ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Разоблачение индивидуалистического произвола в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Русская литература XIX века имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единственной возможностью говорить о противоречия и трагизм современности, отражала напряженное искание общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский осознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество - это напряженный поиск путей совершенствования человечества. По его собственному признанию, он был литератором-пролетарием. Желание помочь тысячам таких же обездоленных, как он, привело 25-летнего Достоевского в кружок петрашевцев, участники которого ставили целью совершить политический переворот. Через два года вместе с другими кружковцами его арестовали и вынесли приговор о казни. О замене этого приговора на каторжные работы писателю и его товарищам объявили лишь после того, как вывели на плац и несколько минут, которые казались невероятно длинными, они простояли с завязанными глазами, ожидая казни. Это психологическое истязание, умышленное использовано царем, чтобы сломать петрашевцев, глубоко поразило писателя, вызывало ненависть и отвращение к любой жестокости, насилия. Лишь через десять лет писатель имеет возможность вернуться в Петербург, где и развернулась его литературная деятельность.

Достоевский считал, что русская литература его времени требовала «нового слова», которое бы принадлежало русскому человеку большинства, которое бы способно было передать и хаос ее существования, и сложность ее интеллектуальных, моральных переживаний. Это «новое слово» стало ориентиром в его художественном творчестве.

Одно из величайших творений Достоевского, которое оказало большое влияние на мировую литературу,- роман «Преступление и наказание». Герой его - Раскольников - живет в тесной каморке, его отчислили из университета из-за невозможности платить за обучение. Как человек смелый, честный, горячей мысли и внутренней силы, что не терпит никакой фальши, он не желает подчиняться моральным устоям мира, где богатый и сильный издевается над слабым и обездоленным, где гибнет молодое, здоровое жизни, задавленное нуждой. Убийство жадного, отвратительного процентщицы кажется ему вызовом той морали, которой люди подчинялись испокон веков, морали, которая утверждает, что человек - это бессильна «вошь». И мало того, что первое убийство ведет за собой второе: одна и та же топор убивает и грешника, и праведника (во время убийства случайно возвращается сестра процентщицы, бедная забитая Лиза-вета). Страшнее другое: убийство процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникові (хотя он не осознает этого) спряталась гордая, самолюбивая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем людским муравейником». Таким образом, круг размышлений и действий Раскольникова трагически замыкается. Автор заставляет героя отречься от своих наполеоновских планов, индивидуалистического своеволия, трагически пережить их последствия и найти новую жизнь, которая объединяет его с другими обездоленными и страдниками. Его любовь к Соне становится символом этой новой жизни.

Раскольников - трагическая фигура, в его душе разгорается борьба добра и зла. Гений Достоевского заключается в том, что он художественно убедительно показал не только причины индивидуалистического произвола, но и раскрыл его психологию. В романе много героев, которые на первый взгляд непосредственно не связаны ни с преступлением, ни с судьбой Раскольникова, но без них сюжет произведения не приобрел бы того грандиоВНОго философского звучания, которое он имеет. Каждый из персонажей романа согласно своей философии толкует поступок Раскольникова. Теория главного героя (большинство людей - «твари дрожащие», которые не способны на борьбу за счастье, поэтому сильный человек должен взять на себя право, хотя бы и силой, привести их к счастью, такому человеку позволено все, даже кровь и насилие) поняла Лужину и Свидригайлову, они ее не отрицают, даже используют, но для достижения собственной цели. Порфирий Петрович рассматривает эту теорию с точки зрения закона, Разуміхін - как обыватель со здравым смыслом и верностью существующим моральным нормам. Соня осуждает не теорию, а поступки Раскольникова с точки зрения христианской этики. Эти образы показывают, что теория Раскольникова возникает неслучайно, она в отдельных своих элементах представлена в сознании и жизненной позиции других героев.

Одним из первых Достоевский почувствовал, что бунт против старой буржуаВНОй морали только путем выворачивания ее на другую сторону может привести к страшным последствиям. Объективно лозунг Раскольникова «все позволено» представляет собой зло с более агрессивным и страшным лицом.