура-Завоевателя не запаморочать теперь голову ни одному школьнику. Любому мальчику легко объяснить, почему нельзя отправиться на Луну в пушечном ядре и почему ошибался писатель, когда говорил о состоянии невесомости на «нейтральной» зоне, где притяжение Луны и Земли взаимно уравновешиваются.

Придуманные Жюлем Верном машины кажутся теперь допотопными. Устарели его научные идеи. Требуют исправления даже географические описания. В мире произошло столько изменений, наука достигла значительного могущества. Но слава Жюля Верна не потускнела от времени. Произведения талантливого писателя, как и раньше, остаются молодыми. Не стареют и не обесцениваются герои «Необыкновенных путешествий», их отвага, дерзание, подвиги. И не в том его основная заслуга, что он предсказал подводный корабль, авиацию, звуковое кино, дальнобойную артиллерию и т.д., а в том, который сумел найти нового положительного героя, который воплотил в себе многие черты человека завтрашнего дня. Захватывают, волнуют дела героев и их осуществления. Этим в значительной мере и объясняется огромная и до сих пор популярность лучших романов Жюля Верна.

По тиражам и количеству переводов он и сейчас - один из самых популярных писателей. Его читают везде, куда проникает печатное слово. В разных странах появляются все новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, фильмы, целые сериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход космической эры ознаменовало высший триумф писателя, который предусматривал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда советская космическая ракета впервые передала на Землю фотографии обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты...

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Необыкновенные путешествия», «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Робур-завоеватель».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брандис Е. П. Рядом с Жюлем Верном.- Л.,1981;

2. Андреев К. К. Три жизни Жюля Верна.- М.,1969.