ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВЕРХАРН, Эмиль

(1855 - 1916)

ВЕРХАРН, Эмиль - творчество писателя

ВЕРХАРН, Эмиль (Verhaeren, Emile - 21.05.1855, Сент-Аман, Бельгия - 27.11.1916, Руан, Франция) - бельгийский франкоязычный поэт.

Его поэзия отразила всю сложность противоречий той переходной эпохи. Творческий путь Верхарна в своих основных, этапных поворотах обнаруживает поразительное сходство с путем В. Шекспира - на новом, разумеется, витке исторической спирали и в другом национальном измерении: путь этот ведет от ранней жизнерадостной лирики через трагические прозрения кризисного периода к мудрой прозрачности поздних лет.

Поэзии Верхарна присущ глубокий и органическую связь с народным основой, с историей страны, прошлой и настоящей, с прогрессивными национальными традициями в литературе и искусстве. Это традиции, заложенные Ш. де Костером, с которым Верхарн роднит глубокое проникновение в суть национального характера и специфику национального быта, острое ощущение подлинного историзма, действенное свободолюбие. Это также традиции великих фламандских и нидерландских художников эпохи Возрождения и XVII ст., в первую очередь П.П. Рубенса и X. ван Рейна Рембрандта. Хотя эти последние принадлежат к другому виду искусства, их влияние непосредственно проявился в поэтическом творчестве Верхарна. Позже, в годы своей творческой зрелости, он посвятит этим двум художникам специальные монографии, написанные с профессиональной тонкостью и мастерством («Рембрандт», 1904, «Рубенс», 1910). Очень многое в творческих поисках и достижениях Верхарна объясняется влиянием французской литературы, в частности - новаторской по духу и форме поэзии В. Гюго. Если с именем Гюго связывают освобождение от жестких классицистических норм, то с именем Верхарна. вполне справедливо связывается утверждение - и не только франкоязычной, но и в мировой поэзии также - свободного стиха, или верлибра (vers libre).

Впрочем, Верхарн начинал свой творческий путь вполне традиционно. Родился он 21 мая 1855 г. в семье мелкого рантье в городке Сент-Аман, близ Антверпена. Учился сначала в колледже Св. Барбары в Генте, затем на юридическом факультете Лувенского университета. После его окончания, планируя заниматься адвокатурой, стажировался в Брюсселе у известного адвоката Эдмона Пикара. Однако еще в колледже Верхарн увлекся литературой и с 15 лет начал писать стихи.

Первый период творческой деятельности Верхарна обозначен увлечением старинными фламандскими мастерами. Это было время сближения Верхарна с группой «Молодая Бельгия» (К. Лемоньє и др.), которая пропагандировала возрождение интереса к национальной жизни и национального прошлого. Так вышел в свет первый поэтический сборник Верхарна - «Фламандки» («Les flamandes», 1883).

«Фламандки» - это сочные, реалистичные, в духе старинных мастеров, зарисовки крестьянской жизни. Богатство и яркость красок сочетается в них с почти скульптурной выпуклостью, пластичностью образов («Старинные мастера», «Выпечка хлеба», «Рига», «Воскресное утро «и др.). Верхарн не закрывает глаза на темные стороны крестьянской жизни, но он еще не видит и не осознает реальных масштабов грядущего кризиса патриархальных отношений, порождаемой стремительным развитием Бельгии. Обращение к ренессансных традиций живописи во многом определяет и поэтику этого сборника: ей свойственна чрезвычайно богатая цветовая гамма, переливы света и теней. Верхарн еще придерживается в ней традиционной системы стихосложения с ее правильными размерами и четкой строфічною организацией. Особенно охотно он использует форму сонета, разработанную поэтами Возрождения и обновленную парнасцями и символистами.

Поэтический сборник «Монахи»(«Les moines», 1886), которая появилась после «Фламандок», резко контрастирует с ними за темой и настроением, предвещая в ближайшем будущем резкий перелом в мироощущении поэта.

Катастрофически бурное развитие кризиса патриархальных отношений, разложение и гибель сел под давлением города, охвативших Бельгию с середины 80-х годов, предстает перед заостренным, поэтически-образным видением Верхарн как грандиозная и неутешная трагедия. Действительность, еще недавно такая прочная, такая чувственно-конкретная, вдруг теряет реальность, начинает восприниматься как бред, как исчадие лихорадочной, галюцинуючої воображения. Поэтическим выражением этого кризисного мироощущения стали сборники «Вечера» («Les soirs», 1888), «Разломы» («Les debacles», 1888), «Черные смоло-CKunu»(«Les flambeaux noirs», 1890), составили своеобразную поэтическую трилогию. Мрачные образы, которые возникают в стихах этих сборок, имеют обычно обобщенно-символический смысл. Они вырастают до огромных размеров, разворачиваются в масштабах вселенной и вечности. ГроВНО и страшно полыхают пожары сумерек, зіходять на землю нереальные в своей неотвратимости вечера. Черными силуэтами появляются на их фоне орудия пыток и казней - от древних крестов к современной поэту гильотины. Вслед за ними встают картины самих этих казней, которые представляются Верхарном как какой-то страшный пир - «пир крови и металла». Призрак распада, разложения, смерти неотвратимо всплывает на его путях: она то появляется «в одеждах золотых» осеннего угасания, то мерещится «в тоске вечоровій», то неожиданно вырастает перед ним «от толпы, в туманах» городских улиц (стихи «Числа», «Мертвец», «Осенняя пора» и др.).

Свет и тепло, щедро разлитые в ранних стихах Верхарна, совсем покидают эти трагические сборки: в них царит вечный - всемирный холод и вечный - также всемирный мрак. Соответственно меняется и гамма красок, которой пользуется поэт. Радостное сочетание красного и белого цветов, характерное для «Фламандок», уступает место мрачной багрово-черной гамме, и это трагическое сочетание остается доминирующим на протяжении всех трех сборников. В то же время все настойчивее врывается в них металлический блеск золота, образуя с основным, черным, цветом еще одно выразительное сочетание, которое станет доминирующим, когда поэт вплотную обратится к теме города. Но уже здесь свет и тени города воспринимаются им как «битва золота и тьмы». На примере старых мастеров, Рембрандта прежде всего, Верхарн постигает также и тайну того особого освещения, когда центральная фигура словно вырывается из окружающего мрака ярким лучом света.

Несмотря на всю их особенность, стихам трагической трилогии Верхарна присуща своеобразная «вселюдськість». Возможно, наиболее полно это качество выражено в стихотворении, которым открывается сборник «Вечера» и многозначительно названный «Человечество»:

Вечера, распятые на горизонте в огнях,

В болотах отбили тоску и мольбу;

В болотах, словно в зеркалах,

Стынет кровь вечернего заката.

Вечера, распятые на горизонте в огнях!

Пастухи идут дорогами печальными,

Стада гонят на водопой в веках.

Смерть взошла в окровавленных огнях!

И встает, Иисус, над злыми сердцами

На земле Голгофа в черных небесах.

Вечера, распятые в черных небесах,

Затаили стон и страдания;

И нет более надежды в человеческих сердцах,

Потому что стоят в окровавленных огнях

Вечера, распятые в черных небесах!

(Здесь и далее пер. М. Терещенко)

Образ распятия, Голгофы выступает здесь не столько в ортодоксально-церковном своем значении, сколько в значении более широком, символическом - как распространенная в тогдашней литературе мифологема, как воплощение в хорошо знакомом образе страданий и смерти Христа идеи человечности, который страдает и приносит себя в жертву ради обновления жизни. Важно подчеркнуть при этом, что здесь уже в самой безнадежности скрывается надежда: ведь вслед за распятием неизбежно встанет - Воскресение!

СвоеобраВНОе воскрешение надежд, веры в жизнь, в будущее Верхарн пережил во 2-й пол. 90-х pp. Дальнейший его путь проходит через сборник «Поля в маячінні» («Les campagnes hallucinees», 1893 ) и «Призрачные деревни» («Les villages illusoirs», 1894) до «Городов-спрутов»(«Les villes tentaculaires», 1895) - наиболее ярком и мрачном, трагическом и оптимистическом одновременно с его поэтических циклов конца XIX ст.

«Города-спруты» - это высокохудожественная попытка обраВНОго осмысления тех реальных противоречий, которые несет в себе современный город. Именно из этих противоречий возникают два основные ракурсы, в которых нарушается в этой сборке тема города: обличительный, сатирический и патетичен, утвердительный. Заглавный эмблематический образ гигантского города-спрута, которое поглощает разоренное село, подает Верхарн уже в завершающем предварительную сборку стихи «Поход»:

А ген из-за горизонта встает,

Под небом темным странно выигрывает

Своим лбом - Фавором лучезарным,

С черными дымами и пылким дыханием,

Поднявшись над человеческим страданием,

Большой город марев и облуд,

Из железа и мрамора и в сиянии золотом.

- Как спрут.

Стихотворение «Равнина», который открывает сборник «Города-спруты», расширяет и углубляет эту тему} но настоящей его экспозицией является стихотворение «Душа города». Его напряженная ритмика передает мощную пульсацию городской жизни. Верхарн подробно описывает все, что превращает город в ужасного спрута, который высасывает живую кровь равнин: власть золота; продажность, что царит на торжищах, где «продают без стыда любовь» и где «продаются боги всех религий»; распад искусства и морали («Статуя буржуа», «Торжище», «Зрелища», «Праздные» и др.). Но Верхарн видит город и в другом ракурсе: как сгусток человеческой энергии, удивительное творение рук человеческих («Порт», «Заводы «ram.).

Поэтика этого сборника - такая же, как и двух предыдущих, во многом еще связана с поэтикой «Вечеров», «Разломов» и «Черных факелов», но в то же время существенно отличается от нее. Здесь господствует та же гамма, но при этом желтый цвет - цвет золота - приобретает зловещий оттенок. Одновременно усиливается пластическая выразительность создаваемых Верхарном образов - их объемность, скульптурность подчеркивается самими заголовками («Статуя полководца», «Статуя буржуа «). Именно с появлением этих сборников связано и становление свободного стиха в поэзии Верхарна. Свободный стих Верхарна - своеобразный и выразительный. Как правило, он является рифмованным стихом, где смело используются асонанси и аллитерации по, а также рефрен и повтор. Одновременно Верхарн отказывается и от правильного размера, свободно варьируя длину строк, и от традиционной строфіки. Он заменяет строфы неодинаковыми по объему периодами, движение стиха в которых точно отражает движение заложенной в нем мысли:

Улица, шум и движение

Тел и голов, ног и плеч, икр и рук,

Будто в неизвестность летит

Каждой волны, щомить.

Ненависть, месть и гнев

Улицу до отказа

Нарядили в красное в мгле вечеров.

(«Восстание»)

Сам поэт, отвечая на одну из анкет, предложенных ему современниками, писал: «Свободный стих - младшая растение Парнаса. Она растет среди старых кустов, некоторые из которых почти совсем ссохлись. Думаю, что вскоре, когда поэты завтрашнего и послезавтрашнего дня изучат и культивируют его еще лучше, чем их старшие собратья, этим новым семенами будет засеяно все поле: лирика и драма». Не вызывает удивления, что свободный стих проникает также в драматургию Верхарна. Верлибром написаны найпатетичніші пассажи его драмы «Зори» («Les aubes», 1898). Драма эта в условной утопической форме развивает тему «Восстание». Действие ее начинается на обширной равнине, над которой царит город Оппідомань (с лат. Oppidum Magnum - Большой Город). Город в осаде неприятельських войск, поскольку в стране идет война. Крестьяне из горящих деревень толпами бегут в города, но правительство закрывает перед ними ворота. В условиях осады в самом городе усиливается недовольство народа действиями правительства, которое служит интересам олигархической верхушки, назревает взрыв. Одновременно народный трибун Жак Ереньєн, который возглавляет возмущенные массы, готовит мирное снятие осады путем братания неприятельських войск с населением города. Грандиозная борьба заканчивается полной победой народа. И хотя Ереньєн погибает в этой борьбе, финал пьесы восторженно радостный. При огромном наплыве народа разрушается статуя старой власти, и голос городского ясновидца провозглашает: «А теперь пусть вспыхивают Зори».

После «Зрение» Верхарн написал драмы «Монастырь» («Le cloitre», 1899) и «Єленазі Спарты»(1911). Но и впоследствии Верхарн остается преимущественно лириком.

Завершает период 90-х годов сборник «Лики жизни» (« Les visages de la vie», 1899), которая ознаменовала одновременно начало нового этапа в творческой биографии Верхарна. В стихах этого сборника человек предстает уже не столько в своих конкретных социальных связях, сколько в более широких связях со всем огромным миром, что существует вне ее. Окрыленная новой верой, она перестает быть жалкой песчинкой в космических просторах. Все ощутимее она чувствует свое родство со всем сущим, все больше осознает свою способность властвовать над природой. Найполум'яніші строки сборника посвящены освободительной и преобразующей деятельности человека.

Эту же лейтмотивну тему Верхарн продолжал разрабатывать и в сборниках «Бурные силы» («Les forces tumultueuses», 1902), «Безбрежное сияние» («La multiple splendeur», 1906), «Величественные ритмы» («Les rythmes souverains», 1910). Только теперь она раскрывается в еще более широких философском и историческом ракурсах. Поэт ставит перед собой задачу проследить всю историю многовековой борьбы человечества за свое освобождение - духовное и социальное. ОбраВНО воссоздавая прошлое, Верхарн же время пытается заглянуть в будущее. Так возникает его величественная «Утопия» (сб. «Бурные силы»), которая изображает вдохновенную картину свободного и прекрасного будущего человечества. В этих сборников в частности касается сказанное про себя поэтом: «Вся моя вера сводится к усилиям человека, к ее действий и ее мыслей».

Было бы неправильно одновременно представлять Верхарна только как поэта-трибуна. Он был и одним из самых тонких мастеров интимной лирики. Это удостоверяет его поэтическая трилогия «Час» («Les heures»), которая состоит из трех разделов и создавалась фактически на протяжении всей его творческой жизни: «Утренние часы» («Les heures claires»), «Послеобеденные часы» («Les heures d'apresmidi») и «Вечерние часы»(«Les heures de soir»). В ней он воспроизводит эволюцию любви: от первой юношеской влюбленности через полноту зрелого чувства к безграничной нежности и трогательной заботливости преклонных лет, из которых складывается история его отношений с подругой жизни Мартой Верхарн.

В поздних поэтических сборниках - «Вся Фландрия» («ToutelaFlandre», 1904-1911), «Взволнованные нивы» («Les blesmouvants», 1912), «Легенды Фландрии и Брабанта» («Poemes legendaries de Flandre et de Brabant», 1916) - поэт, умудренный опытом прожитых лет, возвращается к тематике своих ранних сборников - к природе, к героическому прошлому своего народа.

Последние годы Верхарн - как человека и как поэта - были трагическими. Всемирный размах его поэтических крыльев разбился о жестокую реальность Первой мировой войны, когда маленькая Бельгия, напрасно заявляла о своем нейтралитете, оказалась между двумя враждующими армиями. Последние книги Верхарна - поэтические сборники «Алые крылья войны» («Les ailes rougs de la guerre», 1916), книга лирической прозы «Окровавленная Бельгия» («La Belgique devastee») и посмертный сборник «Высокое пламя» («Les flammes hautes», 1917) - пронизаны глубокой болью за отчизну, за ее стоптанные нивы и превращенные в руины города и гордостью за ее защитников.

Жизнь Верхарна оборвалась неожиданно и преждевременно: в один из осенних дней 1916 p., отправляясь в очередное лекционное турне, он погиб под колесами поезда на вокзале в Руане.

Один из крупнейших западноевропейских поэтов к. XIX - нач. XX ст., Верхарн еще при жизни был известен на Украине. О творчестве бельгийского поэта писали И. Франко, Леся Украинка, М. Рыльский. Украинский язык отдельные произведения Верхарна перевели М. Терещенко, А. Коваленко, В. Самойленко, Г. Зеров, Борис Тен и др. Его драма «Зори» неоднократно шла в украинских театрах.



М. Воропанова