ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВАРГАС ЛЬЙОСА, Марио

(рожд. 1936)

ВАРГАС ЛЬЙОСА, Марио - творчество писателя

ВАРГАС ЛЬЙОСА, Марио (Vargas Llosa, Mario - нар. 28.03.1936, Арекипа) - перуанский писатель.

Варгас Льйоса предстоит в самых значительных представителей современной латиноамериканской литературы и в то же время, по мнению критиков, в «жестоких из латиноамериканских прозаиков», поскольку изображает «апокалиптически напряженный и беспокоящий мир, в котором жестокость, царящая в обществе, проникает и глубины духовной жизни героев, убивая из них все, превращая их в марионеток».

Родился Варгас Льйоса в перуанском городе Арекипе. Вскоре после рождения мальчика родители развелись, и мать с сыном переехала в Боливию, где они прожили следующих 9 лет, я чего вновь вернулись на родину, сначала в провинциальный городок П'юру, а через год - в город Лиму. Здесь родители помирились и снова стали жить вместе. Варгас Льйоса закончил католическую школу, а в 1950 г. поступил в военное училище Леонсио Прадо, в котором, как надеялся отец, из мальчика сделают настоящего мужчину. Образование Варгас Льйоса продолжил в столичном университете Сан-Маркое. В 1958 г. получил стипендию Мадридского университета и перебрался в Испанию. Жил также в Париже и США. В 1990 г. баллотировался на президентских выборах в Перу, но не был избранным.

Первой книгой Варгас Льйоса стал сборник рассказов «Вожаки» (1959), однако литературный успех писателю принес его первый роман «Город и псы» («La ciudad в los perros», 1962), в котором Варгас Льйоса обратился к описанию мира жестоких обычаев и порядков, царящих в военном училище Леонсио Прадо (где в свое время учился сам писатель). В центре ро-ману две основные антагонистические типы - Альберто по кличке «Писатель», выходец из богатой семьи, и бывший главарь курса по прозвищу «Ягуар», почти люмпен по происхождению. В более широком смысле изображены картины отражали в целом нездоровую общественно-политическую атмосферу в Перу. Роман вызвал значительный общественный резонанс и был подвергнут осуждению со стороны официальной власти (в Перу роман был запрещен и публично сожжен в стенах училища). В этом романе определилась главная линия творчества Варгас Льйоса - беспощадная критика общественных обстоятельств, которые калечат человека.

Социально-критическая направленность характерна и для последующих крупных произведений писателя. В романе «Зеленый дом» («La casaverde», 1966) описано небольшой провинциальный перуанское городок в дебрях тропической сельвы. Центром его жизни стал бордель, который противостоит мещанству, ханжеству, скучному прозябанию и даже классовому расслоению. Тема насилия и отчуждения разворачивается в произведении одновременно в пяти перекрестных сюжетных линиях. Писатель использует художественную технику авангардизма, в частности, монтаж с мгновенными переключениями времени и места действия и изменяемыми точками зрения на изображаемое. За этот роман Варгас Льйоса получил престижную литературную премию Ромуло Гальєгоса (1967 г.). Тогда же Варгас Льйоса произнес свою знаменитую речь о назначении литературы и связи писателя с общественной жизнью. «Нужно, чтобы общество знало, что литература - это огонь, что она означает нонконформизм и восстания, что суть творчества заключается в протесте, противостоянии и критике».

Суголосною предыдущим произведениям есть и проблематика следующего романа Варгас Льйоса «Разговор в «Соборе» («Conversation en la catedral», 1969). Сюжетную основу произведения составляет случайная встреча рядового журналиста Сантьяго Саваліти с негром Амбросио, бывшим шофером его отца. Они вместе идут в кабак с пародийным названием «Собор», где вспоминают прошлое и современную жизнь. Из этих разговоров перед читателем предстает жуткая картина тотальной коррумпированности перуанского общества в период диктатуры М. Одрії (1948-1956).

Как и в «Зеленом доме», в романе «Пантелеон и посетительницы» («Pantaleonylas visitadoras», 1973) Варгас Льйоса снова обращается к теме разврата. В фарсово-сатирическом ключе писатель рисует здесь стремление военщины регламентировать все, даже сексуальную жизнь подчиненных. С этой целью бравому служаке - капитану Пантосі предписано организовать для военных дом разврата. Изображенные в романе события происходят в 50-60-х гг. и опираются на реальные события.

Гіпнотизуючому влияния массовой культуры посвящен роман Варгас Льйоса «Тетушка Хулия и писака» («La tfa Julia в el escribidor», 1977), в котором говорится о том, как толпа фанатов, сторонников радиосериалов Педро Камачо, доводит его до безумия, постоянно требуя от него продолжения. Среди других произведений Варгас Льйоса романы - «Война конца света» (La guerra del fin del mundo», 1981), История Майти» («La historia de Maita», 1984), эротический роман «Похвальное слово мачехе» (1988), детективная повесть «Кто убил Паломино Молеро» («Quien mato a Palomino Molero», 1986), пьеса «Кэти и гиппопотам» (1983), литературно-критические работы, посвященные романному жанру и творчестве Г.Флобера.



В. Назарец