|
ВАЛЬЕ-ІНКЛАН, Рамон Мария дель
(1866 - 1936)
ВАЛЬЕ-ІНКЛАН, Рамон Мария дель - творчество писателя
ВАЛЬЕ-ІНКЛАН, Рамон Мария дель (Valle-Inclan, Ramon Maria del, автонім: Валье и де ла Пенья - 28.10. 1866, Пуэбла-да-Караміньяль - 05.01.1936, там же) - испанский писатель.
Родился в Пуэбло-да-Караміньяль, вблизи города Понтеведро (Галисия) в захудалой дворянской семье. С 1890 г. жил в Мадриде, а в 1892 г. совершил поездку в Мексику, где жили его родственники-коммерсанты. Тогда же начал писать. Первый период литературного творчества Валье-Інклана, который длился с 1895 по 1905 гг., прошел под знаком модернизма. «Стала легендарной даже его внешность - экстравагантная шляпа, длинная грива волос, роскошная борода и пенсне, привязанной к лацкану пиджака черной лентой.
Человек импульсивный и вспыльчивый, непримиримый спорщик, он потерял руку в уличной схватке с одним литератором. Таким образом, он стал вторым после Сервантеса «одноруким» испанской литературы» (А. Штейн).
В прозаических достижениях писателя этого времени принято выделять две тематические циклы - «модернистский» и «галисийский». К «модернистского» цикла принадлежит сборник новелл «Двор любви» (1903), а также четыре повести - «Весенняя соната» («Sonata de primavera»), «Летняя соната» («Sonata de estio»), «Осенняя соната» («Sonata de otofio»), «Зимняя соната»(«Sonata de invierno), объединенные в книгу «Воспоминания маркиза де Брадоміна» (1901-1905). В построенной на музыкальных ассоциациях, співвіднесеннях с временами года, книге говорится о любовных похождениях, что их на склоне лет вспоминает новейший Дон Жуан маркиз де Брадомін.
«Галисийский» цикл, в котором писатель обратился к истории и обычаев родного края, включает в себя сборник рассказов «Затененный сад» (1903) и повесть «Цвет святости» (1904). В этот же период Валье-Інклан стал известен и как драматург пьесой «Маркиз де Брадомін»(1896), тематически связанной с его «Сонатами».
Второй этап творчества (1906-1919) знаменателен прежде всего тем, что в это время Валье-Інклан создал свою знаменитую историческую трилогию «Карлистська война» («La guerra carlista»), состоящая из романов «Крестоносцы справедливой дела» («Los cruzados de la causa», 1908), «Отблески костра»(«El resplandor de la hoguera»,1909), «Охота с кречет»(«Gerifaltes de antano», 1909). Трилогия была посвящена т.н. второй карлістській войне, которая велась с 1873 по 1876 гг. между представителями законной монархической власти и сторонниками брата покойного короля, инфанта дон Карлоса. Последние выступали за реставрацию феодально-теократических порядков в Испании, но были разгромлены.
Валье-Інклан, который в трилогии сочувствует карлістському движения, в значительной степени идеализирует и мифологизирует его, видя в его очищенной от политических амбиций сути ностальгию широких слоев населения по прежней историческим величием Испании, которую она давно потеряла.
В драматургии Валье-Інклана этого периода выделяется трилогия «Варварские комедии» («Las gomedias barbaras»), куда вошли пьесы «Орел на гербе» («Aguila de blason», 1907), «Волчий романс» («Romance de lobos», 1908), «Серебряное лицо» («Сага de plata», 1922). Главный герой трилогии - старый рыцарь дон Хуан Мануэль Монтенегро, патриархальный, идеализированный образ которого мыслится автором как символическая антитеза материализованного духа буржуаВНОй эпохи.
В этот же период Валье-Інклан создал стихотворные символистские музыкальные пьесы «Апрельская сказка» (1909) и «Маркиза Розалинда» («La Marquesa Rosalinda», 1912).
В третий период творчества Валье-Інклана, который начинается с конца 10-х начала 20-х годов, писатель все больше разочаровывается в испанской социально-политической действительности, в моральных законах буржуаВНОго общества (особенно сильное впечатление на него произвели события Первой мировой войны, на которой он побывал как корреспондент одной из газет, вооруженные столкновения на улицах Мадрида в 1917-1919 гг, новая поездка в 1921 г. в Мексику, пройняту революционными настроениями).
Главное место в творчестве Валье-Інклана 20-х гг. занял созданный им оригинальный драматургический жанр «есперпенто» (букв. - «чучело», «страшилище»). Близок к сатирического трагифарса, этот жанр был призван в форме заостренного гротеска («отражение в кривом зеркале», по выражению самого писателя) срисовывать алогизм и абсурдность испанского социально-политического бытия. В первом есперпенто «Светочи богемы» («Luces debohemia», 1920) писатель изобразил трагическую судьбу слепого поэта-декадента, который не может прокормить свою семью, попадает в тиски полицейско-бюрократического аппарата и, в конце концов, погибает, через что вынуждены прибегнуть к самоубийству и его жена, и дочь. Среди других есперпенто - пьесы
«Фарс о вольности чисто испанской королевы» (1920), «Бумажная роза» (1924), «Святотатство» (1927), цикл «Вертеп Алчности, Похоти па Смерти» (1928), в который вошли пьесы «Голова Крестителя» и «Заговор на крови» и цикл из трех пьес «Вторник карнавала» (1930): «Рога иона Придурні», «Парадная тройка покойника» и «Дочь капитана».
В прозе Валье-Інклан вновь обратился к исторической тематике и задумал серию из 9-ти томов, посвященную Испании второй половины XIX в. Однако он зстиг написать лишь два романа «Двор чудес» («La corte de los milagros», 1927) и «Пусть живет мой хозяин» («Viva mi dueno», 1928), которые тематически объединил с «карлістською» исторической трилогией под единым названием «Арена Иберийского цикла» («El rudeo iberico»). Параллельно писатель создал и антидиктаторський роман-памфлет, близкий к драматургическому есперпенто, - «Тиран Бандерас» («ЭИ tirano Banderas», 1926), где за маской латиноамериканского диктатора Бандераса просматривается диктатура Примо де Різери и современной автору Испании.
В 1932 г. Валье-Інклан представлял Испанию как член инициативного комитета Международного антивоенного конгресса, а в 1935 г. принимал активное участие в Первом конгрессе писателей в защиту культуры. Умер писатель в 1936 г.
В. Назарец
|
|
|