|
УЭЛЛС, Герберт Джордж
(1866 - 1946)
УЭЛЛС, Герберт Джордж - творчество писателя
УЭЛЛС, Герберт Джордж (Wells, Herbert George - 21.09.1866, Бромли - 13.08. 1946, Лондон) - английский писатель.
Уэллс писал о социальные сдвиги и мировые катаклизмы, о жестокости войн и колониальных захватов, о возможности науки и силу человеческого разума. Еще в нач. XX в. он предсказал большое будущее открытием, связанным с освоением космоса, межпланетными путешествиями, писал о той роли, которую будет играть авиация, об ответственности ученых за последствия сделанных ими научных открытий. Приняв эстафету от своего предшественника Жюля Верна и во многих моментах перекликаясь с ним, Уэллс продолжил разведку будущего. Его интересовала предыстория изобретений современности, он проектировал будущее. Центральное место в творчестве Уэллса занимает проблема путей развития научно-технического прогресса и его влияния на судьбу человечества. Взгляды писателя на перспективы развития общества были пессимистичными: он не считал, что технические достижения способны сделать людей счастливее.
В. родился недалеко от Лондона, в маленьком городке Бромли, в семье мелкого торговца. Его отец был владельцем магазина посуды, в которой продавалось также принадлежности для игры в крикет. В юности он подрабатывал, участвуя в соревнованиях крикетистів, но после перелома ноги бросил это дело и стал садовником. Содержать семью ему оказалось не по силам. Мать будущего писателя была вынуждена поступить экономкой в поместье, в котором до своего замужества работала горничной. Начальное образование Уэллс получил в частной школе в Бромли, которая, по его собственному признанию, была весьма похожей на заброшенные учебные заведения, в свое время описанные Ч. Диккенсом. На восьмом году жизни с Уэллсом случилось такое же несчастье, как и с его отцом: он сломал ногу и долгое время был прикован к кровати. В своей «Попытке автобиографии» («Experiment in Autobiography», 1934), написанной на склоне лет, Уэллс называет книги, которые особенно поразили его детское воображение: «Приключения Артура Гордона Пима» Э. По, «Парижские тайны» Э. Сю, а также труды по вопросам геологии и естествознания.
Сразу же после окончания школы Уэллс стал учеником торговца. Попытка устроиться помощником школьного учителя поначалу не была успешной. В течение некоторого времени он работал в аптеке, уривцем изучал латынь и посещал среднюю школу, а впоследствии вновь оказался за прилавком мануфактурной лавки. Дальнейшие перспективы казались неутешительными. Двое его братьев со временем начали торговать мануфактурой, однако Герберта не слишком привлекала эта дело. Желание учиться становилось все сильнее, а мрачная однообразие провинциальной жизни удручала. Веллс самостоятельно подготовился к экзаменам, успешно их сдал и получил должность помощника учителя в школе.
Свой страстный тяга к знаниям Веллс сравнивал с жаждой, которой отличался герой роман Т. Гарди - простой каменщик Джуд. Уэллс отмечал, что в то время латынь была для него символом «интеллектуальной эмансипации». Ему удалось вырваться из обывательской среды, которое он впоследствии мастерски будет изображать во многих своих романах («История мистера Полли» и др.).
Получив право на стипендию, Уэллс стал студентом Нормальной школы наук, которая впоследствии получила название Империал-колледжа, и отправился в Лондон. Основной сферой его интересов были естественные науки. Уэллс занимался физиологией, анатомией, биологией; слушал лекции и работал в лаборатории Гексли, одного из самых выдающихся тогдашних ученых-физиологов. Напряженная учеба, постоянный недостаток средств и материальной поддержки испортили здоровье юноши. в 1887 году врачи обнаружили у Уэллса симптомы туберкулеза. Лечиться пришлось в течение нескольких месяцев. Постельный режим позволил Веллсу погрузиться в чтение. Юноша приобщился к великой литературе. Он увлеченно читал П.Б. Шелли и Д. Китса, Г. Гейне и В. Уитмена, Платона и Г. Спектра, труда утопистов. В это время Уэллс и сам начал писать. в 1888 году увидел свет его первое произведение - повесть «Аргонавты хроносу» («The Chror.:; Argonauts»), на основе которой Уэллс вскоре создаст свой первый роман «Машина времени» («The Tim Machine», 1895). Уэллс также пишет очерки, которые печатались в газетах и впоследствии составили две книги - «Избранные беседы дядюшки» («Select Conversation; of an Uncle», 1895) и «О некоторых личные дела» («Certain Personal Matters», 1897).
Выздоровев, Уэллс продолжил сдавать университетские экзамены и работал школьным учителем не оставляя, впрочем, труда на ниве изящной словесности. Литературное признание он получил в середине 90-х pp. XIX ст. В 1891 г. писатель женился на своей двоюродной сестрой, однако этот брак оказался неудачным. Зато со своей второй женой - Эми Роббинс Уэллс сохранил хорошие отношения вплоть до ее смерти в 1927 p., и не раз откровенно признавал себя стороннику «свободной любви», шокируя тем самым шесть современников, воспитанных в викторианских традициях. В течение некоторого времени (с 1903 г.) в связан с Фабіанським обществом - соціалреформістською организацией, члены которой считали своей задачей изучение основ социализма и определение путей перехода к нему. На позициях реформизма Уэллс находился в течение всей своей жизни, однако отношения с Фабіанським обществом в 1908 г. прекратил. В первый период своего творчества, то есть до Первой мировой войны, Уэллс написал научно-фантастические романы: «Машина времени» («The nine Time», 1895), «Остров доктора Моро» («The of Doctor Moreau», 1896), «Невидимець» The Invisible Man», 1897), «Война миров» («The of the Worlds», 1898), «Когда спящий просыпается» («When the Sleeper Wakes», 1899), «Первые люди на Луне» («The First Men in the Moon», 1901), «Пища богов» (The Food of Gods», 1904), «Война в воздухе» («The War in the Air, 1908) и др.. Публикацию фантастики сопровождала появление романов бытового характера, в которых критики отмечали связь с діккенсівською традиции: «Любовь и мистер Льюїшем» («Love and b Льюишам», 1900), «Kinnc» («Kipps The Story a Simple Soul», 1905), «История мистера Полллі» («The History of Mr. Polly», 1910). В довоенный период были также созданы романы «Тоно-Бенге» («Tono-Bungay», 1908), «Анна-Вероника» («Ann Veronica», 1909), «Женитьба» («The Marriage», 1912), «Жена сэра Айзека Гармена» («The Wife of Sir Isaac Harman», 1914). Уэллс также обращался к форме романа-трактата («Новый Макиавелли» - «The New Machiavelli», 1911), утопического романа («Современная Утопия» - «Modern Utopia», 1905), писал рассказы. В своей фантастике Уэллс рассказывает о необыкновенных открытия, пишет о возможности покорить природу силами человеческого разума, рисует картины будущего; в бытовых романах он описывает скучную нынешнее время, знакомит читатели с кругом повседневных дел и интересов героев - самых обычных обывателей. Лишь некоторые из них мечтают о свободное и независимое жизни: Анна-Вероника, герой «Тоно-Бенге» Джордж Пондерво, которые пытаются самостоятельно прокладывали жизненный путь и стремятся к знаниям. Такая плановость, сочетание фантастического и обыденного, вымышленного и реального вообще характерна для творчества Уэллса. Писатель не только показывает человека в настоящем времени, в ее обыденных ситуациях, но и раскрывает заложенные в ней потенциальные возможности. По мнению Уэллса, олово сочетает в себе, так сказать, две сущности: она большая и мощная по своим возможностям, но условия жизни, нависая над ней тяжелым грузом, не позволяют ей в полной мере раскрыться, нередко превращая ее в желчную и ничтожное существо. Уэллс пишет о двух типах человеческой личности: в одном живет дух протеста и поиска, в другом - склонность к обывательского спокойствия и комфорта. «Если человека предстоит изобразить полностью, - замечает Уэллс в романе «Мир Вильяма Кліссольда» («The World of William Clissold», 1926), - то сначала ее следует подать в соотношении к Вселенной, затем - к истории и только после этого - в ее отношении других людей и всего человечества». Это помогает понять главные аспекты решения Уэллсом проблем взаимоотношения человека и мира: человек и Вселенная, человек и история, человек и его социальное окружение. Каждый из этих аспектов требовал определенной жанровой формы воплощения. Именно этим обусловлено обращение писателя к различным модификаций романному жанру.
Фантастика Уэллса направлена в будущее, но и связана с современной писателю действительностью. В «Машине времени «и «Войне миров» предстает мрачная картина будущего, когда научные открытия и технические достижения оборачиваются против человека и человечества.
В «Машине времени» действие происходит в девятом тысячелетии нашей эры. Герой совершает полет сквозь время - из настоящего в будущее. В полете он представляет себе людей будущего счастливыми и радостными. Однако, приземлившись, путешественник видит совсем другое. Люди будущего (как и его современники) разделены на два лагеря - элоев и марлоків. Грациозные, изящные элои живут на поверхности земли, наслаждаются солнечным светом, красотой природы, они играют и развлекаются, а именно в это время глубоко под землей тяжело работают мавпоподібні существа - марлоки. Непосильный труд згорбила их спины, затмила разум, подземный мрак сделал их слепыми. Марлоки уже не похожи на людей. Однако и элои тоже выродились, ведя бессмысленное существование. Они превратились в слабых и ничтожных существ, полностью зависящих от марлоків. Среди ночи марлоки выбираются из-под земли и пьют кровь элоев. Противоречия между теми, кто работает, и теми, кто живет трудом других, доведенные до края.
В «Войне миров» говорится о нападении марсиан на Землю, на жителей Англии. Марсиане намного опередили землян в развитии техники. Они первыми изобрели межпланетные корабли и прибыли на Землю. С помощью разрушительных тепловых лучей они уничтожают города, леса, все живое. Продвигаясь Землей, они оставляют за собой безживні пожарища. Спокойно и планомерно происходит истребление человечества. Марсиане превратились благодаря своим изобретениям на усовершенствованные машины, снаряженные аппаратом мышления и чрезвычайно развитыми верхними конечностями. Мозг и рука - вот главное в марсиан. У них нет переживаний и чувств, они работают 24 часа в сутки, не требуя отдыха и сна. Они лишились половых различий и размножаются почкованием. Уэллс пишет о том, что и люди когда-то тоже станут такими: «Мы с нашими велосипедами, коньками, пушками, ружьями и т.д. только начинаем тот эволюционный путь, который марсиане уже прошли». Или подчинятся люди этой жестокой силе механизированных захватчиков? Фантастические, зловещие образы марсиан предстают на фоне будничной жизни.
Принцип сочетания фантастики с бытовыми реалиями Уэллс использовал и в романе «Невидимець», в котором рассказал трагическую историю ученого Гриффина. После многих лет научных исследований Гриффин открыл секрет превращения человека в «невидимця». Свое изобретение он испытывает на себе. Став невидимым, герой получает огромную власть над людьми. Но Гриффин - убежденный индивидуалист и тайну своего открытия пытается использовать исключительно для удовлетворения собственных интересов. Он одинок, и в трудную минуту ему не на кого положиться. Веллс побуждает задуматься над причинами, которые породили холодный эгоизм в душе талантливого человека и блестящего ученого. Таким его сделали условия жизни, среду, которое окружало Гриффина. Вечная погоня за деньгами, недостаток внимания и помощи, пребывание среди людей, которые живут по закону «человек человеку - волк», - все это способствовало развитию индивидуализма, превращению Гриффина на преступника. Но одновременно он - жертва ограниченных и злобных обывателей, которые травят и преследуют ученого. Гриффин чувствует себя загнанным зверем. Он как ученый, так же, как и его открытие, никого не обходят. В нем видят опасного нарушителя спокойствия, его боятся и убивают. Против Гриффина восстает жестокая и тупая сила толпы, который, в конце концов, уничтожает его.
Уэллс размышляет над судьбами человечества, придавая важное значение моральному аспекту решения затронутых проблем.
В романе «Первые люди на Луне «речь идет о полете на Луну жителей Земли - исследователя Кейвора и писателя Бедфорда, который выступает в роли рассказчика. Кейвор размышляет над созданием вещества, «непроницаемой для всех форм лучистой энергии» и благодаря этому свойству «способной перекрывать влияния притяжения». Такое вещество сможет защитить от сил притяжения Земли и Солнца. Кейвор добывает это вещество, так называемый «кейворит». Двое землян взлетают в небо и двигаются «так быстро, словно снаряд, выпущенный в безграничное космическое пространство». Перед ними открываются новые миры, они приспосабливаются к невесомости. Вот они сходят на поверхность Луны, и в голове Бедфорда рождаются мысли и возникают планы: «Какая чудо-ная колония для нашего избыточного населения!», «Мы должны аннексировать Месяц без каких-либо колебаний!» Он мечтает о создании акционерного общества «Бедфорд и компания». Зато Кейвора беспокоит совсем другое: «Правительства и государства, попав сюда, воевать за господство над лунными территориями... Это усилит вооружения и создаст новый прецедент для войн. Если я открою мою тайну, эта планета... вскоре будет покрыта трупами». Кейвор не хочет, чтобы его открытие было использовано в военных целях. Он считает, что люди еще не стали достаточно мудрыми для того, чтобы рационально распоряжаться месячными богатствами. «Зачем им новая планета? Что сделали они со своей собственной планетой? Поле вечной битвы, арену вечной глупости... Нет, наука и так уже слишком много натворила, куючи оружие для безумцев». Герой Уэллса, как и сам писатель, предусматривает возможность использования научных открытий с антигуманной целью и считает необходимым предотвратить возникновение войн, в том> числе и космических.
В романе «Пища богов» речь идет о нахождении особой субстанции, которая способствует быстрому росту живых организмов, превращая людей в гигантов. Автор сразу же поднимает вопрос о судьбе такого открытия. Как будут складываться отношения новорожденных гигантов - Детей пищи - с обществом? «Мы появились слишком рано... мир был совсем не готов к нашему возникновения и даже к появлению менее значительных гигантов, которых породила еда», - говорит ученый Редвуд. Дети-гиганты оказываются в трагической ситуации, хотя они и «чувствуют в себе безграничную силу для великих дел». Научное достижение призводите до беды. Веллс проявляет антагонизм, непреодолимое противоречие между идеями и существующим в обществе порядком, или, как он определяет это в «Новом Макиавелли», «между идеями и произволом».
Мы привыкли воспринимать Уэллса как мастера фантастики. Однако его творчество не ограничивается только этим аспектом. В «Предисловии», написанном в 1908 году к первому русскому изданию его произведений, писатель отметил, что научно-фантастические романы были необходимыми для него как определенный этап, преодолев который, он смог обратиться к написанию произведений о своих современниках и проблем, стоящих перед обычными людьми в их повседневной жизни. И если в фантастических романах объектом его наблюдения есть целая планета, Вселенная, то в «бытовых» произведениях он тщательно анализирует повседневную жизнь людей, побуждая своих героев и читателей к осознанию необходимости вырваться из ловушки жалкого прозябания.
ОднообраВНО проходит жизнь ученика мануфактурной лавки Артура Киппса («Киппс «). Безрадостное детство, бестолковая образование, прилавок магазина. «Смутное недовольство жизнью зряди от времени поднимался со дна его души и скаламучувало ее... Он чувствовал, что есть нечто, есть в жизни какие-то важные вещи, которых он лишен... Он начал смутно понимать, что с ним произошло, - его захватили трибы и колесики Розничной Торговли, и вырваться из тисков этой тупой, непреодолимой машины ему не по силам». Киппс не вырвался. Настоящая жизнь прошло где-то в стороне, хотя, с обывательской точки зрения, Кіппсові, наконец, повезло: он приобрел собственный дом, женился, открыл книжный магазин.
Проблемам женской эмансипации посвящены романы «Анна-Вероника» и «Жена сэра Айзека Гармена». В этих произведениях говорится о правах и роли женщины в жизни общества и о любви. Отнюдь не принадлежа к числу сторонников феминистского движения, был довольно активным в Англии на рубеже XIX-XX веков, и описывая его участниц в откровенно сатирическом плане, Уэллс, впрочем, всегда с пристальным вниманием относился к проблеме общего положения женщин, к проблеме взаимоотношений между полами. Не идеализируя людей, писатель пытался способствовать установлению гармоничных и естественных отношений между ними. С романе «Во время кометы» (1906) он писал: «Мы вовсе не хотим уничтожить любовь, но мы стремимся освободить его от всех наслоений, от гордыни и подозрительности, от корысти и духуу соперничества, так чтобы можно было думать о любви как о сильном, лучистое и непобедимое чувство». Среди английских романистов XX вв. Уэллс первым написал о взаимоотношения мужчин и женщин настолько искренне и откровенно.
Появление романа «Анна-Вероника», героиня которого смело защищает свое право на образование и независимость, право самостоятельно определять свою судьбу своего избранника, вызвала бурную реакцию читателей и критиков. Позицию героини Уэллса в Англии начала века восприняли как дерзкую выходку против установленных правил и моральных норм. В библиотеках читательницам отказывались выдавать роман Уэллса, священники в воскресных проповедях называли произведение аморальным. Однако свою роль эта книга сыграла, расширив круг вільномислячих женщин не только в литературе, но и в жизни. Собственно, писатель именно этого и хотел. «Я хочу быть Человеком», - говорит героиня Уэллса. И ее желание разделяли многие современниц писателя. В конфликт со своим окружением вступает и Элла Гармен («Жена сэра Айзека Гармена»). Историю ее превращения из покорной, затурканої существа в женщину, которая осознала себя Человеком, Уэллс рассказывает, критикуя существующую институт брака и связанные с ней законы.
Большое значение для Уэллса имели национальные традиции английской реалистической литературы, прежде всего сатира Дж. Свифта, Ч. Диккенса и В. Теккерея. Талантом этих писателей он увлекался на протяжении всей своей жизни, учась у них мастерства романиста. «Какая голова этот Диккенс!.. Типы, характеры - все эти пузыре, полипы и другие. Никто с ним не сравнится. Как он все это вывернул перед читателем!.. Как Шекспир. Как настоящий англичанин. Как Достоевский или Бальзак», - писал Уэллс, восхищаясь романом «Холодный дом». Веллс близок Діккенсові своим вниманием к судьбе человека, к социальным проблемам. Как и Диккенс, он использует прием гротеска, подчеркивает эксцентричные черты в поведении и внешности героев.
Еще делая первые шаги в литературе, Уэллс писал о социальной значимости искусства. С этой точки зрения значительный интерес представляют его статьи о литературе, переписка с писателями Д.Гіссінгом, Г.Джеймсом, А.Беннетом. Уэллс выступал против крайностей натурализма, эстетизма, подчеркивал свою приверженность реалистической традиции. Наиболее полно свое эстетическое кредо и свою концепцию романа Уэллс изложил в программной статье «Современный роман» («Contemporary Novel», 1911): «Я считаю роман действительно значительным и необходимым явлением в сложной системе неугомонных поисков, что называется современной цивилизацией». Задача романа писатель понимал очень широко. Роман отражает жизнь общества в раВНОобразных формах его обнаружения, способствует формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества. Веллс наделяет роман не только критическими, но и конструктивными функциями, решительно отвергая представление о романе как «развлекательное чтиво». Главная задача романа он видел в том, чтобы помочь людям понять и изменить жизнь. Своеобразие современного романа, по мнению Уэллса, заключается в отказе от устоявшихся канонов: «Я за полную свободу развития его формы и устремлений!» Но одно условие он считает абсолютно необходимой: правдивое изображение жизни. Статья «Современный роман» - итог творческих поисков писателя в течение довоенного периода его деятельности. В конце концов, он и в дальнейшем придерживался сформулированных в этой статье принципов.
Неотъемлемой особенностью произведений Уэллса является публицистический элемент. Будучи противником бесстрастной ответственности, он и сам постоянно вмешивался в борьбу идей и мнений, что велась на страницах его романов. Такая позиция писателя привела к созданию форм романа-диспута, романа-дискуссии.
В годы Первой мировой войны Уэллс написал автобиографический по своему характеру роман «Мистер Брітлінґ пьет чашу до дна» («Mr. Britling Sees it Through», 1916), который весьма благосклонно встретили читатели. Сам писатель назвал эту книгу историей собственного сознания. Критика же заметила в произведении несколько существеннее: мудрый и проницательный анализ уроков, которые пришлось пережить за годы войны самой Британии.
В английской литературе роман «Мистер Брітлінґ» - один из первых антивоенных романов, в котором затронута тема «потерянного поколения». Главный герой - писатель Брітлінґ, сын которого погиб на войне. Автор передает движение сознания героя», ход его мыслей под влиянием ужасов войны, которые увидел и пережил Брітлінґ. Веллс раскрывает связь «одного сознания» с процессами, происходящими в недрах английской жизни», влияние исторической эпохи на судьбу каждого, на «личный опыт» современников Брітлінґ, а в романе впервые появляются некоторые тенденции, которые Веллс развивать в своем творчестве на протяжении следующих десятилетий. Одна из них - стирание грани между фантастическим и реальным. «Мир, потрясенный катаклизмами, не нуждается фантазий о предстоящих катаклизмах», - на этих словах Уэллса, сказанных в 1934 г., безусловно, сказалось влияние войны и ее последствий.
В трактатах «Бог, невидимый король» («God the Invisible King», 1917), «Неугасимый огонь» («The Undying Fire», 1919) писатель развивает идеи богобудівництва, пропагандирует теорию преобразования общества путем перевоспитания людей, привитие им принципов христианской морали.
В 1920 г. была опубликована его книга «Россия в сумерках» («Russia in the Shadows»), которую Уэллс написал после посещения Советской России. Будучи убежденным противником марксизма и революции, писатель пишет о неизбежности краха самодержавия в России: «Это был больной организм, он сам себя пережил и потом завалился». Встречи Уэллса. Лениным посвящен раздел «Кремлевский мечтатель». Это название связано с тем, что Уэллс не поверил в возможность осуществления плана электрификации России, с которым его познакомил Ленин. В условиях полуразрушенной страны план ГОЭЛРО выдался Веллсу несбыточной мечтой.
Начиная с конца 20-х pp., творчество Уэллса вступила в период нового подъема. Свидетельством этого оказались романы «Мистер Блетсуорсі на острове Ремпол» («Mr. Blettsworthy on Rampole Island», 1928), «Самовластие мистера Парема» («The Autocracy of Mr. Parham», 1930), «Белпінґтон с Блепа» («The Bulpington of Blup», 1932), киносценарий «Образ будущего» («Things to Come», 1935), повесть «Крокетист» («The Croquet Player», 1936), роман «Осторожность не бывает чрезмерной»(«You can't Be Too Careful», 1941). В 1933 p. Уэллса был избран президентом ПЕН-клуба. В 30-х pp. XX в. писатель занял твердую антифашистскую позицию, а во время Второй мировой войны выступил в поддержку Советского Союза.
Характер фантастики в тогдашних произведениях Уэллса изменился. Фантастические события, необычные приключения, в которых участвуют герои В., писатель истолковывает как ужасы, порожденные в сознании людей угнетающей атмосферой тогдашнего общественно-политической жизни, с его разгулом реакции, фашизацією ряда стран Европы. В начале века фантастика Уэллса випереджувала, предусматривала новые явления действительности; теперь она отражала события реальной жизни, воспроизводя их в капризных фантастических образах и формах. «Кого интересуют химеры мистера Парема с улицы Уайт-Холл, когда мы ежедневно можем наблюдать п. Гитлера в Германии?» - писал Уэллс. В 1934 г. он заметил: «Реальность принялась подражать мои книги и готова заменить меня». В творчестве Уэллса происходил процесс перерастания социально-фантастического романа в социально-политический и социально-бытового - в социально-психологический.
В «Самовладді мистера Парема «писатель рассказывает о воображаемый фашистский переворот в Англии. В «Крокетисті» Веллс осуждает политику невмешательства в войну в Испании. Образ «крокетиста» - это образ обывателя, который стал приспешником фашизма. Его не волнуют судьбы человечества и культуры. «Пусть мир идет ко всем чертям! Что бы там не произошло, но в полпервого я играю в крокет с тетушкой!» К этой теме писатель снова вернется в романе «Осторожность не бывает чрезмерной».
В произведениях Уэллса усиливается сатирический элемент, писатель плодотворно развивает традиции Дж. Свіфтата Вольтера. Роман «Мистер Блетсуорсі на острове Ремпол «Уэллс посвятил «бессмертной памяти Кандида». В книгах английского фантаста, как и у просветителей, воплотилась вера в силу человеческого разума, звучит гуманистический протест против бесчеловечности цивилизации, которая подавляет человека и препятствует реализации заложенных в ней природных возможностей.
В романе «Белпінґтон с Блепа» писатель рассказывает историю человека, который сознательно стала сторонником фашизма. Белпінґтон отказывается от своего человеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам, оправдывает реакцию, становится защитником установленных ею порядков. Веллсу прибегает к приемам углубленной психологической характеристики своего героя, передает малейшие подробности процесса становления его личности, начиная с детства и заканчивая моментом, когда Белпінґтон проиВНОсит тост за начало войны.
Творчество Уэллса оказало значительное влияние на развитие современной научной фантастики. Как и Уэллса современных фантастов интересует проблема судьбы человека и человечества за тех новых условий, которые возникают и будут возникать благодаря новым научным открытиям. Тематический перекличка, трансформация идей и некоторых образов веллсівських романов заметны в творчестве А. Кларка, Дж. Уиндема, А. и Б. Стругацких, а также других писателей-фантастов, которые развивают идеи преобразования мира с помощью научного знания.
Н. Михальская
|
|
|