|
ОСКАР УАЙЛЬД
(1854-1900)
ОСКАР УАЙЛЬД
Оскар Уайльд - поэт, драматург и прозаик, который наиболее полно воплотил в своем творчестве художественные принципы английского эстетизма.
Родился О. Уайльд в Дублине в 1854 году. Культ красоты, который господствовал в родительском доме, во многом определил его личные взгляды на природу искусства. О. Уайльд получил классическое гуманитарное образование - он учился в Тринити-колледже (Дублин) и в Колледже св. Магдалины (Оксфорд). После окончания университета будущий писатель поселился в Лондоне.
На формирование эстетических взглядов О. Уайльда в значительной мере повлияли его университетские преподаватели - выдающиеся фигуры в английской культуре: Джон Рескин, замечательный лектор, который читал курс истории искусства, и Уолтер Пейтер, автор многих исследований античного искусства и философии. Особое влияние на современников имели его работы об искусстве Возрождения, О. Уайльд назвал «священным писанием красоты». Итогом исследований Пейтера стало положение о том, что искусство вдохновляется самим искусством и существует оно только для себя, ему не нужны другие обоснования. Это определило развитие целого направления в искусстве конца XIX века - так называемого «прерафаелітизму». Прерафаэ ли ты проявляли себя преимущественно в живописи и декоративном искусстве, опираясь в своем творчестве на концепцию, по которой современная жизнь является несовершенным и далеким от идеала, а высшие жизненные ценности человечества остались далеко позади - в средневековье. Истоки своего искусства прерафаэ ли ты усматривали в живописи раннего Возрождения, в традициях готики. Произведениям прерафаэлитов была присуща яркость красок, выписывание мельчайших деталей, строгость стиля, мистические переживания. По сюжеты картин правили эпизоды из Библии, из греческой мифологии или истории.
Впрочем, отдавая должное творческим поискам представителей этого направления, молодой А. Уайльд пошел собственным путем. Он присоединился к только что образованного эстетского движения и стал если не его головой, то самым ярым проповедником идей эстетизма. Английский эстетизм 80-90-х годов XIX века во многом питался идеями, которые возникали в творчестве английских романтиков и прерафаэлитов. Вместе с тем, эстетский движение, к которому присоединился В. Уайльд, развивался в сложный взаимодействия с новейшими течениями в европейском искусстве - символизмом, импрессионизмом и неоромантизмом.
Основное требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвигали к искусству,- не копировать природу, а воспроизводить ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отражает действительность, а жизнь подражает искусству,- считал писатель. Искусство призвано создать новый мир, который является бредом, сказкой, ложью - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, по А. Уайльду,- форма проявления красоты, а потому она важнее голый практицизм повседневности.
В начале 80-х годов он издал свою первую книгу стихов (1881). В том же году писатель, уже широко известный необычностью своих суждений и неординарным поведением, отправился на «завоевание Америки» - за океаном он читал «эстетские» лекции, проповедовал идеи «нового возрождения в английском искусстве». После поездки в Америку Уайльд некоторое время жил в Париже, а затем вернулся в Лондон. С 1882 до 1888 года он занимался преимущественно журналистской деятельностью, писал литературные обзоры и рецензии. В 1888 году увидел свет сборник «Счастливый принц» и другие сказки, а в 1891 году О. Уайльд издал рассказы, созданные во второй половине 80-х годов, объединив их в сборник «Преступление лорда Артура Севиля и другие рассказы». В этом же году появился роман «Портрет Дориана Ірея», книга критических очерков «Замыслы», сборник волшебных сказок «Гранатовый домик». В 1894 году вышла книга стихов «Сфинкс».. Затем В. Уайльд обращается к драматургии и создает целый ряд пьес - от стилизованной, написанной французским «Соломеи» (1891) до бытовых комедий «Веер леди Уиндермир {1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1894)и «Как важно быть серьезным» (1895). На пьесы Уайльда с восторгом отзывается Бы. Шоу, они становятся модными, а сам автор получает не только литературный успех, но и репутацию блестящего собеседника, мастера парадоксов.
Умер писателю 1900 году, окончательно забыт читателями и критикой.
Сказки О. Уайльда странным образом представляют собой и наиболее органическое воплощение эстетических идей писателя, и наиболее их категорическое отрицание. В сюжетах и стилистике сказок Вайдьда отразились раВНОобразные литературные и художественные влияния - Ш. Бодлера, Т. Готье, Г. Флобера, Г. X. Андерсена, По, живописцев Ф. Гойи и Веласкеса. Во многих сказках Уайльда («Молодой король», «Рыбак и его душа», «Великан-эгоист», «Звездный мальчик») чувствуется стилистика библейской притчи, а образная структура «Соловья и розы», «Замечательной ракеты» и некоторых других произведений подобная обраВНОй структуры басни. Впрочем, сказкам Уайльда присуща неповторимая индивидуальность, особый «аромат».
Важной чертой вайльдівського эстетизма от начала был сильное влечение к декоративному искусству. Об этом свидетельствуют его лекции «Об обустройстве жилья», газетные заметки об эстетике одежды и прочее. Произведения декоративного искусства - предмет детальных описаний в художественных произведениях Уайльда. Но значительно важнее то, что Уайльд разрабатывал особый «декоративный» стиль повествования, который в равной степени состоит из предметов изображения и способов описания. В сказках автор подробно описывает интерьеры комнат и дворцов, одежда и внешность героев, драгоценности и украшения, деревья и цветы. И все, что он изображает, как правило, является чрезвычайно живописным, утонченным, изысканным.
В системе эпитетов, сравнений, метафор, которые использует Уайльд, царят минералы и цветы. Его иногда даже называли «минералогам и ботаником» в литературе. Но Уайльд скорее был «ювелиром и квітникарем». Минералы интересовали его лишь после того, как ювелиры превратили их на драгоценные камни, а цветы - только тогда, когда руки садоводы вырастили их на садовой клумбе. «Искусство выше природы и не может ей подражать»,- утверждает писатель. Наоборот, природа должна стремиться к подражанию искусства - и поэтому кровь должна быть похожа на рубин, синее небо иметь цвет сапфира, зеленая трава - вызвать в памяти изумруд. То же самое касается людей: у Студента («Соловей и роза») волосы, как темный гиацинт, губы, как розы, а цвет лица подобен слоновой кости; у Принца («Замечательная ракета») глаза похожи на фиалки, а волосы словно из чистого золота; в Инфанты («День рождения Инфанты») «волосы были цвета тусклого золота». Над всеми героями возвышается Счастливый принц, покрытый золотом с ног до головы, с сапфирами вместо глаз и рубином в рукоятке шпаги.
Итак, якобы существует определенная гармония между эстетической теорией и художественной практикой писателя. Но в проблематике сказок суждения о независимости искусства от жизни теряют силу.
В сказках Уайльда нет глубокого художественного исследования социальных проблем его времени. Впрочем, жизнь присутствует в повествовании, несмотря на теории, контрасты между бедностью и богатством приобретают здесь совсем не эстетического значения. Чтобы показать их, Уайльд вывешивает над городом статую Счастливого принца, напускает сон на Молодого короля, заставляет маленького Ганса дружить с Мельником. Там, где Уайльд рассказывает о страданиях бедняков, меняется даже стиль повествования. Исчезают красочные сравнения, тускнеют драгоценные камни и благородные металлы. Яркое цветное изображение становится черно-белым. В сказке «Счастливый принц» живой принц не умеет плакать. Его Дворец безмятежности находится за высоким забором, который отделяет прекрасный сад от города. И лишь после смерти принц познает сожаление и печаль людей и учится сочувствовать им - слезы катятся из сапфировых глаз его статуи, которая стоит на высокой колонне над городом. Ласточка снимает с нее кусочки позолоты и относит бедным, но впоследствии статую убирают с городской площади: «В нем уже нет красоты, а следовательно, нет и пользы»,- говорит в Университете профессор Эстетики. Автор стремился разоблачить утилитарный, слишком практический подход к красоте - и парадоксально противоречил сам себе: красота души и сердца принца реализовались именно в его желании быть полезным людям. « Оскар Уайльд восстает против самого себя, отвергает свой же идеал бездумного, бездушного искусства, отказывается от своей гурманской эстетики и требует искусства чистосердечного, рожденного любовью и подвигом»,- отмечал К. Чуковський.Роздумами о соотношении добра, пользы и красоты о-никнуті почти все произведения Уайльда, впрочем, финалы сказок обычно пессимистичны: Зло непобедимо, торжество Добра не происходит. Несмотря на это, вместе с саркастическим высмеиванием пороков несправедливого мира, сказки Уайльда содержат страстную проповедь добра, сострадания и красоты.
«Портрет Дориана Грея» (1891)
Роман «Портрет Дориана Грея» - один из самых интересных и загадочных произведений Уайльда.
Молодой Дориан Грей становится моделью для лучшего портрета художника Бэзила Холлуорда, а затем, под влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона, превращается в неисправимого себелюбця и искателя удовольствий. Постепенно человек и портрет как бы меняются ролями: Дориан Грей течение восемнадцати лет остается внешне неизменным, а вместо него стареет картина, на которой время, страсти и пороки модели оставляют свои следы.
Мотив «двійництва», использованный в «Доріані Греи», в романтической литературе был острейшей формой выражения «двойственности мира». На рубеже веков этот мотив возникает как итог размышлений о сложности, а порой и «двойственность» человеческой личности. В «Портрете Дориана Грея» Уайльд воплотил свою концепцию человека, в душе которого - и ад, и рай.
В «Доріані Греи» двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан называет портрет «своим дневником». Фабульні пределы романа обусловлены периодом этого двойного жизни человека и ее изображение на холсте: рассказ о первой встрече Дориана и лорда Генри в студии Бэзила Холлуорда в день завершения работы над портретом - своеобразный пролог к действию; эпизод, в котором трое слуг Грея, которые вошли в комнату, увидели труп уродливого старого возле портрета прекрасного юношу,- лаконичный эпилог.
Впрочем, в романе Уайльда испытанию подвергается даже не сам герой как личность или психологический тип, а его мировоззрение, исповедуемая им идеологическая программа - «новый гедонизм» - философский принцип, согласно которому добро определяется как то, что наслаждение и избавление от страданий, а зло как то, что вызывает страдания.
Лорд Генри Уоттон остается в романе только идеологом, а действующим протагонистом оказывается его ученик, который живет по программе, составленной учителем. Является ли доказанной эта идеологическая программа? «Цель жизни - развитие собственного «я». Полностью реализовать свою сущность - вот для чего существует каждый из нас» - убеждает Дориана Грея лорд Генри. Но дальнейшая жизнь Дориана есть не раскрытием сущности человека, портрет которого нарисовал художник, а переформированием ее души, которое отражается на холсте. Это переформирования и приводит к той потери целостности, которую замечает даже лорд Генри.
Образ жизни Дориана Грея - найаморальніший и найрозбещеніший, и только привлекательность и странная неугасающая красота этого человека не позволяют обществу окончательно отвернуться от нее. Меняется портрет, становясь еще более уродливым, но об этом не знает кроме самого Грея: он старательно прячет портрет в уютной комнате своего дома.
Бэзил Холлуорд и Генри Уоттон - это «расщепленный герой», двуликий Янус зла,- зла, которое захватывает Дориана, раскладывая его как личность. Бэзил воспроизводит на картине физическую красоту Дориана, в которой отражается его до определенного времени незапятнанная грехом душа. Лорд Генри, проповедуя гедонизм, несдержанный егоїм и аморальность, медленно отравляет душу Дориана, его грешное «я»: «Много лет назад,когда я был еще зеленым парнем... вы увидели меня. Вы льстили мне и научили гордиться своей красотой. Однажды вы познакомили меня со своим другом, и он объяснил мне, какое это чудо - юность, и тогда же вы закончили мой портрет, что открыл мне другое чудо - красоту».
Другой системой отсчета истинности и обоснованности существования героя по законам, которые не совпадают с традиционной этикой, есть весь ряд эстетических убеждений автора романа.
Доктрина эстетизма представляет собой, по замыслу Уайльда, сумму обязательных правил. Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, помещенных в предисловии к роману, могут восприниматься как тезисный изложение авторского кредо. Предисловие и роман будто ведут диалог - афористично представлены положения эстетической программы проходят испытания на прочность в фабульній части произведения: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные и плохо написанные. Вот и все». Понятие «прекрасное» и «красота» поставлено в предисловии на высшую ступень иерархии ценностей. Дориан красив, и красота оправдывает негативные проявления его натуры. Герой наказывается только тогда, когда поднимает руку на воплощение прекрасного - вечный произведение искусства. Поэтому герой погибает, а остается жить прекрасный портрет.
Таким образом, все вроде согласуется с теоретическими убеждениями писателя.
Вместе с тем, финал романа может иметь и несколько иное толкование. Мертвый человек, лежащий на полу возле портрета, познана слугами только за кольцами на руках: вид мертвого Дориана антиестетичний, а это позволяет даже в системе координат эстетизма прочитать приговор, наказание за преступления, общая окраска которых - абсолютная аморальность, моральная индифферентность. Красота в «Портрете Дориана Грея» уничтожает личность, потому что это не настоящая красота, а дьявольская, и это доказывают ужасные метаморфозы портрета. Убитый Дориан становится таким уродливым, каким и должен быть, а портрет снова превращается в прекрасное произведение искусства.
Итак, писатель, вопреки собственной программе, показал не только душевный кризис героя, но и привел его к наказанию. Художник, который скрывался под маской эстета-денди, оказался выше, чем мыслитель и теоретик. Такова сила творчества и искусства слова. Уайльд играл парадоксами, приводил противоречивые суждения, но в пределах художественного целого, созданного им, безобраВНОе и безнравственное никогда не побеждало.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
сборника сказок «Счастливый принц» (1988), «Гранатовый домик» (1891), роман «Портрет Дориана Грея» (1891), сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля и другие рассказы» (1891), книга критических очерков «Замыслы», пьесы «Саломея» (1891), комедии «Веер леди Уиндермир (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1894) и «Как важно быть серьезным» (1895), поэма «Баллада Рединзької тюрьмы» (1898).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акройд. П. Завещание Оскара Уайльда. // Иностранная литература.- 1993.- № 11.;
2. Афанащенко Л. М. Формула смысла жизни Оскара Уайльда. Изучение «Портрета Дориана Грея» в 10-м классе // Русская словесность в школах Украины - 1998.- №
3.- С. 33-36.; 3. Ковалев Ю. Оскар Уайльд и его сказки // Оскар Уайльд. Сказки (на английском языке).- М., 1979.;
4. Мищук В. Своеобразие эстетизма Оскара Уайльда. Его роман «Портрет Дориана Грея» // Возрождение.- 1994.- № 8.- С. 21-27.;
5. Покатилова А. О. Культурно-синкретический анализ художественного текста // Всемирная литература в учебных заведениях Украины - 1999.- № 2.- С.39-41.;
6. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд. Очерк творчества.- К-, 1990.;
7. Чуковский К. Оскар Уайльд. Этюд //Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т.- М.,1993.- Т. 1.- С. 514-538.
|
|
|