|
ВЕРЕШМАРТИ, Мигай
(1800 - 1855)
ВЕРЕШМАРТИ, Мигай - творчество писателя
ВЕРЕШМАРТИ, Мигай (Vorosmarty, Miliary; 1.12.1800, Каґольнашнєк - 19.11.1855, Пешт) - венгерский поэт-романтик.
Верешмарти приходился сыном обедневшего шляхтича. Несмотря на бедность, а после смерти отца в 1811 г. и нищета, которые обсели многочисленную семью будущего поэта Верешмарти умудрился получить образование в Будапештском университете.
В первом значительном произведении Верешмарти - эпической поэме о приходе древних венгров на свою нынешнюю родину «Побег Зала» («Zalan futasa», 1825), после выхода в свет которой он стал известным и даже знаменитым, все - сюжет, действие, самая торжественная форма - еще вполне соответствовали национально-героическим иллюзиям. Описаны звонким гекзаметром победы на полях сражений легендарного венгерского вождя Арпада призвали к мужественных действий. Слова поэта о детях его собственного «немощного возраста» звучали патриотическим укором, пробуждая антигабсбурзькі чувства. В то же время определенная схематичность фигуры Арпада, наделенного лишь условными достоинствами героико-романтического арсенала, и более оживленные, лирические образы разлученных влюбленных, элегически оттенен мотив недостижимого счастья, свидетельствовали о вызревания конфликта между абстрактным идеалом национального добра и лирической мечтой о реальном счастье личности.
Это подтверждают и дальнейшие поэмы Верешмарти, как фантастические («Сказочная долина», «Южный остров», обе - 1826), так и мрачно-романтические («Руины», 1830; «Два соседние замки», 1931). Во первых - горькое чувство недосягаемости идеала, несовместимости с жизнью настоящей красоты (и одновременно - влечение к ней, ее поиски) побуждают поэта к бегству в причудливый сказочный мир. Вдвоем последних чувствуется разочарование в ходульній национально-романтической патетике.
В конце 20-х - нач. 30-х pp. Верешмарти создал целый ряд стихотворений песенно-балладного жанра. Многие из них - настоящие жемчужины венгерской поэзии. К ним присоединяются две романтические баллады: «Бечкерекі» (1830) - о смелого разбойника и удалого сердцееда и «Прекрасная Илонка» («Szep Ilonka», 1833) - психологическая выразительный рассказ о безответной любви простой девушки к короля Матяша. По тематике, мироощущением, обраВНОй системой все они так или иначе связаны, с одной стороны, с трагическими поэмами, а с другой - с более оптимистичными мотивам фантастической драмы-сказки «Чонґор и Тюнде» («Csongor es Tiinde», 1830), одного из величайших произведений Верешмарти и всего венгерского романтизма.
«Чонґор и Тюнде» - сказка с глубоким философским подтекстом, где сконденсировались приобретенные фольклором народный опыт, вековая мудрость. Сами образы драмы-сказки - творческое переосмысление народнопоэтических преданий и поверий (волшебная яблоня, которую посадил любимая девушка; страна фей, царство зари; олицетворение сил зла - ведьма и чертики, которые пытаются разрушить счастье влюбленных), а литературным источником для драмы стало произведение Альберта Ґерґеї «Аргіруш, королевский сын» (XVI в.), создан также по народным мотивам. На него опирается сюжетная ситуация «Чонґора и Тюнде»: юноша с чистым и отважным сердцем, Чонґор, отправляется искать счастье, олицетворением которого есть любимая фея - Тюнде. Философский смысл сказки в том, что романтические герои, ища счастье, добро, красоту, покидают небо ради земли, хотя на ней нет ни бессмертия, ни идеального совершенства и все тут проминуще. Не случайно в драме-сказке Верешмарти одну пару влюбленных - Чонґора и Тюнде, которые витают в заоблачных далях идеальных помыслов и чувств, сопровождает другая: их слуги, Балга и Илма, наделенные комедийно-бытовыми чертами. Это крестьянское супругов помогает влюбленным найти правильный путь, благодаря чему мечта и реальность в драме пусть сказочно-условно, но все же гармонично уравновешивается. Не становясь бестелесной, но и не растворяясь в грубом эгоизме, красоте выступает в образе самоотверженного, вивищеного и все же реальной земной любви, которая преодолевает препятствия и торжествует над ведьминскими происками, злом и хаосом.
В этом высоком гуманизме - настоящая народность драмы-сказки Верешмарти. Народный ее содержание раскрывается в противопоставлении Чонґора символическим образам Гендляра, Обладателя и Мудреца: его большой любви - корысти, владолюбству и кажущейся, скептической, агностичній учености. Отрицая корысть, пессимистические премудрости, поэт утверждал, что счастье - в служении живому жизни, в вере в лучшее предназначение человека.
Венгерский романтизм в творчестве Верешмарти 30-40-х гг. стал приобретать деятельно-гуманистической направленности. Именно тогда созданы и лучшие произведения патриотической лирики. Одни из них превоВНОсили борьбу ради славы отечества, волю к победе («Венгерский герб», 1832). Непреклонность воспевает и знаменитый «Призыв» (1836) с его жесткой дилеммой: «Здесь жить или умереть». «Призыв». поэтическая клятва в преданности свободе, стал настоящей патриотической песней. Патриотический призыв работать звучит и позже («Любовь к отчизне», «Пророчество», 1847). Другие стихи - скорее сатирические, обвинительные («скуки», 1841; «Судьба и мадьяр», 1845). В них поэт разоблачает закостенелость отсталой части дворянства, умственный и общественный застой.
В то же время в патриотической лирике Верешмарти присутствует и трагическая тема. Она прослеживается, например, в «Бездомному» (1835). Романтический образ бездомного мандрівця-изгнанника выражал и скруху гражданина, и трагедии венгерского национально-освободительного движения. Не менее трагический и оригинальный поэтический образ «живой статуи» (одноименное стихотворение 1841 г.), который передает боль и муку Польши, которая потеряла независимость.
40-е pp., бурное канун революции, - время расцвета философско-политической лирики Верешмарти, а также его драматургии. Расширяются духовные горизонты поэта. Размышления над историей подводят его к выводу: ради блага человечества необходимо дать «счастье большинства». Рисуя картину счастливого будущего, в стихотворении «К Гутенбергового альбома» (1840), он, в частности, утверждает, что настоящего триумфа книгопечатания достигнет тогда, когда
...на совет соберутся народы земли
отовсюду,
Найдет перекличка громкий,
неба штурмуя высь;
Слово одно, громогласно,
из гомона вырвется: «Правда!»
Ждана с давних времен,
вестница сойдет с небес.
(Пер. Ю. Шкробинця)
В центральном же произведении философско-медитативного жанра («Размышления в библиотеке», 1844) Верешмарти развивает поиски просветителей и верит в будущее человечества.
Верешмарти с пониманием отнесся к идее основать венгерский Национальный театр, даже написал торжественный пролог до его открытия (1837), а на страницах «Аурори» защищал В. Гюго и французскую романтическую драму. Кроме того, он популяризировал В. Шекспира: писал о нем, переводил его пьесы, помогал актерам в сценическом истолковании образов. В лучшей своей драме «Ціллея и Хуняди» (1844) Верешмарти описал своеобразные характеры, с их соприкосновения судя передовую тенденцию истории (в данном случае - отпор османским завоевателям и борьба за централизованную государственную власть). Ее поборник в драме - мужественный и честный Ласло Хуняди (впоследствии знаменитый полководец). Есть в драме и живой народный фон действия. Ласло Хуняди, его сторонники, народ - силы, которые побеждают партикуляристів-феодалов - небольшого ума, но февраля Гішкра, организатора заговора против Хуняди - Ціллеї, циничного и умного интригана.
Высокого этического смысла придает драме идея неизбежного торжества морального и политического идеала. Ее выражает, в частности, певец на пиру у короля Ласло. Он поет о том, что вокруг обман и предательство, вероломный кинжал и ложь, но честный человек должен бороться, чтобы на руинах творить новое.
Верешмарти искренне поздравил первое значительное завоевание венгерской революции 1848 г. - отмена цензуры (стихотворение «Свободная пресса»). Поэт был депутатом Национального парламента, а в критический 1849 г. стал членом верховного суда венгерской республики. После поражения революции, повлекшей за собой душевную драму поэта, Верешмарти некоторое время находился в изгнании. В 1854 г. он написал последнее свое произведение-поэму «Старый цыган» («A ven cigany»), в котором с большой художественной силой выразил всю боль своего сердца, горе человека-патриота, которому пришлось пережить крушение мечты всей жизни и унижение нации.
Умер Верешмарти в Пеште в 1855 г., день его похорон стал днем национального траура.
Украинский язык отдельные стихи Верешмарти перевели П. Грабовский и Ю. Шкробинець.
По А. Россіяновим
|
|
|