ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВЕРҐЕЛАНН, Генрик Арнольд

(1808 - 1845)

ВЕРҐЕЛАНН, Генрик Арнольд - творчество писателя

ВЕРҐЕЛАНН, Генрик Арнольд (Wergeland, Henrik Arnold - 17.06.1808, Кристиансанн - 12.07.1845, Кристиания) - норвежский поэт и драматург.

Верґеланн является одним из зачинателей норвежской национальной литературы. Его отец, пастор, выходец из крестьянского рода, был сторонником независимости Норвегии и с детства привил сыну любовь к земле, природе, труду и воле. В 1825-1829 гг. Верґеланн учился в университете Kristiania. Впервые как о поэте значительного дарования о нем заговорили после публикации «Оды к норвежской свободы» (1826). Центральное место в первом поэтическом сборнике Верґеланна («Стихи. Первый цикл» - «Digte, fоrste ring», 1829) занимает образ его любимой Стеллы - воплощение высокого идеала добра и красоты. Уже в этом стихотворном цикле ярко проявилась склонность Верґеланна до космических обобщений, романтично вивищених образов. Поэту принадлежит все - пространство и время, небо и земля, он - истинный пророк и народный пастырь. Исторический оптимизм Верґеланна проявился в трактовке назначения человека: создана свободной и сильной, наделенной гением творческого труда, она - сам творец собственной судьбы. Поэтический мир Верґеланна безграничен: мифы, средние века, Библия, Восток, универсум.

В поэме «Творение, человек и Мессия» («Skabelsen, mennesket og Messias», 1830), которая продолжает традиции «Потерянного рая» Дж. Мильтона, «Месіди» Ф. Г. Клопштока, Верґеланн пытался осмыслить мироздание, природу и историю человечества, создать «всеобщий эпос».

В первой части поэмы - «Творение» - дух плодородия Каяхель, в противовес духу зла Абаддону, провозглашает идеал человека, которая должна настроить свое сердце в унисон с «арфой творчества», поскольку красота и доброта - неотъемлемые качества ее характера, и человек должен осознать свое высокое предназначение: «Помни, ты - больше, чем тлен! Солнце указывает путь до твоего дома, мерцающие звезды - листья твоей отчизны. Помни!» Во второй части поэмы «Человек» - поэт изобразил нелегкую историю развития общества. Верґеланн изображает мрачную картину мира, где свободу притесняют тираны, а истину искажают лжецы. Но свет надежды не гаснет в душах людей - стремление к свободе вдохновляет республиканцев. В третьей части - «Мессия» - поэт развивает свое представление о мире как воплощение божественной идеи, переосмысливая христианское учение в духе «религии разума». Поэма заканчивается утопической картиной торжества справедливости.

В стихах и политических трактатах 30-х pp. Верґеланн призвал соотечественников брать пример с поколения родителей, которые провозгласили независимость страны. Он восхищался героизмом народов, которые боролись за свою свободу, - поляков («Цезарь», 1831), ирландцев («Жалоба арфы Эрина»), испанцев (цикл «Испанцы», 1833), индусов («Чума в Индии»).

Свою драматургию Верґеланн также сделал оружием в политических и культурных дебатах: его фарс «Арлекин-виртуоз» (1830) был сатирой на тех, кто преклонялся перед всем иностранным, в частности перед датским языком и искусством. Спор между «патриотами» (партия сторонников Верґеланна) и их противниками «даноманами» велась вокруг такой важной проблемы, как самостоятельное развитие национальной культуры.

В конце 30-40-х pp. Верґеланн писал полемически заостренные фарсы, в которых осміювалися отсталость и невежество, которые сдерживали развитие норвежской государственности («Конституционалист», «Морские кадеты сходят на берег» и др.). Среди сатирических пьес Верґеланна есть и целиком посвященные литературной проблематике - «О вкусах не спорят» (1832) и «Попугай»(1835). В последний под псевдонимами выведены А.Г. Еленшлеґер. который посетил Норвегию, и его ярый поклонник, современник Верґеланна - норвежский поэт Ю. С. К. Вельхавен.

В фарсах Верґеланн часто применял арлекінаду, переносил действие в фантастические страны, например Терранова в «Последних розумниках» («D'e sidste kloge», 1835) - прозрачный намек на Норвегию 30-х pp. Злободневная пьеса «Норвегия в 1830 и 1836 годах», а также фарсы «Путешествие Стокгольм» и «Путешествие в Стокгольм II» посвящены дискуссии об унии со Швецией - самом актуальном вопросу для норвежцев.

Лучшей пьесой Верґеланна современники признавали «Детоубийцу» (1835), где в сюжете с французского средневековья раскрывалась основная тема творчества писателя - страдания народа под гнетом богачей. В драматургическую наследство) Верґеланна входит и национально-историческая драма «Горная хижина» («Fjeldstuen», 1845), в основу которой положены события 1582 г. - конфликт между датской королевской властью и норвежским крестьянством.

Верґеланн размышляет о сущности романтического искусства, о праве художника на фантазию (стихотворение «Букет Яна ван Гейсума», 1840). В труде «История норвежской Конституции» (1841-1843 прослеживается развитие идеи норвежской государственности в период датского господства. Много поэтических произведений Верґеланна стали действительно народными, вошли в школьные хрестоматии.

Среди прозаических произведений Верґеланна особое место занимают написанные им в 1843 г. биографии деятелей норвежской культуры (известного скрипача и композитора Уле Булля, выдающегося норвежского художника Ю.К. Даля и др.). Последним произведением уже тяжелобольного поэта стал роман в стихах «Английский лоцман» («Den engelske lods», 1844), где речь идет о простой и мужественного человека, борца против работорговли, трагическую роль в судьбе которого сыграло столкновение с аморальностью высших классов.

После смерти Верґеланна его не забыли. Друзья-литераторы издали собрание его сочинений (1852-1857), а в 1866 г. вышла в свет первая книга о нем. Влияние Верґеланна отчетливо прослеживается от Бы. Б'єрнсона и Г. Ибсена до Н. Ґріґа и др. поэтов 1-й пол. XX ст.



По Л. Григорьевой