ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВАЛА, Катри

(1901 - 1944)

ВАЛА, Катри - творчество писателя

ВАЛА, Катри (Vala, Katri; автонім: Ваденстрьом, Карин-Алисе - 11.09.1901, с. Муонио, Финляндия - 28.05.1944, Ексьо, Швеция) - финская поэтесса.

Катри Вала родилась на севере Финляндии в лапландском селе Муонио, что на самом шведском границе, в семье лесника. Их семья происходила из финско-шведского рода. «Дед Аугуст Ваденстрьом (по отцовской линии) был кантором крестьянской прихода в Порвоо,- вспоминает в книге воспоминаний о своей сестре писатель Эркки Вала,- в Свое время он переселился из Швеции в Финляндию, где вступил в брак с Каролиной Экберг, дочерью хельсинкского церковного сторожа». Мать Кати Вале, крестьянка, не была чистокровной лапландкою (сейчас эту народность называют саам), однако можно согласиться, что корни их рода - в этой земле. Отец Кати Вале был высокообразованным человеком: в свое время учился в лицее в Порвоо, Хельсинском университете, лесничему училище. Детство Кати (так называли ее детства, так она и в зрелые годы подписывала письма друзьям) проходило среди волшебной природы: буйных лесов, озерных плесов, холмов, неповторимой аленького короткой тундровой осени. Лапландське село Муонио расположено за Полярным кругом. После белых ночей на семь месяцев западала ночь.

Росла Кати очень подвижной, крепкой и веселой; учеба в школе ей давалась легко. Особенно оказался склонность к языкам, математике, рисованию, музыки. ее детство потьмарила неожиданная папина смерть 1911 года. Материальное положение семьи резко ухудшилось. С матерью и двумя братьями из города Иломантси, что вблизи Южной Карелии, Вала переехала в Порвоо. На время обучения в местной школе приходятся его первые литературные попытки.

Самостоятельную трудовую жизнь Вала начала рано: до поступления в университет работала корректором и наборщиком в типографии; в 1919 году некоторое время училась в Хельсинкском университете, однако из-за нужды пришлось оставить его. Любовь к родному слову и литературе привела ее в учительскую семинарию Хейнола - города, расположенного в Озерном крае. 1922 года Вала успешно окончила это учебное заведение и получила право преподавать финский язык в народной (то есть начальной) школе. До 1929 года она учительствовала в небольших городах Куопио, Иломантси. Красивая, исключительно честный, чрезвычайно слышала к природе и волшебства слова, веселая, с большим чувством юмора (всегда была душой общества), - такой предстает она в воспоминаниях его товарищей того времени.

Семинария в Хейнола много значила в жизни Вала. Здесь, в небольшом городе, собралось интересное общество, куда весной 1921 года впервые посетила будущая учительница. Приходили начинающие литераторы, художники, музыканты, кипели дискуссии о путях финской литературы, звучала музыка... Здесь Вала ознакомилась с творчеством А. Уайльда, Ш. Бодлера, европейских декадентов и символистов. Знаменательно, что ее глубоко заинтересовала фигура Ф. Достоевского. Так, в одном письме она радостно сообщает, что получила роман «Преступление и наказание». В это время Вала познакомилась с Олави Пааволайненом (1903 - 1964), поэтом и публицистом, с которым поддерживала отношения почти всю свою жизнь. Этот весьма интересный, иногда противоречивый художник направлял ее на невпокійливі поиски, помогал определиться в раВНОобразии литературных и политических течений.

Поколение, родившееся на рубеже веков и именно вступало в литературу, искало новых красок, новых форм для выражения сложной и противоречивой эпохи. В начале 20-х годов в Финляндии под влиянием шведского и немецкого импрессионизма подобное группировки возникло вокруг О. Пааволайнена. Эти литераторы тяготели к лапідарності, углубление во внутренний мир человека. Члены литературного объединения «Туленкантаят» («Смолоскипоносці») Элина Ваара, Ууно Кайлас, Катри Вала и др. так выразили свое кредо: «Смолоскипоносці» - это не программа. «Смолоскипоносці» - это новое ощущение жизни». Издавался журнал под одноименным названием. И в начале 30-х годов через идейную неопределенность это группировка распалась.

Из поэтов-импрессионистов, которые оставили заметный след в финской литературе и имели немалое влияние на Вала, надо назвать Эдит Сьодергран (1892-1923). «Я влюблена в ее удивительную поэзию!» - писала Вала. Искренностью, романтичным струей, зачудуванням красотой природы, солнцем, своеобразием формы,- вот чем прежде всего привлекали произведения Э. Сьодергран. Эти мотивы ярко проявились в первой сборке Вала. «Далекий сад»(«Kaykainen pyytarna», 1924) и следующих - «Синие двери» («Sininen ovi», 1926) и «На причале земли» («Maan laiturilla», 1930); стихи полны экзотики - необычные цвета, запахи, заморская сказочность, - собственно, этого и требовала поэтика импрессионизма.

За исключением нескольких, все поэзии написано свободным стихом, который у Вали на удивление органичен. Его замечательными образцами руны карело-финского эпоса «Калевала», произведения А. Киви, Е. Лейно, Эдит Сьодергран... И у Вали это была не дань моде. «Я никогда не мог отличить ямба от хорея, я писала, как велела душа»,- отметила она в письме к подруге в октябре 1922 года. Верлибр Вали возник из внутренней потребности, из поиска собственного ритма, интонации, из страстного стремления видеть родную землю, людей счастливыми:

Палаты я хочу, палаты, палаты!

Я хочу отдать своих лет силы

за мгновение единственную.

Только день и ночь, Боже!

Не нужны годы,

которые, словно кандалы, к могиле тянешь,

не дай мне, Боже, долгого тихого возраста,

а только ночь и день -

и я відпалаю столпом огненным!

Боже!

Боже!

(«Молитва», здесь и далее пер. О. Завгороднего)

В стихах Вали нет ничего слабого, слащаво-сентиментального. В жилах ее стихов клокочет кровь; их ритм лучезарный, небудничный; она и ударила финской литературе пласты новой лексики, смелое сочетание красок, оттенков. Прохожему финском літові Вали предоставляет дыхания тропиков; в его строках все ароматы родной земли - это и есть родная антология финской природы. РаВНОобразие цветов в ее произведениях просто поразительно. В указанных сборниках чувствовалось, что автор весьма осведомлена с лучшими образцами мировой поэзии, в частности шведской, немецкой, индийской зо свинец любила Г. Тагора), библейскими легендами, преданиями, творчески их переосмислювала(«Строители башни», «Тираны и освободители», «Апокалипсис» и другие). И больше всего ее душу пленили сокровища родного народа: непревзойденный эпос «Калевала», богатейший фольклор Страны Тысяч Озер. Среди друзей Вали были выдающиеся художественный. Так, обложку к сборнику «Синие двери» спроектировал замечательный скульптор Вяйно Аалтонена. И ни удивления природой («Лучезарный осенний день», «На груди земли», «Синий цветок», «Белые рассветы»), ни пылкая юношеская лирика не заслоняли ей острых социальных проблем. Уже в первом сборнике Вали опубликовала поэзию «Убитая земля», в которой выразила обеспокоенность загрязнением окружающей среды:

Из груди пустых,

черных и умерших,

утекли из могучих жил

жизненные силы,

и лежит земля,

убита еще при жизни.

Под небесным сводом раздается рыдание,

и темными ручьями течет горе

холмами, еще недавно цветущими.

Немая боль хлынет горными водами,

и озера смотрят, будто потухшие глаза,

на ужасные творения смерти...

(«Мертвая земля»)

Обеспокоенность состоянием родной природы здесь тесно связано с трагическими событиями в мае 1918 года...

О той поре в жизни Вали произошли важные изменения: осенью 1929-го она переехала в Хельсинки, а весной 1930-го - вышла замуж за магистра химии Армаса Хейкеля. Через экономический кризис, который не миновал и Финляндию, муж Кати Вали часто терял работу. Часть небольшого семейно бюджета шла на лечение поэтессы: у нее вспыхнул туберкулез легких. Когда позволяло здоровье, Вали, как и раньше, учительствовала.

Ее семья жила возле горы Мар'ятаммякі в одном из домов, где живут рабочие. Его жизнелюбивая поэтесса называет «органчиком». Насеред грязи подъездов, тьмы, бледных детей, измученных женщин, собственных бед (лишения, смерть первенца, болезни) Вала не теряла силы духа.

Своей следующей сборке она дала название «Возвращение»(«Paluu», 1934). Известный финский литературовед и критик Кай Лайтинен отмечал, что в ее стихах чувство социального боли становится доминирующим, она возвращается из «Дальнего сада к зиме жизни, суровой действительности.

В то же время эта книга ярко показала, что в лице Вали финская поэзия имеет одного из лучших лириков за всю свою историю. Наряду с произведениями о свете человеческие взаимоотношения («Счастье», «Летняя ночь», «Ребенок играет», «Человек», «Искания») появляются строки, полны тревоги о будущем человечества. Задолго до начала Второй мировой войны она писала:

Я боюсь за вас, шалуны.

На солнечном острове, далеко,

стреляют пушки,

кружат самолеты над городом.

Сегодня еще мир.

И если упадет-взорвется смерть

среди очарованных шалунов?

В стране нерожденных, мои дети,

я стесняюсь мира, в который вас веду.

(«Нерожденным «)

Сборник «Возвращение «сполна показала истоки духовного прогресса Вали:

Плуг безграничный жизни

надо мной прошел гостролезо,

задел и ранил, я дрожала.

(«Рождение стиха»)

Сборник «Возвращение «завершает фантастический цикл «Сказки о Си-Си-Гуд» - о миниатюрный мир, подобный человеческого; впрочем, и здесь отразился дыхание истории.

Катри Вала 1936 года способствовала созданию литературной группы «Кійла» («Клин»), в которую вошли писатели, которые стали украшением финской литературы: Е. Сінерво, А. Туртіайнен, В. Каява, Е. Діктоніус... Принципы, которыми они руководствовались, метко выразил А. Туртіайнен: «Я никогда не испытывал страсти к такой поэзии, когда самым главным во всем белом свете поэту кажется его собственный зубная боль... Такая поэзия часто возникает чрезмерной заносчивости, мании величия. Мне как поэту ближе наши общие боли и бедствия: войны, голод, беззащитность людей на земле. И как поэт я не могу не задумываться, дано поэзии хоть в какой-то мере способствовать предотвращению или уменьшению наших бед...»

В сентябре 1939 года вспыхнула Вторая мировая война. Условия в родной стране стали невыносимыми, ибо Вала постоянно подвергался преследованиям за свои взгляды, непримиримую антимілітарну позицию. Крайне истощена, больна, в марте 1942 года она с сыном вырвалась в Швеции. Финляндия воевала на стороне фашистской Германии, преследуя любые проявления недовольства этим политическим курсом. Многие были брошены в тюрьмы. Не прошло это и близких Вала: мужчина оказался за решеткой в Финляндии, а родной брат - в Швеции. Немало соратников по «Кійла» тоже было схвачено. Самой Вала финская полиция даже в шведской клинике, где она лечилась, не давала покоя: поэтесса умирала от чахотки, а тайные агенты пытались устроить допрос...

Сборник «Дерево гнезд горит» («Pesapyy palaa», 1942) стала ее лебединой песней. Она появилась, когда Вала находилась в шведском санатории Ексьо, что на окраине Стокгольма. Планета представляется поэтессе огромным деревом, на котором народы, словно птицы, позвивали гнезда. Жизнь могла бы быть прекрасным, если бы это дерево не подожгли.

В последней книге Вала есть стихи о очарование природы, призвание художника, радость материнства, и больше всего преобладают стихи, в которых ее сердце до боли обеспокоено будущим человечества.

28 мая 1944 года И. умерла в шведском санатории Ексьо. Ровно через год, как только произошли коренные изменения в политическом курсе страны (Финляндия вышла из Второй мировой войны, из тюрем были освобождены тысячи политических заключенных), прах Вала было перевезено в Хельсинки и похоронено на горе Мар'ятаммякі.

На украинском языке стихи Вала перевел О. Зав-городний.



О. Завгородний