ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВАНЧУРА Владислав

(1891 - 1942)

ВАНЧУРА Владислав - творчество писателя

ВАНЧУРА Владислав (Vancura, Vladislav - 23.06.1891, Гай, поблете. Опави - 01.06. 1942, Прага) - чешский писатель.

Его вклад в развитие чешской литературы XX в. сравнивают с вкладом Я. Гашека и К. Чапека. Ванчура выступал в основном как прозаик, его проза - это своеобразный синтез реалистических и современных традиций, она подчеркнуто новаторская как по стилю, так и по своей жанровой форме. Современная И. критика его прозу оценивала как «експериментаторську» .

Ванчура родился 23 июня 1891 года в городке Гай вблизи Опави и происходил из старинного дворянского рода протестантов. Начальное образование получил в провинциальном городке Бенешові. Затем продолжил обучение на медицинском факультете Пражского университета, после чего работал врачом в больнице Немецкого Брода, а также в городке Збраслав, что возле Праги. Врачебной практикой Ванчура занимался на протяжении всей жизни, хотя уже с начала 20-х годов основной формой деятельности Ванчура стала литература. СерьеВНО Ванчура заинтересовался литературой еще в годы учебы в гимназии и университете. Его художественные вкусы формировались под влиянием идей чешского модернизма кон. XIX - нач. XX ст., реалистической чешской прозы 2-ой пол. XIX в. и российской социально-психологической прозы XIX в., особенно прозы Л. Толстого и Ф. Достоевского. С начала 20-х годов В. вступил в компартию и с тех пор на его эстетических взглядах существенно сказывается левая идеология и влияние современной ему чешской пролетарской литературы. Наиболее значительное влияние на формирование художественных взглядов Ванчура произвел чешский поетизм.

Эстетические взгляды Ванчура не оставались неизменными. На конец 20-х годов он, как и ранее, придерживался модернистских традиций, но теперь отрицал связь литературы и идеологии и отстаивал идею независимости литературы от идеологии. Изменения в художественном мировоззрении были обусловлены определенной переориентацией в политических взглядах Ванчура. В 1929 году он присоединился к известного Манифеста семи писателей, который был направлен против большевистского руководства КПЧ.

Первые произведения Ванчура начали появляться с начала 20-х годов в чешской периодике. Из своих первых рассказов и повестей Ванчура собрал и издал две прозаические сборники «Течение Амазонки» («Amazonsky proud», 1923) и «Длинный, широкий, зоркий» («Dlouhy, Siroky, Bystrozraky», 1924). Характерной чертой ранней прозы Ванчура была ее ярко выраженная лиричность, которая проявлялась в том, что на передний план в его прозе выдвигалась не фабула, и эмоционально оценочный характер стиля рассказчика. Еще одна важная черта ранней прозы В. - это ее ярко выявлена романтическая тенденция. Широкая литературная известность пришла к Ванчура после появления в 1924 году романа «Пекарь Ян Маргоуль»(«Pekar Jan Marhoul»). Кроме него, в основных произведений Ванчура, написанных в 20-х pp., принадлежат также романы «Поля пахоты и войны»

«Pole orna a valecna», 1925), «Летние развлечения» (1926), «Страшный суд» («Posledni soud», 1929). В центре романа Ванчура «Пекарь Ян Маргоуль» - трагическая судьба «маленького человека», пекаря Яна Маргоуля. В. прослеживает историю постепенного обнищания этого человека. В прошлом крепкий хозяин и владелец пекарни, Маргоуль - через свою безграничную доброту, искренность и наивность, за свое неумение приспосабливаться к безжалостных законов действительности постепенно теряет все, что приобрел, превращается в финале романа почти

нищего, которому с трудом удается сводить концы с концами. В романтической, оптимистичной натуре Маргоуля Ванчура при этом сознательно акцентирует черты, которые сближают его с Дон Кихотом, что сразу было отмечено в чешской критике, которая чрезвычайно высоко оценила роман Ванчура.

Роман «Летние развлечения» (1926) считают ближайшим к художественных принципов чешского поетизму. Внешняя канва событий сводится здесь к изображению перипетий любви, которые разворачиваются вокруг бродячего циркача Арноштика и его красивой помощницы, которые приезжают на гастроли в небольшой чешский курортный городок. В то же время в повести есть и определенный глубин-содержание, связанное с многочисленными ироничными намеками Ванчура на конкретные обстоятельства и персоналии чешского поетизму.

С конца 20-х pp. модернистские поиски Ванчура все больше сосредоточились на экспериментах с языковым стилем, что выразилось в постепенном усложнении лексики и синтаксиса его произведений. Первым таким произведением стал роман «Страшный суд», речь которого была настолько сложной, что писатель в последующие годы вынужден был существенно его изменить, чтобы сделать более понятным для читателя.

В «Страшном суде» Ванчура одним из первых в чешской литературе обратился к теме Закарпатья. В произведении изображается трагическая судьба закарпатского крестьянина Пилипанинця,который вместе с другими земляками под давлением жизненных обстоятельств вынужден эмигрировать за океан. На нем пути эмигранты попадают в Прагу. В центре изображения романа находится внутренняя жизнь Пилипанинця, его сложный, противоречивый, полный раВНОобразных комплексов характер. Основная проблема, которая поднимается в романе, это противоречие между городом и деревней, цивилизацией, которую олицетворяет городскую жизнь, природой, которую представляют Пилипанинець и его спутники. Через характер Пилипанинця Ванчура пытается раскрыть человека в его глубинной стихийности, управляемую инстинктами, не ограниченную никакими психическими, а тем более - общественными установками. Недоверие и недопонимание со стороны нового пражского окружения, в которое попадает Пилипанинець, а также и его возлюбленной, толкает героя на бессмысленный поступок: чтобы продемонстрировать силу своего характера, он поджигает влтавські мельницы, за что его наказали.

Со 2-й пол. 20-х pp. Ванчура начал выступать и как драматург. Он написал пьесы «Учитель и ученик» («Ucitelazak», 1927), «Больная девушка» («ШтоспА divka», 1928), на проблематике и художественных особенностях которых сказалось увлечение Ванчура чешским поетизмом. Самым значительным произведением из написанных Ванчура в 20-е гг. стал его роман «Поля пахоты и войны», над которым писатель работал в течение 1924-1925 гг. В романе Ванчура дает широкую картину жестокой действительности времен Первой мировой войны. В центре произведения - судьбы жителей зажиточного поместья старого барона Дановітца: с одной стороны, его сыновей - повесы и головореза, офицера Эрвина и забитого священника Йозефа, с другой, - его батраков Ржеки и Горы, которые ведут нищенское, полуголодное существование. У всех этих героев разные судьбы, но каждая из них в отдельности и все в целом подтверждают абсурдность старого мира, что порождает кровавую и бессмысленную войну. Современный исследователь чешской литературы В. Малевич назвал этот роман «патетичным скорбным хоралом».

С началом 30-х гг. политические ориентации Ванчура снова начали склоняться к левой идеологии и, в частности, идеологии КПЧ. Новое сближение происходило на почве антифашистского движения, который в это время начал широко разворачиваться в Чехии. Соответствующей эволюции подверглись и литературные взгляды Ванчура. Если раньше он выступал за литературу, лишенную идеологии, то теперь он признал важность общественной миссии литературы и необходимость использования ее как средства идеологического воздействия на общество. В годы оккупации В. продолжал оставаться активным участником антифашистского движения. В 1924 году его как члена нелегальной «Культурного совета» чешской интеллигенции арестовало гестапо. Он мужественно вел себя на допросах, не выдав ни одного из своих товарищей-подпольщиков. 1 июня 1942 года фашисты расстреляли писателя.

В художественном творчестве Ванчура 30-40-х pp., как и ранее, доминирует проза, в которой он продолжил начатые в 20-х pp. модернистские поиски и эксперименты. Творчество Ванчура 30-х pp. открывает роман «Уголовный процесс, или Приспів'я» («Hrdelnipfe», 1930). В этом романе Ванчура использовал распространенный в тогдашнем западном модернистском романе прием освещения одного и того же события с точки зрения разных героев. В произведении идет речь о выяснении обстоятельств загадочного убийства или самоубийства, так и остается невыясненным, жены одного из героев по фамилии Пульпітл. Свою версию смерти Евы безуспешно пытаются доказать брат мужа Евы, которого обвинили в ее убийстве и который отбывал за это наказание в тюрьме, судья, который когда-то расследовал это дело, сын судьи, а также другие люди, которые знали Еву. Тайна так и остается неразгаданной, а детективная завязка выполняет в романе лишь вспомогательную роль, поскольку основное внимание автора привлекает психология героев и моральная атмосфера, которая установилась между ними.

В художественном ракурсе роман был интересен прежде всего своими новаторскими чертами, которые заключались в том, что в центре сюжета находилась не отдельная психология отдельно взятого человека, а психология целого человеческого коллектива.

На протяжении 30-40-х pp. Ванчура создал еще целый ряд романов - «Маркета Лазарева» («Mavktta Lazarova», 1931). «Бегство в Будин» («Utek do Budina», 1932), «Конец старых времен»(«Копес starych casu», 1934), «Триріки» («Тп reky», 1936), а также два тома художественно-исторических очерков «Картины из истории чешского народа» («Obrazy z dejin naroda ceskeho», 1939-1940).

Роман «Маркета Назарова» принадлежит к жанру т. н. баллады в прозе, или романа-баллады. События произведения опираются на древнюю семейную легенду, которая сохранилась во многих поколениях Ванчура. По этой легенде, Ванчура происходили из старинного чешского дворянского рода Ванчур с Ржеґниць, которые в свое время, не желая повиноваться королю, стали разбойниками. Один из основных героев романа - разбойник Козлик в ранних редакциях романа даже имел имя Ванчура. В романе речь идет о семье Кроликов, которая поступает в драматическую борьбу с королевскими войсками. Основное внимание автор уделяет раскрытию внутреннего мира своих героев, психологическим характеристикам, которыми он сопровождает описание их действий. В произведении много сюжетных линий, среди которых выделяется история трагической любви разбойника Миколаша, сына Козлика, и Маркеты Лазарової, - девушки, которая готовилась стать монахиней и которую Міколаш похитил.

Свой следующий роман - «Бегство в Будин» Ванчура назвал «романом о любви и только о любви». В произведении идет речь о двух легкомысленных молодых людей - Томаша и Яну, которые тайком от родителей убегают в Будапешт, где принимают брак. Оказавшись в затруднительном материальном положении, они воспользовались помощью богатого родственника Брэма, мужа старшей сестры Яны. Помогая молодым людям, Брэм пытается избавиться от Томаша с тем, чтобы сделать Яну своей любовницей. Запутавшись в долгах, Томаш сводит счеты с жизнью, а Яна, поняв замысел Брэма, с отвращением отталкивает его от себя. Роман по жанру относится к семейно-бытового, содержит отдельные социально-критические мотивы, но в то же время его можно трактовать как изящную и незлу пародию на роман;с любовными сюжетами.

Следующий роман Ванчура - «Конец старых времен» - это ироничный памфлет, направленный против морально-психологической атмосферы и социальных типов «старых времен». Эти времена в произведении олицетворяет трагикомическая фигура русского эмигранта и бывшего полковника российской армии Мегапрогова. Действие произведения происходит в старинном чешском замке, до которого неизвестно откуда приходит Мегапрогов и рассказами о своих вымышленных подвигах и приключениях завораживает всех присутствующих.

Со второй половины 30-х годов в творчестве Ванчура начался новый этап, связанный с его попытками создать эпос более значительного масштаба. Первой такой попыткой стал роман В. «Триріки» Этот роман Ванчура задумал в духе притчи про отца и трех сыновей, рассказ о которых он ведет в стилизованной под фольклорную манере. В романе несколько сюжетных линий, но центральной является история Яна Костки - сына чешского крестьянина, который стал студентом университета, а затем австрийским солдатом, который сдался в русский плен, был свидетелем русской революции, после чего вернулся домой, в Чехию, убежденным революционером. Параллельно в романе прослеживаются и другие сюжетные линии, связанные с судьбой русского эмигранта Ебердина, а также старого Эмануэля Костки и его конфликт с эрцгерцогом, который пытался выгнать старика с его земли. События романа переносятся то в Россию, то в Швейцарию, то в Чехию и подаются на широком фоне исторических и социальных потрясений народов Европы, что добавляет роману Ванчура признаков эпопеи. Критика отмечала сюжетное новаторство романа Ванчура - чрезвычайная динамизация сюжета, событийная наполненность, а также стилизованом.

В 1938 году Ванчура написал роман «Семья Горвата» («Rodina Horvatova»), который должен был пола: первым томом так и не законченной им трилогии «Кони и колесница» («Kone a vuz»). Эта трилогия, по замыслу Ванчура, должна была сконцентрировать внимание на чешском обществе периода Первой мировой войны и первых лет буржуаВНОй республики. В романе «Семья Горвата» Ванчура поставил перед собой цель подробно описать политическую ситуацию в стране накануне войны. Благодаря ретроспекции автор охватывает почти полувековую предысторию чешского общества, а непосредственное развитие действия продолжается в романе около одного года - 1913 - и связан главным образом с подробным изображением жизни семьи чешского помещика Войтеха Горвата.

Последним масштабным эпическим произведением Ванчура стало двухтомное издание художественно-исторических очерков «Картины из истории чешского народа», которые одновременно стали и самым патриотическим произведением чешской литературы, изданным в годы гитлеровской оккупации. Произведение охватывает прошлое чешского народа, начиная с доисторических времен и заканчивая правлением династии Пршемисловичей (начало XV ст.). Цель «Картин истории чешского народа», по замыслу Ванчура, заключалась в том, чтобы в тяжелые времена оккупации защитить честь нации, поднять ее самосознание и укрепить веру в то, что ни язык, ни культуру, ни сама жизнь народа уничтожить нельзя.



В. Назарец