|
ВЕГА КАРПЙО, Лопе Феликс де
(1562 - 1635)
ВЕГА КАРПЙО, Лопе Феликс де - творчество писателя
ВЕГА КАРПЙО, Лопе Феликс де (Vega Carpio, Lope Felix de - 25.11.1562, Мадрид - 27.08.1635, там же) - испанский писатель.
Родился в семье гаптаря. Учился в университете Алькала-де-Энарес. С пяти лет віршував. В 22 года получил успех как драматург. Жизнь Вега Карпйо полна страстных увлечений и богат на драматические события.
29 декабря 1587 г. во время спектакля Вега Карпйо был арестован и запроторений в тюрьму. Причиной ареста были оскорбительные сатирические стихи в адрес бывшей возлюбленной Елены Осорио и ее семьи, глава которой Х.Васкес был постановщиком первых пьес Вега Карпйо. По решению суда Вега Карпйо выслали из Мадрида и Кастилии на много лет. Покидая столицу, юноша похитил донью Ісавель де Урбина и женился на ней против воли отца. На венчании жениха представлял родственник, поскольку Вега Карпйо в случае появления в Мадриде грозила смертная казнь за нарушение судебного решения.
29 мая 1588 г. Вега Карпйо поступил добровольцем на корабль «Сан Хуан» и отправился в поход «Непобедимой Армады». После многих приключений, потери брата Вега Карпйо вернулся в Испанию, поселился в Валенсии и издал поэму «Красота Анжелики»(«La hermosura de Angelica», 1602). С 1605 г. служил секретарем герцога де Сесса, много писал для театра. 1610 p., после отмены приговора суда, окончательно переехал в Мадрид и до конца жизни проживал там.
После смерти своей первой жены 1593 г. Вега Карпйо женился на дочери мясника Хуаной де Ґуардо. В эти же годы страстно увлекся артисткой Микаэлой де Лухан, воспетой им в образе Камилы Люсинды. Много лет поэт путешествовал вслед за любимой и жил там, где она фала.
1609 г. - благодаря содействию герцога де Сесса Вега Карпйо получил звание «приближенного инквизиции» - то есть такого, который находится вне подозрений. Это предохраняло его от церковных нападок. 1614 г., после гибели сына (он утонул) и смерти второй жены, Вега Карпйо принял сан священника, но не изменил своим светским принципам жизни. Церковный сан не помешал ему пережить еще раз всепоглощающее чувство до Марта де Неварес. От своей любви Вега Карпйо не отказался и после того, как Марта ослепла и сошла с ума.
1625 г. - Совет Кастилии запретила печатать пьесы Вега Карпйо. 1632 г. - смерть Марты де Неварес. 1634 г. принес сразу несколько несчастий: умер сын, одна из дочерей - Марсела - ушла в монастырь. Того же года распутный дворянин похитил другую дочь - Антонию-Клару. Несчастья сделали Вега Карпйо полностью одиноким, но не сломили его духа и не убили интереса к жизни. За несколько дней до смерти он закончил поэму «Золотой век»(«El siglo de oro», 1635), в которой выразил свою мечту и продолжал утверждать ренессансный идеал.
М. де Сервантес назвал Вега Карпйо чудом природы. Действительно, в его творчестве испанский театр достиг своего совершенства, определил новое место испанской драматургии в мировой литературе. Творчество Вега Карпйо основывается на идеях ренессансного гуманизма и традициях патриархальной Испании. Она включает различные жанровые формы: поэмы, драмы, комедии, сонеты, эклоги, пародии и т.д. В.К. принадлежит более 1500 произведений. По названиям дошло 726 драм и 47 ауто, сохранилось 470 текстов пьес. Писатель активно разрабатывал наряду с литературными традициями Ренессанса народные мотивы, темы. Писал прозаические романы.
В поэмах Вега Карпйо проявилось его поэтическое мастерство, патриотический дух, стремление заявить о себе в мире литературы. Он создал около 20 поэм на раВНОобразные сюжеты, включая античные. Соревнуясь с Л. Ариосто, он разработал эпизод из его поэмы - история любви Анжелики и Медоро - в поэме «Красота Анжелики»; споря с Т. Тассо, написал «Завоеванный Иерусалим» («La Jerusalen conquistada», изд. 1609), где воспел подвиги испанцев в борьбе за освобождение гроба Господня. Главный герой поэмы - король Альфонс VII.
Постепенно патриотические настроения уступили место иронии. В поэме «Война котов» («La gatomaquia», 1634) поэт, с одной стороны, через мартовские похождения кошек и их войну за красавицу-кошку высмеивает современные обычаи, с другой - отрицает искусственные нормы, приемы классицистических поэм, созданных за книжными образцами.
В 1609 г. на заказ Мадридской литературной академии Вега Карпйо написал «Новое искусство писать комедии в наше время» («El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo»). К этому времени он уже был автором замечательных комедий - «Учитель танцев» («El maestro del danzar», 1594), «Толедсъка ночь» («La noche toledana», 1605), «Собака на сене» (El perro del hortelano», ок. 1604) и т.д. В поэтическом полушутливом трактате Вега Карпйо изложил важные эстетические принципы и свои взгляды на драматургию, направленные, с одной стороны, против классицизма, с другой - против барокко.
Важнейшим принципом эстетики Вега Карпйо становятся требования: «литература должна идти за жизнью», «литература является не чем иным, как зеркалом жизни». По мнению писателя, цель комедии - отображать жизнь во всем его раВНОобразии. Для этого необходимо отбросить прочь все нормы и правила. Вега Карпйо утверждал, что в жизни комическое и трагическое, низкое и высокое переплетены и неотделимы друг от друга, поэтому не стоит говорить отдельно в комедии лишь о комическое, а в трагедии только о трагическом. Это неестественно. «Ведь и природа красна тем для нас, что крайности являет ежечасно». На основании данного утверждения Вега Карпйо выступил против класицистської требования изображать в трагедии королей и аристократов, а в комедии - плебеев.
Вега Карпйо выступил также против причудливой манеры гонгористів, требуя «понятной, чистой речи», которая бы не отличалась от обычной. Речь должна индивидуализировать героя. Само действие, по мнению драматурга, следует выстраивать так, чтобы нельзя было забрать из пьесы ни одного эпизода, ни одной ее части.
Свои произведения Вега Карпйо часто называл «комедіас», хотя перед зрителем проходили и трагедии, и драмы, и комедии. В частности, для драм писатель нередко заимствовал сюжеты из испанской, польской, римской, чешской, итальянской, русской истории - «Жестокий Нерон» («Neron cruel», изд. 1625), «Жизнь и смерть короля Бомбы» («La vida la muerte del rey Bamba», изд. 1604), «Великий князь Московский и гонимый император» («El gran duque de Moscovia y el emperador perseguido», изд. 1617) и др.
Лучшей исторической драмой Вега Карпйо, что стала вершиной позднего Возрождения, является «Фуэнте Овехуна» («Fuente Ovejuna», 1612-1613). Она была следствием длительных раздумий писателя над проблемой взаимоотношений феодала - короля - народа. Частично эту проблему Вега Карпйо рассмотрел в ранней пьесе «Періваньєс и командор Оканьї» («(«Peribanez в el comendador de Осапа», прибл. 1609-1612). В пьесе крестьянин Першаньєс, отстаивая свою честь, убивает командора. Король признает правоту простолюдина и прощает ему. Решение конфликта пока что имеет идиллический оттенок. Образы крестьян поетизовані. Новаторство Вега Карпйо в том, что он впервые заговорил о чувстве чести, свойственное не только для высшей знати, но и для крестьян. Поэтому в пьесе конфликт имел уже скорее моральный, чем политический характер.
Более объективно конфликт между крестьянами и феодалом решается именно в «Фуэнте Овехуна». Автор объединяет в одном действии две исторические события: восстание крестьян в селении Фуэнте Овехуна и выступление ордена Калатрава в 1476 г. против короля-католика. Фердинанд и Изабелла были умными и прогрессивными властителями, которые сумели объединить страну. Однако Вега Карпйо большей степени интересовали взаимоотношения феодала и народа в целом, поэтому главный конфликт разворачивается в области морали.
Командор ордена Калатрава Ерион Гомес де Гусман преследует девушек селения Фуэнте Овехуна, хвастается своими победами перед их молодоженами, родителями. Возвращаясь после поражения ордена от королевских войск, он нападает на свадебную процессию, объявляет о возрождении права феодала на первую брачную ночь. Складывается впечатление безнаказанного разгула феодальной вольницы. Противостоять насилию и поднять народ на восстание удается Лауренсии, которая вырвалась от командора. Она воплощает национальный дух вольницы, выпестованный в период Реконкисты. Женщина, беззащитные существо, возглавляет восстание.
Крестьяне убивают тирана-феодала, искренне считая своим единственным господином короля, но в то же время прекрасно понимают, что монарх не простит им смерти командора. Драматург показывает, как крестьяне в ожидании решения короля репетируют пытки. Перед нами вырисовываются удивительно живые типы. Это уже не серая масса. Мы знакомимся с людьми, которые имеют свое чувство человеческого достоинства, умеют его отстоять. Молодежь способна рассуждать о любви в неоплатонічному стиле. В отличие от командора и магистра, которые предали короля, крестьяне способны на самопожертвование, как, к примеру, крестьянин Менго, который бросился спасать Хасинту. Крестьяне прекрасно осознают, что король ближе к феодалов, но хотят иметь одного господина, чтобы спокойно жить. Они проявляют удивительное мужество и сплоченность, когда пытают малых и старых. Самый высокий героизм крестьян проявляется в ответе на вопрос «Кто убил командора?». Все отвечали только одно: «Фуэнте Овехуна». И король вынужден простить крестьянам, потому что оказался слабее.
Тему единства народа Вега Карпйо разрабатывал во многих драмах на испанские сюжеты. К примеру, в пьесе «Граф Фернан Гонсалес, или Освобождение Кастилии»(«El conde Fernan Gonzalez в la libertad de Castilla», изд. 1625) в центре - образ легендарного кастильского графа, который отстаивает интересы крестьян Кастилии от феодалов Наварры и Леона. В.К. создал образ короля, которому народ симпатизирует из-за стремления последнего добиться единого государства, единого центра, который противостоял бы чрезмерным притязаниям феодалов. Но, снова возвращаясь к проблеме взаимоотношений феодала - короля - народа, Вега Карпйо осознает наивность идиллических представлений в решении конфликта, как это показано в предыдущей пьесе. Неслучайно в 1635 г. появится драма «Лучший алькальд - король» («El mejor alcalde, el rey»), в которой с реалистических позиций драматург изобразит, что король становится на сторону крестьян лишь тогда, когда феодал отказывается подчиниться ему.
О нравственности короля Вега Карпйо рассуждает в трагедии «Звезда Севильи»(«La Estrella de Sevilla», 1623). Конфликт разворачивается между королем, который попирает человеческое достоинство, и старой Испанией, что сохраняет традиции и живет по законам высокой чести. Собственно, два понятия чести определяют развитие конфликта. Оба понятия воплощены в центральном персонажи пьесы - Санчо Ортісі.
Королю понравилась Эстрелья, прозванная за свою красоту «Звездой Севильи». Он хочет сделать ее своей любовницей, но ему препятствует брат Естрельї - Бусто Табера. Застав короля в своем доме, он бросается на него со шпагой. Монарх решает убить противника руками благородного Санчо Ортиса, женой которого должно стать Эстрелья. Санчо поставлен перед выбором: выполнить приказ короля или отказаться. В обоих случаях Санчо - заложник чести. Впервые В.К. заговорил о несвободе человека, а в итоге - о бессмысленности жизни. Санчо убивает Бусто Табэру и навсегда теряет Естрелью. Королевская власть виновата в том, что произошло. Но вершиной спора станет сцена суда, когда Санчо откажется назвать человека, который отдал приказ об убийстве, и снова король окажется слабее. Обращаясь к Севилье, он признает себя виновным и объявит невиновность Санчо Ортиса. Одновременно Вега Карпйо подчеркивает, что воспитанный в духе старых испанских традиций Санчо в конце концов становится их заложником, оружием в руках королевской власти.
Но Вега Карпйо не отрицал традиций старой Испании. Наоборот, он постоянно подчеркивал преданность им, хотя прекрасно понимал, что в современном мире они часто оказываются враждебными к человеку. Так, в трагедии «Кара - мста» («Е1 castigo sin venganza», 1631), сюжет которой заимствован у итальянского новеллиста Матео Банделло, Вега Карпйо утверждает незыблемость нравственных законов. Герцог женится с Кассандрой по настоянию своих придворных, но сразу после свадьбы бросает ее и продолжает вести распутный образ жизни. Кассандра, жаждущая любви, наделена умом и красотой, увлекается пасынком Федерико. Оба героя хорошо осознают греховность своего чувства. Федерико жалуется, что «жизнь есть сон», но это не барочные настроения. Наоборот, он осознает всю иллюзорность сегодняшнего положения и не признает себя виновным. Герцог тайно убивает влюбленных. Он наказывает их за преступление человеческих и Божьих законов, но Вега Карпйо замечает и то, что герцог сам виноват в грехопадении близких. На его стороне только одно - закон. Даже его нравственная метаморфоза после борьбы с маврами не дает полного основания для выполнения роли судьи. И все же Вега Карпйо не осуждает убийцу. Не случайно драматург отмечает, что итальянский пример должен стать уроком для испанцев.
Одной из лучших драм чести, что продолжают идею пьесы «Кара - мста», стала «Победа чести»(«La vitoria de la honra», изд. 1635). Капитан Вальдивия убивает жену и ее любовника, сына дона Педро. Отец признает правоту убийцы, поскольку дон Антонио игнорировал права мужчины, идя на свидание с доньєю Леонор. Дон Педро выдает замуж за капитана свою дочь, поскольку ее честь и честь семьи будут в надежных руках. Поступок Вальдивии признается героическим в глазах людей.
Особое место в творчестве Вега Карпйо занимают комедии. Одна из лучших - «придворная комедия» Собака на сене». В комедиях такого типа, как правило, изображалось жизни аристократии, придворных. Во многих из них говорится о сложных взаимоотношениях, которые возникают между аристократами и плебеями, о любовные коллизии, вызванные принадлежностью влюбленных разных слоев; иногда в центре таких пьес - борьба за власть. Часто любовное чувство возникает из ревности. Это вносит определенный диссонанс в отношения между влюбленными и делает ситуацию комичной. Обычно, «придворные комедии» имеют счастливый финал.
Так, в комедии «Собака на сене «любовь красивой Дианы к секретарю Теодоро возникает из ревности. Причем название комедии оправдана поведением Дианы: она сторонится любви Теодоро, но и запрещает ему любить Марселу.
Теодоро, честный, благородный юноша, становится заложником игры сословных предубеждений. Счастливый финал возможен лишь благодаря ловкому слуге Тристану, одном из типов пікарескних слуг в комедии Вега Карпйо целом. Но при этом мы видим, что Диана готова бросить Тристана в колодец за то, что он знает о плебейское происхождение Теодоро. Аристократизм Дианы берет верх над чувством. Для получения руки первой красавицы ее поклонники также не брезгуют услугами наемных убийц. И только сообразительность Тристана, не менее благородного в своем отношении к господину, способствует счастливому окончанию.
Вообще слуга часто участвует в интриге комедии. Обычно, это бедный парень, который способен трезво оценить ситуацию и посмеяться с страстных переживаний влюбленных. Это та пружина действия, которая начинает раскручивать всю интригу. Неслучайно именно благодаря образу слуги комедии Вега Карпйо часто сравнивают с крутійськими романами. Но главное, что помогает раскрыть слуга, - это то, что и крестьянки, и дворянки одинаково подвластны любви, которое уравнивает все слои. Такое гуманистическое прославление любви стало настоящим открытием драматургии Вега Карпйо: соответствовало вкусам народа.
Наиболее интересным типом комедии Вега Карпйо является «комедии плаща и шпаги», названные так из-за обязательную атрибутику. Действие пьес происходит обычно в современной драматургу обстановке. Как правило, это Мадрид или Севилья, воспетые персонажами комедий. В данном типе пьес есть свои закономерности построения: параллель между влюбленной аристократической парой и парой слуг; взаимоотношения часто дублируются, усиливая комизм того, что происходит. Однако в Вега Карпйо интрига нередко :тупається месту характера. Обычаи Испании нарисованы ярко, раВНОобраВНО и освещают характеры главных персонажей. В комедиях В.К. женщина всегда активна в борьбе за свое счастье, она привлекательная, верная, способная на самопожертвование ради любви. Будучи существом слабым, женщина становится сильной и смелой в борьбе. Главное в жизни - любовь как целебная сила. Она раскрывает в человеке все его способности. Не случайно в «комедиях плаща и шпаги» мы обнаруживаем различные типы людей ренессансного образа мышления.
Вега Карпйо смеется из странностей влюбленных, но не идеализирует их. Он - противник жестокости, своенравия, пренебрежения. Так, в комедии «Прихоти Беліси»(«Los melindres de Belisa», 1634) Вега Карпйо правдиво показывает, как капризная девушка может быть жестокой с рабом, надевая на него колодки и приказывая заклеймить, чтобы исказить лицо. Драматург осуждает и поведение героев комедии «Нашла коса на камень»(«De cosario a cosario»), у которых кошелек доминирует над чувством.
Самой интересной комедией названного типа является «Валенсийская вдова» («La viuda valenciana», 1618-1619). Леонарда, вдова, казалось бы, навсегда погружена в чтение богословских произведений. Но это до тех пор, пока не влюбилась. Смирение перед жизненными неурядицами исчезает. Леонарда стремительно начинает бороться за счастье. При этом она, как настоящая испанка, осторожна и постоянно следит за тем, чтобы ее честь не пострадала. Осторожный и ее возлюбленный Камилло, который искренне боится быть обманутым. Он такой недоверчивый, боится есть и пить в гостях у вдовы, чтобы не быть отравленным, доверяет и тем драгоценностям, которые ему хотят подарить. Все условности, переодевание в даму-невидимку Леонарди делают ситуацию и запутанной, и смешной. Пылкая и ревнивая Леонарда едва не загубила собственными руками свое счастье, приревновав Камилло к самой себе.
Переодевания - частый прием в комедиях Вега Карпйо. Его герои, как на карнавале, меняют свой облик. В некоторых комедиях ведущая роль в построении интриги принадлежит мужчине, как, к примеру, в знаменитой комедии «Учитель танцев». В этой пьесе интересен сам подход к любовного чувства как определенного самой природой. Оно ломает сословные предубеждения и любые условности. Под видом учителя влюбленный проникает в дом любимой и завоевывает ее сердце. Причем, во многих комедиях с переодеванием герои Вега Карпйо предпочитают не вельможам, а простолюдинам. Тем ценнее и весомее развязка таких пьес - человек ценится не за звание, а за свои качества.
Главное достоинство комедий Вега Карпйо заключается в их життєствердній стихии. Любовь выступает как всепобеждающая сила, даже если она возникает из ревности или пренебрежение. Конечно, в комедиях Вега Карпйо немало утопического во взгляде на человека, но именно в драматургии писателя отразились лучшие ренессансные традиции в время кризиса гуманистического мировоззрения. Вега Карпйо до конца своих дней продолжал отстаивать взгляд на человека как на существо доброе от природы, наделенного природным благородством и величием ума.
Однако писатель не был наивным донкихотом. Он видел противоречия тогдашнего общества. Об этом он писал в своих драмах, о них он говорил в прозаических произведениях. Заметным явлением в литературе стал роман-драма в диалогах «Доротея» («La Доротея», изд. 1632). Он написан как подражание роману «Селестина» («La Celestina», изд. 1499) Ф. Д. Рохаса. Роман автобиографический. В образе поэта дона Фердинандо выведен сам автор, а Доротеи - Елена Осорио. История влюбленных драматическая. Несмотря на то, что их влечет друг к другу, они не могут быть вместе. Доротея принимает ухаживания богатого кавалера. Этому способствует хитрая и ловкая сводня. Бедный поэт проклятый матерью Доротеи. Мотив «Селестіни» достаточно заметный в истории влюбленных героев В.К. Он словно иллюстрирует слова Селестіни-своднице, что «деньги могут все: измельчить скалы, пройти по воде, как по суше». Но в «Селестіні» сводня из пользы объединяет влюбленных. В романе Вега Карпйо, напротив, разлучает. Деньги становятся на пути любви Доротеи и Фердинандо. В В.К. идеальное и земное в любви сливаются воедино и усиливают драматизм ситуации.
Вега Карпйо вошел в историю мировой литературы как непревзойденный комедиограф. Жизнеутверждающая стихия его творчества определила место писателя в истории мировой художественной культуры. Его высоко ценили современники. С большим уважением отзывались о писателя В.Гюго, Г. Е. Лессінґ и много других.
К творчеству В.К. обращалось немало ученых. Положил начало изучению Менендес-и-Пелайо. О Вега Карпйо писали Менендес Підаль, Мануэль Ромеро Наварра. Перу X. Реннерта принадлежит первая биография драматурга «Жизнь Лопе де Веги».
Пьесы «Фуэнте Овехуна», «Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Влюбленная витівниця», «Учительтанців», «Крестьянка из Хетафе», «Капризы Беліси «входят в репертуар многих театров Украины. Отдельные пьесы В.К. на украинский язык перевел М. Лукаш, стихи - М. Москаленко.
H. Ерофеева
|
|
|