ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПОЛЬ ВЕРЛЕН

(1844-1896)

ПОЛЬ ВЕРЛЕН

Поль Верлен занимает особое место среди выдающихся французских лириков конца XIX века. Провозглашен «принцем поэтов» и уважаемый как признанный мастер символического направления, он, однако, не был ни лидером, ни теоретиком.

Факты личной биографии поэта и его творчество неразрывно связаны. Натура страстная и неуравновешенная, Верлен часто сгибался под тяжестью жизненных обстоятельств, запутывался в противоречиях собственной судьбы и характера. Но справедливо заметил А. Франс: «нельзя применять к этому поэта то же мерило, которое применяют к здравомыслящих людей. Он имеет права, которых у нас нет, поскольку он стоит несравненно выше и, вместе с тем, несравненно ниже нас. Это бессознательное существо, и это такой поэт, который встречается раз в столетие».

Поль Мария Верлен родился в 1844 году в городке Мец. Его отец был военным инженером, и семья часто переезжала, пока в 1851 году не осталась в Париже, где прошли школьные годы будущего поэта. В 1862 году он получает диплом бакалавра словесности. Уже в юношеские годы у Верлена появляется склонность к литературному творчеству. Он зачитывается стихами Ш. Бодлера, поэтов - «парнасцам» Т. де Банвіля и Т. Готье. Осенью 1862 года Верлен записывается на факультет права - изучать юриспруденцию, и вскоре через материальные лишения оставляет обучения и приступает к работе.

В 1866 году Верлен публикует свои стихи в журнале «Современный Парнас» и издает за свой счет сборник «Сатурнічні поэмы» В первом сборнике поэта еще ощутимо влияние эстетики поэтов-«парнасцам». «Парнасці» отказывались от романтического «кипение чувств», от «исповедальной лирики». Основным критерием прекрасного, по их мнению, должна быть совершенство формы, «равновесие между объективным и субъективным», и этот принцип отчасти сохраняется в поэтических образах молодого Верлена. Однако стихи «Сатурнічних поэм» уже имеют признаки оригинального верленівського стиля: меланхоличность интонации, способность передавать тайные движения души, ее «музыку».

Сборник посвящен тем, кто родился «под знаком Сатурна», всем, «кто несчастлив на земле, кого тревожит волнующая воображение, кто обречен на земные, а возможно, и на вековые страдания». Именно таким видел поэт себя и своего читателя, надеясь на его сочувствие. Поэт восторженно говорит о произведения и предметы искусства, часто употребляет слова прекрасное, идеал, бесстрастный, равнодушный. Но в его восприятии мир не есть холодно-гармоничным и прекрасно-равнодушным, каким он представал в «парнасцам». Созданы Верленом пейзажи в основном изображают осень, закат, сумерки («Осенняя песня», «Солнце на закате», «Never more»). Лирический герой этих стихов статический, в его застылости ощутимое нечто роковое.

В конце 60-х годов Верден сотрудничает в литературных журналах; в 1869 году издает за свой счет сборник под названием «Изысканные праздники». Отправным пунктом для создания сборника послужили поэту книга братьев Гонкуров об искусстве XVIII века, отдельные стихи В. Гюго и Т. где Банвіля, а также открытие залов Лувра, посвященных этой «галантной» эпохи. В сборнике «Изысканные праздники» Верлен использовал характерный для «парнасцам» прием создания пейзажа: не впечатления от живой природы, а ее отражение в живописи вдохновляют поэтические строки. Поэта увлекают картины Ватто, Фрагонара, Греза, однако, зарисовки природы приобретают сугубо верленівського характера «пейзажа души», они подчинены здесь основном художественном задаче - выявить оттенки состояния души лирического героя. Дамы и кавалеры, которые появляются в книге, не живут в реальном мире, а существуют как игра воображения, как капризная спектакль на фоне изящного «пейзажа души»: «Твоя душа - витворний пейзаж, / Которым проходят с песней и игрой / Волшебные маски, радостные на вид,/ И полны тайной журою».

Стихи «Изысканных праздников» написаны в новой, совершенно отличной от «парнаської», меланхолично-игривой форме, которая допускает разговорную интонацию. Поэт играет новыми, невозможными в традиционном стихосложении рифмами. Сборник «Изысканные праздники» дала толчок дальнейшим творческим исканиям самого Верлена и А. Рембо. Любовная страсть к Матильде Моте, волшебной шістнадцятилітньої девушки навеяла Верлену стихи, собранные в третьей книге «Добрая песня» (1870). Это рассказ о пылкой и в то же время робкое любви к девушке, которая пленила поэта чистотой и женским обаянием. Стихам, которые вошли в сборник, характерна общая мелодия. Голос поэта становится нежным, лиричным. Он пишет об ожиданиях, о нетерпение, с которым «ждет союза двух сердец», о скромную прелесть своей невесты, о пробуждении в душе высоких чувств. В целом сборник знаменует переход от «эпического» до личного, повседневного, до впечатлений «этого момента». Проникновенное усвоения подробностей бытия, обычных, ежедневных вещей, которые Верлен превращает в детали истинно поэтического мира, на «пейзаж души»,- все это, как и характерна естественность стиха, становится признаком «импрессионистической поэзии».

Сборник «Добрая песня» было напечатано летом Ї870 года, накануне франко-прусской войны. Именно тогда состоялось и свадьбы Верлена и Матильды. Молодожены поселились в Париже, и вскоре им пришлось пережить осаду столицы прусскими войсками. После 1871 года верленівска меланхолия углубляется. В этом играют свою роль и поражение Парижской Коммуны, и личную жизнь, что не сложилось. Семейные отношения превращаются в настоящую драму после знакомства поэта с Артюром Рембо. Сплошной нигилизм и анархизм этого юного гения подталкивают Верлена к более решительного разрыва с поэтической традицией.

С января 1872 года Верлен постоянно находится с Рэмбо, который глубоко повлиял на него своим мнением о необходимости поиска новых путей поэтического творчества. Поэты отправляются в путешествие в Бельгию, в Англию, снова возвращаются в Бельгии. Между ними происходит несколько споров и примирений, пока в июле 1873 года не взрывается кульминационная ссора. Верлен стреляет в Рембо из револьвера и легко ранит его в руку, за что его арестовывают, а затем приговаривают к двум годам заключения. На волю поэт выйдет только в январе 1875 года, поэтому первым изданием «Романсов без слов» (1874) он руководит из тюрьмы.

«Романсы без слов» - высшее поэтическое достижение Верлена. Снова, как и в первых сборниках, звучат ноты печали и меланхолии, непродолжительного забвения и печали. Отдельные стихотворения сборника напоминают пейзажи художников-импрессионистов, у них все будто покрыто серой пімлою или растворенное в тумане. При этом четко проявляется присущая поэзии рубеже веков тенденция к синтезу словесных и живописных образов, использование изобразительных художественных возможностей языка. Прислушиваясь к монотонному шуму дождя, к эхо церковных колоколов, блуждая насыщенными осенним воздухом улицам, погружаясь в сиренево-зеленую тень деревьев, поэт сливается душой с печальным и таинственным миром. Окружающие предметы не существуют отдельно от света, который они излучают, от вибрации воздуха: «Зеленовато и малиново/ В непевнім свете лампы /За окном все снова и снова/ Мерцают пригорки и рампы...».

«Романсы без слов», импрессионистические по своей природе, состоят преимущественно из стихов, рисующих пейзажи. Другие сюжеты (исторические, героические, сатирические) бесследно исчезают. Но пейзаж здесь необычный - это опять-таки «пейзаж души». Природа и душа поэта сливаются в одном образе, в едином существе, которое, оставаясь природой, становится вместе с тем человеком. «Мгновенность» впечатлений подчеркнута тем, что Верлен из всех времен глагола предпочитает настоящем, а сами глаголы в него уступают место іменникам. Вместе с глаголом-сказуемым с поэтической фразы исчезает действие. Верлен попытался доверить общение души и природы краскам и звукам. Само название сборника «Романсы без слов» свидетельствует также о стремлении поэта усилить музыкальную окраску стихов: «Мжиці грустные звуки / и на земле, и по крышам! / В сердце, изнывает от скуки, /льются грустные звуки».

Поэзия Верлена впервые во Франции возлагается на суггестивную силу лирики: поэтическое слово в его стихах влияет не столько благодаря своему предметному значению, сколько благодаря «смысловом ореола», который внушает, подсказывает те или иные настроения. Именно через это поэты-символисты считали Верлена своим предшественником.

По выходе из тюрьмы в мировосприятии поэта произошел настоящий переворот - он обратился в католичество. Следующая книга Верлена «Мудрость» (1881) явила миру новое свойство его поэзии - религиоВНОе вдохновение. РелигиоВНОе обращение, бурное и страстное, было, как это свойственно Верлену, противоречивым и непоследовательным, вместе с тем, «Мудрость» - книга глубоко продумана. Поэт, отрекаясь от своего распутного прошлого с Рэмбо, рассчитывал найти «подкрепление» в вере, с ее помощью разрешить конфликт между «жизнью» и «искусством».

В 1875-1877 годах поэт живет преимущественно в Англии, много работает.

«Поэтическое искусство»

В 1882 году Верлен публикует стихотворение «Поэтическое искусство». Стихотворение будто подает теоретическое обоснование тех особенностей поэзии Верлена, которые наметились в «Сатурналиях» и «Изысканных праздниках» и полностью воплотились в «Хорошей песни» и особенно в «Романсах без слов».В «Поэтическом искусстве» в наспівних, ритмично изящных стихах, которые своим качеством должны были показать возможности новой поэтики, Верлен противопоставляет музыкальность стиха определенности его смысла, призывает к максимальному нюансировки изображения и демонстрации оттенков. Вместо красок определенных тонов существенными оказываются переходы, полутона. Именно отсюда лозунг «Музыка прежде всего» - ведь музыка уничтожает четкость граней у изображаемому. Верлен призывает избавиться в стихах ума и остроумия, смеха и красноречия, объявляет войну риме как пустом брязкальцю. Стихотворение, за Верленом, ценен только своей непосредственностью, при условии, однако, что он стремится «к небесам». Он должен быть, как «песня захмелена», поскольку в ней до четкого обязательно примешивается шаткое: «Прежде всего - музыка в слове! / Бери же из размеров такой,/ Что течет, мутноватая и легкий,/ А не тяготеет, словно закови».

Правила традиционного французского александрийского (силлабического) стихосложения требовали определенного количества слогов в строке и наличии рим, речь должна «подчиняться» размера. Верлен же подвергал сомнению и рифмы, и мерность стиха, а рядом с тем демонстрировал возможности «неправильностей». Повторы, внутренние рифмы, системы созвучных гласных (асонанси) и согласных (аллитерации по) - все это создает эффект настоящей музыки слова. Речь здесь призвана внушать, а не описывать или доказывать. Поэт вплетает в стихи просторечия, провінціалізмі, архаичное речи и речевые «неправильности» Это создает иллюзию абсолютной спонтанности и языковой близости. Верлен розчленовує александрийский стих с помощью необычных цезур и внезапных переносов таким образом, что порой кажется, будто стихи переходят в прозу. Именно Верлен проложил путь верлибра поэтов-символистов.

«Поэтическое искусство» было воспринято молодыми поэтами-символистами как настоящий манифест, хотя сам Верлен предостерегал своих последователей от буквального подражания своих установок. В цикле «Проклятые поэты» (1882) Верлен дал исчерпывающую характеристику новейшей школы поэтов-символистов и признал гениями совсем неизвестных в то время С. Малларме, А. Рембо, Т. Корб'єра и др. Успех «Проклятых поэтов» вызвал интерес публики и до самого Верлена - поэт получил возможность издавать свои произведения и получать за них деньги. А до тех пор он вел нищенское существование, больной и преследуемый постоянными неудачами. Умер Поль Верлен 1896 года в больнице от воспаления легких.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

поэтические сборники «Сатурнічні поэмы» (1866), «Изысканные празднества» (1869), «Добрая песня» (1870), «Романсы без слов» (1874), «Мудрость» (1881), «Проклятые поэты» (1882), «Далекое и близкое» (1884), «Любовь» (1888), «Параллельно» (1889), «Счастье» (1891).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев Л. Г. Импрессионизм.- М., 1980.;

2. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон//Поэзия французского символизма.- М., 1993.;

3. Обломиевский Д. Ю. Французский символизм.- М, 1973.