ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВАЛЕРИ, Поль

(1871 - 1945)

ВАЛЕРИ, Поль - творчество писателя

ВАЛЕРИ, Поль (Valery, Paul - 30.10.1871, Сет - 20.07.1945, Париж) - французский поэт-символист.

Валери родился на юге Франции в семье корсиканского таможенника Бартоломея Валери и итальянской дворянки Фанни Грасси. Образование будущий поэт получил сначала в сетському колледже, который окончил в 1888 г. Впоследствии решил продолжать обучение в лицее в Монпелье. Однако система и методы образования в этом заведении произвели негативное впечатление на такую неординарную личность, каким был Поль. «О литературе у них представление солдафонов. Тупость и бессердечие, мне кажется, записанные в программе», - занотує впоследствии Валери. Несмотря на то, что Валери продолжал изучать право на юридическом факультете, он уже осознал свое поэтическое призвание. Именно в этот период Валери увлекся поэзией Ш. Бодлера и П. Верлена, А. Рембо и С. Малларме, познакомился с литераторами, в частности с П. Луи и А. Жідом. Его литературном запала не мог помешать даже год военной службы («По воскресеньям я спасаю свою душу, сочиняя стихи»).

В 1890 г. в журнале П. Луи «Ракушка» было опубликовано несколько стихотворений юного Валери, которые в целом критика встретила одобрительно, хотя и заметила, что они отмечены влиянием С. Малларме. В 21 год Валери без всякой конкретной цели или каких-то планов на будущее отправился в Париж. Причиной такого неожиданного поворота в его жизни, скорее всего, была душевная кризис, о чем свидетельствуют его же собственные воспоминания: «Мне было двадцать лет, и я верил во всемогущество мысли. Как-то странно я страдал от собственного бытия или небытия. Иногда я чувствовал в себе безграничные силы; через какие-то проблемы они поникающих, и ограниченность возможностей доводила меня до отчаяния. Я был пасмурным, ветреным, ласковым извне, упрямым в глубине души, впадал в крайности, восхищался безмерно, легко поддавался впечатлению, внушению не поддавался никогда... Я перестал писать стихи, я почти ничего не читал...»

Предполагают, что именно чтение Е. По навеяло Валери мнение о совершенное познание своего «я», тщательный анализ всех тех невидимых внутренних процессов, которые управляют человеком, как можно адекватнее воспроизведения собственных чувств поэтическим языком. Тех зображально-выразительных средств, которые Валери перенял от символистов, было недостаточно, и в результате поэт на целых 20 лет ушел в монастырь собственной души», чтобы разработать самостоятельную художественную систему, - что-то вроде «нового классицизма», обогащенного методами, заимствованными из области философии и точных наук. Правда, были и чисто «внешние» причины для такого неординарного решения «самого темного поэта Франции»: осенью 1892 г. Валери, гостил у своего дяди в Генуе, влюбился в женщину, которую часто встречал на улице и с которой так и не решился познакомиться. Пережив тяжелый душевный кризис, в ночь с 4 на 5 октября во время страшной грозы и бессонницы он решил навсегда посвятить себя математике.

Но еще до этой самоизоляции Валери слыл среди французских литераторов рядом стихотворений, написанных в период 1891-1893 гг., которые, однако, были изданы отдельным сборником («Альбом старых стихов «- «Album des vers anciens»,) только в 1920 p. Поэзия раннего периода творчества Валери показала о приходе в литературу художника, который, отталкиваясь от пізньосимволістської тематики и обраВНОсти, исторической алюзійності, почти нашел свой путь - путь «изящного (отчасти гипертрофированного) интеллектуализма, который предусматривал постоянный контроль разумной воли над неуправляемой эмоцией» (Ю. Стефанов). В первую очередь это касается таких его ранних стихов, как «Елена» и «Орфей», «Рождение Венеры» и «Дружественный роща».

Классическая простота и изысканная речь, высокая версифікаторська мастерство и эмоциональная отстраненность просматриваются, например, в сонете «Цезарь»:

Спокойный Цезарю, все у тебя под стопой;

Кулак в бороду - и в заре уже витая

Орлов загравний взлет, танец меча и щита,

А сердце ширится и слышится Судьбою.

Пусть озеро ряхтить розовой каймой,

Пусть золотіються те наливные ржи -

В нутри твоим тугім решимость вироста,

Что разомкнет уста и лозунг даст к бою.

(Здесь и далее пер. М. Лукаша)

Отказавшись от поэзии, Валери, кроме изучения математики и физики (со временем он будет гордиться тем, что понимал самые сложные лекции Эйнштейна), казалось, вел довольно невзрачное жизни обычного мещанина. Чтобы заработать на жизнь, он устроился работать в пресс-бюро, затем - в Военное министерство, где длительное время находился в ведомстве артиллерийского снабжения, а впоследствии исполнял обязанности особистото секретаря директора телеграфного агентства «Гавас». «Уединение. Труд для себя. Записи, которые собираются в папки. Бракосочетания. Жизни. Дети.» - эти строки из «Рукописи, обнаруженного в мозге» довольно точно воспроизводят (по крайней мере, внешне) размеренность жизни Валери.

«Трудом для себя» Валери считал ежедневные утренние записи - т. наз. «Тетради», которые вел на протяжении всей последующей жизни, то есть 51 год. «Тетради» Валери - это мучительные раздумья художника-интеллектуала историю и культуру, религию и приемы творчества, психологию и социологию, математику и поэзию. Лишь после смерти поэта 29 из «Тетрадей» были опубликованы (1957 - 1961 гг.). «Труд для себя» - это и повесть «Вечер с господином Тестом» (1896), главный герой которой -» проекция молодости Валери» (А. Моруа), и абстрактное воплощение мысли; это и прозаический этюд «Введение в систему Леонардо да Винчи» (1895), в котором Валери пытался уже с новой позиции - позиции «неслави» - осмыслить мир и себя в нем.

В 1900 г. Поль Валери женился на талантливой пианисткой, племянницей Е. Мане Жанной Гобійяр, которая родила ему двоих детей: дочь Агата (1906) и сына Франсуа (1915). Настойчивые любви друзей (прежде всего А. Жіда) разрешить издать в одном сборнике его давние стихи, а потом - редактирование машинописных текстов помалу обратили Валери к поэзии. В 1913 г. он начал работу над поэмой «Юная Парка» («La jeune parque»), надеясь, что она станет необратимым прощанием с поэзией. Однако творческий процесс затянулся вплоть до 1917 p., что объяснялось чрезвычайной требовательностью Валери к поэтическому слову: окончательной редакции поэмы предшествовало более ста ее вариантов. Главной героиней произведения стала не древнеримская парка - одна из неумолимых богинь судьбы, как можно было надеяться, - а юная девушка, которая стоит на грани Бытия и Небытия. Вивищившись над своим существованием, сумев отделиться от собственного тела - нерушимой «скалы плоти», юная парка (или, скорее, теперь уже освобождена ее сознание) опозиціювалася и к морской глади, и к Вселенной, и к Бытию. В 1920 г. В. написал один из своих «самих интеллектуальных» стихов - «Морское кладбище» («Le cimetiere marin»), который вызвал большое количество литературоведческих толкований. «Морское кладбище «построен на контрастном сопоставлении приморского кладбища и изменчивого морского покоя:

В чистое, правое! Глянь, и я мінюся!

Я пространства сяйному отдаюсь:

Все гордость бежали не знать куда,

Все лень (и это при буйных силах!)...

Вот тень моя тянется по могилам

И учит меня призрачной ходы.

Антитетичність стиха проявляется не только на зображально-выразительном, но и на более скрытом идейно-смысловом уровне. Оппозиционные образные пары (кладбище как «сумир богов» и «меняющиеся берега», «стремительный сонцепал» и «полутінок в Ничем» и др.) еще больше подчеркивают остроту и непримиримость конфликта жизни и смерти, покоя и движения, скоротечности «я» лирического героя и вечности Вселенной. Ища компромисса и примирения, И. заключает:

Уже ветер встал!.. Попробуем жить!

Листает дмухом тетрадь мой расшитый,

Прибой кипит, шпує между скальных глыб!

Летите, летите, ослепленные страницы!

Штурмуйте, волны, весело и звонко

Этот тихий крышу, это кльовище парусов!

У1922 г. поэмы «Юная Парка» «Морское кладбище» и «Пифия» были опубликованы во второй - и последний - поэтическом сборнике Валери «Очарование». Следует отметить, что хотя сборка была издана в незначительном количестве и распространялась среди представителей художественной богемы, она закрепила за Валери славу лучшего поэта Франции, «инженера поэзии». Эту славу Валери воспринял очень скромно, просто и иронично, поскольку считал, что после «Господина Теста» («Monsieur Teste») и «Юной Парки» «остальное - шум».

После выхода в свет «Очарований» (« Charmes») Валери навсегда порвал с поэзией, считая свою миссию выполненной. В 1925 г. его избрали членом Французской Академии на место, которое освободилось после смерти А. Франса. В своем выступлении-благодарности Валери, в частности, отметил: «Счастливчиками являются те писатели, которые освобождают нас от бремени мысли и легкой рукой ткут мерцающие уборы для сложности сущего! Увы, господа, некоторые, по чьим существованием следует весьма жалеть, избрали прямо противоположный путь. Работу ума они направили стезей своих наслаждений. Они загадывают нам загадки. Это бесчеловечные существа».

Будучи чрезвычайно популярным в кругу редакторов и издателей, Валери в последние двадцать лет своей жизни много публиковался, писал в основном на заказ. В 1926 г. вышла в свет его книга афоризмов «Ромбы», а в следующем году - его продолжение «Другие ромбы». В 30-х pp. Валери возглавил Средиземноморский университетский центр в Ницце, стал профессором поэтики в Коллеж де Франс. Завершающим аккордом были мемуары, которые подытожили творчество самого выдающегося и оригинального поэта-символиста, и это несмотря на то, что в 12-томному «Полном собрании сочинений» Поля Валери поэзия занимает только один том.

Умер Валери в возрасте 74 лет, похоронен на морском кладбище в Сете.

Украинский язык отдельные стихи Валери перевели М. Терещенко и М. Лукаш.



Б. Щавурський