ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВЕРФЕЛЬ, Франц

(1890 - 1945)

ВЕРФЕЛЬ, Франц - творчество писателя

ВЕРФЕЛЬ, Франц (Werfel, Franz - 10.09.1890, Прага - 26.08.1945, Беверли-Хиллз, Калифорния) - австрийский писатель.

Сын состоятельного коммерсанта. Образование получил в Праге, Лейпциге и Гамбурге. С 1912 по 1914 г. работал в издательствах. Был мобилизован на фронт, прослужил в армии более двух лет. На то время он уже стал известным поэтом.

В 1907 г. Макс Брод в приложении к венской газете «Ди Цайт» («Die Zeit») опубликовал цикл стихов юного поэта «Сады города Праги». Второй сборник - «Друг человечества» («Weltfreund», 1911) была издана также при поддержке М. Брода. Стихи были написаны в імпресіоністській манере и призывали к человеколюбию. Выйти из глубин индивидуального сознания, чтобы в каком-то глобальном эмоциональном порыве слиться с человечеством, - в этом видел молодой поэт спасительный выход для себя и своих современников.

Во время Первой мировой войны и в послевоенные годы в експресіоністських журналах «Белые листы» и «Действие» он периодически публиковал стихи, в которых отразились его фронтовые впечатления. Тогдашнее мироощущение Верфеля довольно хаотичное, поскольку поэт пытался соединить в своем творчестве марксизм, теософию и буддизм.

В русле експресіоністських исканий написана повесть «Не убийца, а убитый виноват» («Nicht der Morder, der Ermordete ist schuldig», 1920).

Герой повести лейтенант Карл Душек, измученный казарменою муштрой и тиранией отца, чувствует себя глубоко подавленным и одиноким. Перед самой войной его втягивают в весьма таинственную политическую организацию террористического направления. Карл принимает участие в подготовке покушения на русского царя. Но акция не состоялась, его друзья арестованы. В сознании Карла Душека все конфликты мира викристалізувались в борьбе родителей и детей. Мотив борьбы поколений получил универсальное распространение в экспрессионистов, став своеобразным заменителем конфликтов социальных и моральных, политических и военных. Карл Душек задумывает убить отца, который с детских лет уничтожал в нем свободную личность. В повести в наивной схематической форме трансформировались впечатление Верфеля от знакомства с русской литературой, в частности с произведениями Л. Андреева, а также довольно поверхностное знание революционных событий в России. В первой повести ощущается также желание автора пропагандировать идеи. Фрейда.

Експресіоністська драма Верфеля «Человек из зеркала» («Der Spiegelmensch», 1920) также не принесла автору успеха, но осталась показательным произведением в плане освоения литературного процесса послевоенных лет. Герой драмы - Тамал ищет спасения от мирской суеты в монастыре. Но прежде чем постричься в монахи, он должен посмотреть в магическое зеркало, в котором увидел своего двойника. Выстрелом в зеркало Тамал превратил свое отражение в живое существо - коварную и жестокую. Фабула драмы построена на борьбе героя со своим двойником - воплощением всех темных сторон сознания человека. Использовав распространенный романтический мотив борьбы двойников, Верфель пытался очертить путь человека к нравственной чистоты, достичь которой можно лишь через преодоление слабостей и искушения. Только после того как Тамал, осудив себя, решил принять яд, он духовно очищается, а двойник возвращается в зеркало. Драма Верфеля многословна и декларативная, мнение автора отчасти иллюстрированная готовыми литературными клише,

Всемирное признание Верфель получил после публикации романа «Верди»(«Verdi», 1924). Содержанием романа стал не столько жизнеописание итальянского композитора, сколько сама творческая атмосфера создания опер. В сюжете Верфель сталкивает двух знаменитых антагонистов оперной сцены: Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. Симпатии автора на стороне итальянского композитора. Конфликт между двумя гениями мировой музыкальной культуры носит не личный, а мировоззренческий характер. Верфель упрекает Г. Ватеру за увлечение мистицизмом, разрушение сложившегося традиционного оперного жанра, отказ от национальной мелодики оперы. Верди в интерпретации Верфеля - композитор глубоко народное, тесно связан с освободительным движением в Италии середины XIX в. Музыка Верди, как утверждал автор романа, стала самым ярким воплощением национального самосознания.

Верфель создал в романе глубоко трагический образ великого композитора. Джузеппе Верди старый, он потерял близких людей. Он познал не только триумф, но и горькое непонимание, когда постановки его опер сопровождались скандалами, а цензура запрещала спектакли через их антимонархічну направленность. Но герой романа с гордостью говорит: «Мир нуждается во мне». В этом и заключается правота гения.

В 1929 г. во время пребывания Верфеля в Дамаске у него возник замысел романа «Сорок дней Муса-Дага» («Die vierzig Tage des Musa-Dagh»), работа над которым была закончена в 1933 г. Впечатление от увиденного в Сирии заставили автора восстановить одну из самых трагических страниц в истории Армении: «Печальное зрелище, которое представляли собой работающие на ковровой фабрике дети беженцев, искалеченные, виголоднілі, стало окончательным толчком к намерению вывести на свет из царства мертвых, где покоится все, что когда-то сбылось, непостижимую судьбу армянского народа.»

В романе «Сорок дней Муса-Дага» Верфель змалюзав события 1915 p., когда младотурки устроили резню армян в Османской империи. В разгар репрессий горстка армян совершила героическое сопротивление насилию. Они боролись за свою жизнь и честь всего армянского народа на Муса-Даге, то есть возле горы Моисея. Жителям шести армянских деревень было приказано покинуть свои жилища и уйти в изгнание в Месопотамию в пустыню Дейр-эль-Зор. их обрекали на гибель: в течение восьми дней и ночей они оказали сопротивление полиции и армии, укрывшись на горе Муса-Даг. Роман Верфеля построен на документальной основе.

Командовал отрядом повстанцев бывший офицер турецкой армии Габриэль Баградян. Он приехал из Франции в родное село и оказался случайно втянутым в эти драматические события. Ему посчастливилось вывести односельчан в Египет. Автор выстраивает рассказ как параллель к Ветхому Завету. В финале романа Габриэль Баградян гинє от турецкой пули, осененный крестом. Роман, который развенчал национализм, был актуален в годы борьбы с фашизмом.

После прихода гитлеровцев к власти Верфель неизменно жил в Праге и Вене. После насильственного присоединения Австрии к немецкому рейху Верфель эмигрировал во Францию (1938), в 1940 г. он отправился в США. В Калифорнии подружился с Л. Фейхтвангером. Наибольший успех ему принесла «комедия трагедии» «Якобовський и полковник» («Jacobowski und der Oberst», 1944), поставленная в послевоенные годы во многих западноевропейских театрах. В пьесе шла речь о побеге двух польских эмигрантов через оккупированную Францию. Современные Дон Кихот и Санчо Панса претерпели немало трагикомических приключений. Последний научно-фантастический роман Верфеля - «Звезда нерожденных» («Stern der Ungeborenen») остался незаконченным.



В. Пронин