ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Добро и зло в романе Гюго «Собор парижской Богоматери»

Виктор Гюго - великий французский писатель - прожил долгую жизнь, в течение которой много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследие. За 70 лет своей литературной деятельности он создал немало поэм, стихотворений, драматических произведений, но для многих читателей Гюго, в первую очередь, автор известных романов «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Девяносто третий» и т.д.

«Собор Парижской Богоматери» - один из лучших и самый популярный исторический роман XIX века, написанный в романтическом стиле. Писатель рисует картину жизни Франции конца XV века. Но исторические события становятся для него лишь поводом для размышлений над современностью.

Роман написан в конце 20-х годов XIX века. В это время Франция переживает разочарование в идеалах Французской буржуаВНОй революции и ее последствиях. Многие деятели культуры того времени вообще разочаровались в возможности прогресса. Гюго обращается к историческому периоду, когда заканчивается эпоха Средневековья и человечество начинает новую эпоху - Возрождения. Его интересует это изменение мировоззрения человека, и он чувствует, что в современной ему Франции тоже назревают значительные мировоззренческие и общественные изменения. В этих условиях для него важно определить главные эстетические и этические ценности. Поэтому темы добра и зла, красоты и уродства остро заявленные в романе.

Собор Парижской Богоматери - это не только место, где происходят главные события романа. Он равноправный герой этого произведения, как поэт Пьер Гренгуар, Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. По христианским верованиям, Богоматерь отдала своего сына на мучения, чтобы спасти человечество. Собор в ее честь - это дань ее безграничной любви к людям. В романе он воплощает идею добра, справедливости, любви. Герои романа тесно связаны с собором: для Квазимодо он и дом, и родина, и вселенная. Но события, изображает Гюго, очень далеки от идеальных христианских отношений. Люди не знают ни сострадания друг к другу, ни терпимости, их поступками руководят страсти, ради которых они забывают даже свой долг перед Богом. Архидьякон Клод Фролло влюблен в цыганку Эсмеральду, девушку, которая поражает своей красотой. Добиваясь ее любви, Клод идет на преступление.

Квазимодо, уродливый глухой горбун, оказывается способным на прекрасное любви. Когда Эсмеральда живет в соборе, она не может привыкнуть к уродству Квазимодо. Чтобы не раздражать девушку своим потворством, он дает ей свисток, звук которого он может слышать, готовый в любую минуту прийти ей на помощь. Его любовь сильное, страстное, ради него он тоже готов на преступление. Квазимодо сталкивает Клода, своего благодетеля, единственного человека, к которой он был привязан в этом мире, с башни, когда понимает, что тот погубил Эсмеральду. Но его любовь самоотверженная, он ничего не требует от своей возлюбленной.

Эсмеральда олицетворяет лучшие женские черты. Она не только прекрасна внешне, но и одаренный прекрасным голосом, в котором звучит ее нежная и страстная душа. Ее любовь к молодому капитана Феба де Шатопера раскрывает ее стремление и способность к сильным чувствам. Но этим чувствам нет места в мире, где живет Фэб.

Гюго показывает, что добро и зло могут существовать рядом, что люди не хотят видеть прекрасного: никто не понял Квазимодо и его любви. А прекрасное не может исправить злой души: любовь к Эсмеральды не делает Клода лучшим духовно.

Добро и зло тесно соединены, и иногда человеку очень трудно определить границу между ними. Они всегда в борьбе, в которой гибнет немало прекрасного (именно так читатель воспринимает смерть Эсмеральды). Но Гюго верит в победную силу добра, в человеческий прогресс. В финале романа он снова изображает собор, который становится немым свидетелем трагических событий и одновременно символом возможности возвращения людей к вечным ценностям.