ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВЕРКОР

(1902 - 1991)

ВЕРКОР - творчество писателя

ВЕРКОР (Vercors; автонім: Жан Брюллер - 26.02.1902, Париж - 10.06.1991, там же) - французский прозаик и художник.

Родился в Париже, где получил инженерное образование. Исходное интерес Веркора искусством было связано с живописью. Как художник, до начала немецко-фашистской оккупации Веркор создал несколько книг и альбомов. Одновременно Веркор принимал активное участие в общественно-политической работе, в частности, в художественных и политических мероприятиях, направленных на защиту мира и предупреждения фашистской угрозы. На заседаниях ПЕН-клуба, вопреки другим членам, что опасались резкой реакции со стороны Германии, он выступал с резким осуждением антисемитизма. «Писатель должен быть прежде всего отважным и при любых обстоятельствах говорить то, что думает, какой бы ни была расплата за эту откровенность. Таким является первый догмат веры моей специальности», - замечал позже Веркор. Войну он встретил на знаменитом альпийском плато Веркор, на котором впоследствии развернутся особенно ожесточенные бои между оккупантами и партизанами и название которого станет литературным псевдонимом самого писателя. Вместе с товарищами-единомышленниками Веркор создал в 1941 г. подпольное издательство движения Сопротивления «Едітьон где мінюї» («Les Editions de Mmuit»), которое выдало протяжении лет оккупации более тридцати книг антифашистского содержания.

Первой из этих книг стала повесть «Молчание моря» (Le Silence de la mer», 1942), в которой Веркор дебютировал как писатель. Вместе с тем эта повесть стала одной из вершин литературы французского Сопротивления. Действие произведения происходит в небольшом французском домике, куда оккупационная власть вселила офщера гітлершської армии Вернера фон Ебреннака. Он - образованный, интеллектуально развитый и даже корректный человек, которая якобы и не желает никому зла, более того, он много говорит о сближении и творческое содружество немецкой и французской культур, но все его аргументы обесценивает и перечеркивает то обстоятельство, что таким образом он пытается оправдать агрессивные амбиции Германии. Другие жители домика, собственно, его настоящие хозяева - старый француз и его молодая племянница, изображены подчеркнуто молчаливыми, почти незыблемыми, но их молчание символическое - это «молчание моря», которое всегда предшествует штормовом взрыва. Молчание владельцев дома - это и полемика Веркора с коллаборационистскими кругами Франции, которые выдвигали лозунги национального согласия французов и немцев. По мнению Веркора, в условиях войны такое сотрудничество недопустимо. К морально-этической проблематике, связанной с событиями Второй мировой войны, Веркор продолжал обращаться и в последующих романах, написанных им во время оккупации и вскоре после ее окончания: «Путь к звезде» («La marche a l'etoile», 1943), «Оружие тьмы»(«Lesarmesdela nuit», 1946), «Могущество света» («La puissance dujour», 1951).

Главная мысль всех этих произведений заключается в том, что человек при любых обстоятельствах, даже таких, которые непосредственно угрожают ее существованию, не должна поступаться своими моральными принципами и не терять достоинства, как это случилось с героем романа «Оружие тьмы» Пьером Канжем. Пьер, находясь в фашистском концлагере, под дулом подставленные на него оружия сломался и вместе с трупами задушенных в газовой камере заключенных собственноручно вынужден был бросить в печь тело своего еще живого товарища. После этого, по мнению автора, да и на личное мнение главного героя, он потерял моральное право называться человеком.

Уже с первых произведений ярко проявились основные стилевые черты прозы Веркора, которая имеет много общего с жанром философской притчи. Она тяготеет к созданию исключительных, экстремальных ситуаций, которые служат своеобразным испытательным тестом для человека, который в них попадает, тестом на человечность, достоинство, нравственность. «Я пишу с целью пробуждения в человеке беспокойства», - замечал писатель. Отдельными приемами и мировоззренческими установками проза Веркора приближается к литературе экзистенциализма, но и полемизирует с ней, отрицая пассивное отношение к затронутым проблемам, призывая к активной общественной противодействия всему, что хотя бы потенциально грозило порабощению или обесцениванию человеческой личности.

В проблематике послевоенной прозы Веркора более или менее четко выделяются две магистральные том-плюс автоматические линии - условно-аллегорическая и конкретно-историческая, в основе которых философские размышления над природой человека, или, точнее, сущность собственно человеческого в ней. Первую группу составляют романы «Люди или животные» («Les animaux denatures», 1952) и «Сильва» («Silva», 1960). Своеобразным теоретическим основанием этой группе романов стало эссе Веркора «Более или менее человек» («Plus ou moins homme», 1950), в котором писатель сопоставляет эволюцию животного и человеческого мира и размышляет над причинами, которые выделили человека из процессов общей биологической эволюции. Заинтересованность теоретическими вопросами человеческой эволюции в ее связи с вопросами биологии, психологии, морали, религии писатель будет выявлять и позже: эссе и теоретические работы «Мораль христианская, и мораль марксистская» (1960), «Свобода или фатальность» (1970), «Вопросы о жизни, адресованы уважаемым биологам» (1973), «Во что я верю»(1975) и др.

Вопрос того же порядка Веркор пытается решить и в своих романах. Роман «Люди или животные «построен на фантастической ситуации: научная экспедиция находит в Новой Гвинее полуобезьян-полулюдей - существ, которых назвали «тропе». Находка вызвала бурную научную дискуссию относительно того, кем именно является тропе - людьми или обезьянами. В процессе этой дискуссии вдруг выясняется, что никто не может дать точного определения человека. Кроме того, «собственно человеческими» в природе тропе оказываются исключительно негативные, антицивілізаційні черты, которые, по логике вещей, свидетельствуют скорее о тваринність человека, чем о человечности тропе.

Похожая ситуация описана и в романе «Сильва», где истории интеллектуализации лисы, которая, вследствие отказа от животных инстинктов стала почти человеком, противопоставляется другая история - человека, который через употребление наркотиков, наоборот, медленно регрессирует до животного состояния. Таким образом, за Веркором, человечность - это не автоматическое следствие принадлежности к классу человеческих существ, а результат проявления определенной духовной сущности, основу которой составляют три главные черты: моральное достоинство, общественно-полезная деятельность и умение сдерживать свои инстинкты.

К произведениям, представляющим конкретно-историческую тематическую линию послевоенной прозы Веркора, принадлежат: роман «Сердитые»(«Les coleres», 1956), в котором изображена деятельность ученых на фоне политической борьбы в послевоенной Европе; повесть «На этом берегу» («Sur се rivage», 1958), где затронута проблема коллаборационизма, тех, кто в условиях послевоенной Франции называет себя патриотом и преследует истинных патриотов, бывших участников движения Сопротивления; роман «Квота, или Сторонники изобилия» (1966) - памфлет, содержащий сатиру на примитивно-потребительскую психологию, которая обезличивает человека; роман «Плот Медузы» (1969), построен на противопоставлении мнимого и подлинного героизма, сознательно бунтарской и конформистской жизненной позиции; роман «Как брат» - размышления над сущностью гражданской позиции человека в современном обществе; роман «Волчья западня» (1979) - рассказ о бывшего узника концлагеря, который через много лет находит своего палача, что дает повод писателю для противопоставления в человеке героизма и страха, благородства и мерзкой низости.

Все послевоенные романы Веркор, по сути, является продолжением духовных поисков писателя, который пытается определить суть и границы человеческого в процессах естественной эволюции и исторического развития общества. Отличительная черта всех этих произведений заключается в том, что Веркор пытается рассмотреть человека вне вузькочасовими и политически - и социально-контекстуальными пределами. Его интересует человек как таковой, человек в философском смысле этого понятия, в ее наиболее глубоких духовных основах бытия.

Активная социально-политическая позиция - это и одна из наиболее примечательных признаков фигуры самого Веркора. В послевоенный период он стал членом Национальной и Всемирной Советов Мира. Он активно выступал в защиту жертв любой политической расправы и военной агрессии, осудил действия французских войск в Алжире, вторжение советских оккупационных частей в Венгрию в ноябре 1956 г.: «Очень больно видеть, когда тот, за чьи идеалы ты боролся, поступает почти так же, как тот, против кого ты боролся». В ноябре 1969 г. он вместе с другими писателями выступил В защиту а. Солженицына. Обеспокоен судьбой человечества, которое, по его мнению, не сделало правильных моральных выводов из Второй мировой войны, он написал в 1972 г. декларацию «Гитлер выиграл войну», где с грустью констатировал: «Гитлер проиграл войну на поле битвы, но выиграл в душах и сердцах людей».

Яркими образцами публицистики Веркора, в которой он предостерегает от «фашизации сознания» современного общества, является труда «Хватит врать!» (1979) и «Двойное убийство» (1981). Веркор известен не только как публицист, но и как историк. Среди его исторических трудов выделяются книги «Битва молчания. Ночные воспоминания»(1967), «О смысле и бессмысленности истории» (1912), «Сто лет истории Франции» (1981-1984), «Анна Болейн» (1985) и др.



В. Назарец