|
УОЛКОТТ, Дерек
(рожд. 1930)
УОЛКОТТ, Дерек - творчество писателя
УОЛКОТТ, Дерек (Walcott, Derek - нар. 23.01.1930, м. Кастри, остров Сент-Люсия, архипелаг Малых Антильских о-вов в Карибском море) - поэт и драматург Вест-Индии.
Уолкотт пишет в основном на английском языке, хотя хотя иногда также пользуется карибским креольском наречии. Происхождение поэта, который назвал себя «мулатом стиля», является в какой-то мере типичным для жителей островов Карибского моря. В родословной Уолкотт соединилось африканское, голландское и английское корни. Его отец - художник-акварелист и типичный представитель белой островной богемы - умер, когда Дерек и его брат-близнец Родерик (который, кстати, впоследствии стал известным драматургом) были еще совсем маленькими. Иметь Уолкотта была учительницей и именно она пристрастила сыновей к чтению, привила им любовь к театру и рисования. Уолкотт получил образование, закончив колледж Святой Марии в родном городе, а затем получил стипендию для учебы в Университете Вест-Индии, расположенном в Кингстоне на Ямайке.
Уже в юности Уолкотт отличался бурным художественным темпераментом и трудолюбием: его литературным дебютом стала поэтический сборник «Двадцать пять стихотворений» («Twenty Five Poems», 1948), которую 18-летний Дерек издал частным образом и сам продавал на улочках родного города. Через два года, уже учась в Кингстоне, юноша основал творческое объединение «Художественная гильдия Сент-Люсии» и предложил на суд зрителей свою первую пьесу - «Генри Кристофер» («Henri Christopher», 1950). Не забывал Уолкотт и о живопись: в 1950 г. в галерее Кастри состоялась первая выставка его живописных работ.
После завершения обучения в университете И. в течение 1953-1957 гг. преподавал на нескольких карибских островах, а впоследствии, перебравшись на Тринидад, работал журналистом в местных газетах «Public Opinion» и «Trinidad Guar-dian».
Главным делом своей жизни в то время Уолкотт считал театр, а потом отправился в Нью-Йорк, где в течение 1958-59 гг. изучал драматическое искусство. Вернувшись на Тринидад в 1959 г., Уолкотт основал и до 1971 г. был главным режиссером и художественным руководителем Малого Карибского Театра (впоследствии это художественное объединение действовало под названием Тринідадська Театральная Мастерская).
Как драматург, Уолкотт сделал очень много: его перу принадлежит около тридцати пьес для театра и радио. В этих произведениях писатель пытается преодолеть распространенные постколониальные стереотипы: ограниченность художественной проблематики, этнографизм и декоративность карибского культурного ландшафта и т.д. В пьесах Уолкотта авторская рассказ сочетается с диалогами, песнями и танцами, а ритмы музыки в стиле калипсо дополняют и подчеркивают густую метафорику прозово-поэтического текста - собственно, в этом и проявляется неповторимость стиля писателя. Одной из самых заметных в драматургическом наследии Уолкотта есть пьеса «Мечты на Обезьяньей Горе» («Dream on Monkey Mountain», 1967) - сложное полифоническое произведение, в котором речь идет о проблемах расизма и революционных движений. Стоит также заметить, что в 70-х pp. Уолкотт пробовал свои силы в создании мюзиклов, сотрудничая с таким корифеем этого жанра, как Ґелт Макдермот, автором знаменитого хіппівського мюзикла «Волосы» («Hair»).
Поэтическая репутация Уолкотта окрепла после выхода в свет сборника «Среди зеленой ночи» («In a Green Night», 1964). В этой книге Уолкотт манифестировал свою главную задачу: творить литературу, которая бы правдиво воспроизводила жизнь Вест-Индии. В книгах «Счастливый путешественник» («The Fortunate Traveller», 1981) и «Середина лета» («Midsummer», 1984) Уолкотт исследует собственный жизненный опыт бытия чернокожим писателем в Америке, воспроизводя сложную палитру собственных чувств, среди которых доминируют отрешенность и тоска по карибским родиной.
Глубокая укорененности в мире природы, художественное осмысление истории своей родины и открытость всей мировой культуре - эти качества поэзии Уолкотта проявились уже в первых его произведениях. Ему также в высшей степени присуще характерное для человека XX века ощущение конфликтности, разделенности мира, чему способствовали и жизненные обстоятельства поэта. Юные годы Уолкотта пришлись на тот период, когда острова Карибского бассейна еще были частью Британской империи. Будущий поэт, отцом которого был англичанин, а матерью - внук черных рабов, рос в протестантской семье, а те, кто его окружал, в основном были католиками. Название одного из разделов его автобиографического «романа в стихах» «другая жизнь» («Another Life», 1973) - «Раздвоенная ребенок» - говорит сама за себя. Кроме поэтической эпопеи «Другой жизни», психологическим основанием которой стал самоанализ вроде проведенного Дж. Джойсом в «Портрете художника в юности», перу Уолкотта также принадлежит напівавтобіографічна духовная биография «Гончая Тьеполо» («Tiepolo's Hound», 2000). В этой книге, которую автор проиллюстрировал репродукциями собственных картин, тесно переплетаются беллетризованные жизнеописания французского художника Камиля Писарро и самого Уолкотта.
В своем поэтическом творчестве Уолкотт сосредотачивает взгляд прежде всего на конфликте между наследием европейской и карибской культур, прослеживая долгий путь от рабства к независимости и осознавая собственную роль как мандрівця между культурами. Его поэмы характеризуются связью с английской поэтической традицией и особым символическим видением мира, которая одновременно и очень частной, и специфически карибским.
Самым выдающимся произведением Уолкотта критики считают эпическую поэму «Омерос» («Omeros», 1990), которая, по сути, является попыткой мифологической реінтерпретації истории его народа. Поэма состоит из семи книг, которые, в свою очередь, поделены на 64 разделы. В этой книге, приспосабливая дантівські терцина до карибских реалий, Уолкотт воспроизводит сюжетные коллизии бессмертных поэм «Илиада» и «Одиссея» (собственно, и само название поэмы - «Омерос» - это аутентичное, записанное по-гречески имя Гомера). Главными героями произведения являются двое рыбаков, Ахиллес и Філокріт, а диапазон тем и настроений поэмы формируется в русле свойственного В. «метафизического реализма»: живая действительность и история Вест-Индии переплетается с образами культурной памяти и мифологического мира Древней Греции.
Уолкотт всегда был заядлым путешественником, посетил несколько десятков стран мира. Впрочем, в течение нескольких последних десятилетий И. делит свое время между Тринидадом, где у него есть дом, в котором он работает над своими новыми произведениями, и американским Бостоном - в здешнем университете писатель излагает основы литературно творчества. Он - лауреат многих литературных премий, среди которых есть и такие престижные, как премия британского Королевского общества литературы, и такие экзотические, как Орден Певчей Птички, основанный Республикой Тринидад и Тобаго. В 1992 году Уолкотта был награжден Нобелевской премией по литературе. В своем заявлении Шведская академия, представляя лауреата, отметила, что Уолкотт «владеет историческим видением, порожденным раВНОобраВНОй культурой Карибского бассейна», и что «в своем творчестве поэт, развивая карибскую культуру, обращается к каждому из нас. Вест-Индия получила в его личности великого поэта».
Однако, не самой высокой оценкой стало для Уолкотта признания выдающихся современников-поэтов. К примеру, по словам Г. Ґрейвза, Уолкотт «освоил магию английского языка глубже, чем многочисленные (а, возможно, и все) английские поэты его поколения», а И. Бродский писал о Уолкотта как о поэте универсального, который исповедует «метафизический реализм» и чувствует себя наследником всей мировой поэтической традиции, от седой древности: до современности.
Г. Безкоровайный
|
|
|