ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВАЯНСЬКИЙ, Светозар

(1847 - 1916)

ВАЯНСЬКИЙ, Светозар - творчество писателя

ВАЯНСЬКИЙ, Светозар (Vajansky, Svetozar; автонім: Гурбан, Светозар - 16.01. 1847, Гльбоке - 17.08.1916, Турчанські-Свети-Мартин) - словацкий писатель.

В словацкой литературе Ваянський прокладывал путь реалистическом направления, который постепенно приходил на смену романтизма. В поэзии Ваянський выступил реформатором фольклорно-романтического типа стиха, которому он предоставил более современного, социального звучания, освободив от романтической риторики. В прозе Ваянський видел свою задачу ввести в словацкую литературу все известные прозаические жанры, а в тематическом ракурсе охватить все стороны современной ему действительности. Главное внимание Ваянський сосредоточил на проблемах привилегированной и образованной словацкой интеллигенции. Ведущими жанрами в творчестве Ваянського стали социально-психологическая повесть и роман, которые он наполнял национально-патриотической и морально-этической проблематикой.

Ваянський родился 16 января 1847 г. в городе Гльбоке в семье писателя Йозефа Милослава Гурбана. Уже сама атмосфера в семье способствовала возникновению в Ваянського заинтересованности литературой. Учась в разных гимназиях, он усиленно изучал немецкий и античной литературы и сам пробовал сочинять словацком, чешском и немецком языках. Тогда же вышел в свет сборник «Песни».

С 1867 по 1870 гг. Ваянський учился в Братиславском лицее, где изучал юриспруденцию. Одновременно начал регулярно вести в газете «Пештбудінські сведения» полосу, посвященную культурной хронике жизни братиславской словацкой интеллигенции, издал очерки «Письма из Ложуні», в которых рассказал об общественной и литературной жизни Братиславы. С 1-ой пол. 70-х гг. он стал одним из основных редакторов газеты Национальной партии «Народные новости», где публиковал свои стихи, новеллы, публицистические статьи по актуальным проблемам словацкого национального жизни. Уже первые поэтические попытки Ваянського были пронизаны патриотическими настроениями, а в его прозе четко прослідковувалася идея необходимости сохранения словацкой национальной самобытности. Творчество Ваянського 70-х годов в основном еще не выходит за пределы романтического мировоззрения и имеет подражательный характер.

В 1874 г. Ваянський сдал экзамены на адвоката, а через год женился едой Добровиць, которая одновременно стала и его соратницей в национально-патриотической деятельности.

Переломными в биографии Ваянського были годы службы в австро-венгерской армии, в том числе в частях, которые в 1878 г. правительство отправило для оккупации Боснии и Герцеговины. Вопреки своим убеждениям и сочувствием к угнетенных южнославянских народов, писатель вынужден был выступить против них с оружием в руках. Сложные чувства, которые в это время пережил писатель, отразились в стихах, составивших книгу «Татры и море» («Tatry a more», 1879). Частично сюда вошли и стихи предыдущих лет. Книга состоит из 7 розділів. ее основные темы - это тема родины и тема страданий братских славянских народов. Эта тематика, в целом, была традиционной уже с предыдущей романтической поэзии, но новаторство Ваянського заключалось в том, что он освободил ее от абстрагированной символики и алегоризму. Наиболее оригинальным на фоне тогдашней словацкой поэзии стал цикл «Ядранські письма», в которых Ваянський воспроизвел свои впечатления и чувства, связанные с пребыванием в Боснии и Герцеговине.

Книга «Татры и море» стала первым значительным литературным успехом Ваянського, именно благодаря ей он получил широкую литературную известность. Этот успех дал Ваянському возможность не возвращаться к адвокатской деятельности, и с тех пор он полностью отдался литературе.

В 1880 г. Ваянський стал главным редактором литературного журнала «Словенские взгляды», который издается до наших дней. Как редактор этого журнала, Ваянський решительно порвал с романтическими традициями, утверждая в словацкой литературе реализм. Новая ориентация Ваянського, в частности, проявилась в работе «Критические письма», которую он написал вместе с другим писателем - Йозефом Шкультети. «Критические письма» стали литературно-эстетической программой реализма. Тот реализм, который исповедовал Ваянський, в современной Чехии называли «идеальным». Идеальный реализм требовал от писателей, чтобы произведение не сводился лишь к демонстрации негативных явлений жизни, чтобы он уравновешивал эти негативные явления определенными положительными идеалами, которые мог и должен бы взять на вооружение читатель.

В 1880-1883 гг. Ваянський создал цикл рассказов «Картинки народной жизни», в которых изобразил быт и жизнь самых раВНОобразных общественных слоев: крестьян, лесорубов, рабочих. Впоследствии Ваянський обратился в своем творчестве к описанию высших общественных кругов, от которых, по его мнению, в первую очередь зависело решение кардинальных проблем национальной жизни и будущего словаков.

В 80-х pp. свои патриотические и морально-этические идеалы Ваянський воплотил в образах словацких интеллигентов, в том числе художников, музыкантов, воспитателей в богатых семьях. В центре внимания писателя два типа. Первый - это тип интеллигента-просветителя, патриота, который помогает понімеченим и змадяризованим словакам вернуться в лоно своего народа. Второй - это тип оторванного от реальной жизни мечтателя, который, несмотря на весь свой фанатичный патриотизм, не может реально воплотить в жизнь ни одного полеВНОго дела. Этих героев Ваянський вывел в новеллах и повестях «Лилия»(1880), «Душевный покой» (1881), «Две сестры» (1882), «Летящие тени» («Letiace tiene», 1883).

Основным произведением этого периода творчества Ваянського стал роман «Сухая ветвь» («Suchiratolest», 1884). Сухой веткой Ваянський называет земан, т.е. обедневших словацких дворян, к которым принадлежит главный герой произведения Станислав Рудопольський. Основной идейный замысел писателя заключался в том, чтобы показать процесс словацкого возрождения патриотизма в душе дворянина, который уже почти оторвался от национальных основ. Этим дворянином в произведении выступает Рудопольський, который попадает в среду деятельных и сознательных патриотов, заинтересованных в возрождении родного края. В 1885 г. В. издал небольшую поэтический сборник «Из-под ига» («Zpod jarma»), посвященную преимущественно теме угнетенной родины, тяжелой судьбы простых людей. В 1890 г. вышла в свет его последний поэтический сборник «Стихи»(«Verse»). Основная тема этого сборника - искусство, которое Ваянський вместе с родным языком прославляет как национальный наследство, что способен выстоять несмотря на все гонения и притеснения.

После шестилітньої перерыва в прозаїчній творчества. Ваянський создал повести «Чудаки» (1890), «Ураганом страстей» (1891), «Весенние заморозки» (1891).

Последние значительные прозаические произведения Ваянського - это романы «Пустоцвет» (1893-1894), «Корень и побеги» («Когей a vyhonky», 1895-1896), «Котлин» («Kotlin», 1901). Все они прежде всего отразили пессимистические настроения Ваянського, отчаявшегося в тех псевдогероях, которые чаще всего были патриотами на словах. Примечательна в этом аспекте является уже само название одного из романов - «Пустоцвет», который, по словам автора, является «изображением, очень жизненным и реальным, словацких неудачников, тех, увы, кто и благородный, и честный».

В этот период в прозе Ваянського на первый план выступает идея необходимости сохранения национальных корней. Эта идея стала центральной в романе «Корень и побеги». В произведении изображена история трех поколений семьи Древанських, крестьян по происхождению, которые впоследствии стали представителями разных социальных слоев. С тех пор, как от семьи отмежевались и пошли разными путями старшие представители семьи, начался ее распад. Симпатии автора на стороне продолжателя традиций прошлого - Же Древанського, землевладельца, который еще не потерял связей с патриархальными обычаями. Его дом, в котором живут его жена, дети, внуки, рабочие, - это словно цитадель национальных, простонародных традиций.

В романе «Котлин» писатель пытается воссоздать то идейное смятение, которое в конце века охватило словацкое общество и из которого постепенно выделилось прогрессивное либерально-демократическое крыло молодой словацкой интеллигенции. В литературе это крыло пыталось привлечь внимание общественности к жизни и проблемам самых низких слоев словаков - городских низов и сельской бедноты. Еще до появления романа Ваянський выступил как идейный оппонент этого направления. В романе он демонстрирует свое непонимание его сути, трактует его как мятеж «блудных детей» против «благородных родителей», то есть поколение самого Ваянського, подвергает это направление карикатуризації. Роман вызвал настоящее негодование в среде словацкой молодежи, что в значительной мере привело к падению морального авторитета Ваянського в глазах молодого поколения словацкой интеллигенции.

В начале 90-х pp. Ваянський несколько раз арестовывали и приговаривали к штрафам и нескольконедельных заключений по публицистические статьи, направленные против австро-венгерского правительства и его политики. В 1913-1914 гг. Ваянський посетил Россию и после этого пересмотрел свои взгляды на политический и социальный характер российского самодержавия. Он признал, что той России, которую он всю свою жизнь преподносил как идеал общественного устройства, не существует, что царизм - это «болезнь и безнравственность». В 1916 г. Ваянський заболел и 17 августа того же года умер. Похоронен он на кладбище в городке Турчанські-Свети-Мартин.



В. Назарец