ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Современная Стендалю Франция в романе «Красное и черное»

Роман Стендаля «Красное и черное», что является одним из первых выдающихся образцов реализма XIX века и принес писателю всемирную славу,- зеркало, не омраченное тем, с которым писатель шел большим путем современного ему жизнь.

А каким же было это жизнь? Какой была Франция в 20-х годах прошлого века, о которых рассказал нам автор? Кто руководил страной, каким было общество, как жил народ?

20-е годы - это годы господства Карла Х (1824-1830), который издавна мечтал о восстановлении французского средневековья, о временах, когда трон властелина окружали рыцари. И он это сделал, когда пришел к власти. Придворные праздники и развлечения, выезды Карла Х до разных городов Франции определялись большим количеством придворных, духовенства, прислужников, имитирующих старину. Короля не интересовало, сколько все это стоило и кто за все расплачивался. Главными для него были авторитет, престиж, склонение перед его именем, получение от жизни удовольствий и наслаждения. Стендаль очень ярко об этом рассказал в своем романе, особенно когда описал посещение королем городка Вер'єра и аббатства Брело.

«С раннего утра в воскресенье тысячи крестьян из окрестных гор заполонили улицы Вер'єра. При приближении короля грянули колокола, начала стрелять старенькая испанская пушка. Почетная стража двинулась навстречу процессии. Все восхищались роскошными небесно-голубыми мундирами с серебряными эполетами - формой, в которой почетные стражи красовались еще семь лет назад». «В Бреле-В священники устроили целый крестный ход. В маленькой часовенке для короля только на алтаре горело чуть ли не тысяча свечей. Вечером в городе Вер'єрі была устроена иллюминация, а крестьянам раздали десять тысяч бутылок вина. Одна только церемония в Бреле-А стоила три тысячи восемьсот франков».

На какие же социальные классы, силы опирался Карл Х за время своего правления? В основном на дворян и духовенство. Было восстановлено тайную организацию иезуитов, которая везде помогала римско-католической церкви. Но после Великой французской революции, в годы Директории и Империи, вырос и окреп еще один класс - класс буржуазии, не считаться с которым король не мог. Поэтому в стране возникла палата депутатов, куда вошли и представители буржуазии. Крестьянство и мелкий люд городов после революции получил название четвертого состояния.

Что же собой представляли эти классы? Какую роль они играли в прогрессивном развитии страны? Чем занимались, чем увлекались?

Хочется сразу же подчеркнуть, что во времена Стендаля французы негласно еще делились на «порядочных» и «отвергнутых». Порядочный, уважаемый означало богатый. Если ты бедный, значит, ты ничто, непорядочный.

Чтобы читатель мог лучше разобраться во всей этой сложной социально-политической системе, Стендаль развернул события романа в трех городах - в Вер'єрі, Безансоне и Париже, то есть в провинции, в семинарии и в столице.

Познакомимся сначала с уважаемыми, порядочными людьми этих вышеназванных городов.

Управляет Вер'єром господин де Реналь, самодовольный и высокомерный дворянин, для которого главное - родовитость, то есть происхождение, и деньги. Все таланты этого человека сводятся к тому, чтобы заставлять всякого, кто ему виноват, платить себе с величайшей аккуратностью, а самому со своими долгами тянуть как можно дольше. Он считал, что все ему завидуют. Конечно, не без основания. Он прекрасно украсил свой роскошный городской дом, под крышей которого провел ночь король. Очень неплохо підновив мэр города и свой замок в Вержі.

Как же жил народ в городе? Хорошо управлял городом господин де Реналь? В романе упоминаются тюрьма, больница и приют для бедных, которые было стыдно показать проверяющему чиновнику из Парижа господину Апперу.

Зато под властью господина де Реналя процветали такие, как Вальню, что олицетворял класс буржуазии. Господин Вально, директор приюта для бедных, наглый и бесстыдный от природы, нажил себе богатство, ничем не пренебрегая, не считаясь ни с какими унижениями. Он царствует в городе «вместе с упорными дураками из среды лавочников, с первоклассными невеждами из среды судейских людей, с отъявленными шарлатанами из среды врачей».

Уважаемые жители в основном были роялистами, сторонниками монархии, но поддерживали отношения и с либералами. И те, и другие нуждались друг в друге - одним нужны были выгодные места, должности, другим нужны были голоса на выборах. Деньги, прибыль - вот цель жизни уважаемых людей города. «От их богатства пахло ворованными деньгами», в их взаимоотношениях «было что-то мерзкое». И вот эти люди, «эти дураки, которым выпало счастье родиться знатными, богатыми и умеренными», создавали общественное мнение. Горе тому, кто от них отличался!»

Возможно, либералы были ближе к народу и заботились о нем? Обратимся к тексту. Снова встреча короля с жителями Вер'єра. «И вдруг в почетном карауле все заметили Жульена, сына плотника». Возмущению «порядочных» людей не было предела. Особенно возмущались либералы, которые, с утра до вечера сидя в кафе, говорили о равенстве и волю.

«В Вер'єрському обществе,- делает вывод Стендаль,- процветали лицемерие, зависть, злоба, протекционизм, корыстолюбие, стремление к обогащению, тщеславие. «А чтобы как-то удержаться на месте, все эти мошенники (о которых упоминалось выше) вынуждены были искать союз с конгрегацией».

Что же собой представляло французское духовенство? Ведь оно было и является посредником между Богом и людьми, должно учить добру, любви, бескорыстия, чести. Отправимся вместе с Стендалем до Безансона, в духовную семинарию, которую Жюльен, главный герой романа, назвал «адом земным, тюрьмой».

«Со времен Вольтера французская церковь поняла, что истинные ее враги - это книги. Покорность - выше все в ее глазах». Священники искореняли любую живую мысль. Люди, на их взгляд, должны не рассуждать, а слепо выполнять то, что требует церковь и государство. Во времена правления Карла Х вступает в силу закон о святотатстве, осуждал на смерть за атеизм.

Не чуралась церковь и денег. Чем больше человек жертвовала на различные церковные нужды, то более почетной и благонадежной она считалась.

В конце романа г-н де Реналь через небольшие подношения церкви стал считаться якобінцем и потерял пост мэра, а господин Вально, щедрый на руку, стал бароном и мэром города Вер'єра.

Церковь поощряла доносы, клевета. В семинарии за всеми следили «фискалы» аббата Кастанеда, будущих пасторов народа учили «продавать места в раю» и добиваться прихода с богатыми подношениями.

И среди духовенства процветали лицемерие и низькопоклонництво. Так, самый мощный в Безансоне аббат де Фрілер, что мог «рукополагать и сбрасывать префектов», разбогател и добился должности старшего викария благодаря тому, что умел забавлять безансонського епископа. У епископа был очень слабое зрение, а он страстно любил рыбу. Аббат де Фрілер выбирал косточки из рыбы, что подавали его высокопреосвященству.

И вот Париж, «центр различных интриг и лицемерия!». Светское общество, общество избранных людей подан семьей маркиза де Ла-Моля и его салоном. Внешне холодных, почтительных, любезных, воспитанных людей Стендаль назвал обществом «безмолвных сановников и всевозможных интриганов с сомнительной репутацией».

Для маркизы де Ла-Моль, например, главное в человеке, достойное уважения,- это «иметь в своем роде предков, которые участвовали в крестовых походах», то есть родовите происхождения.

Умный, предусмотрительный маркиз де Ла-Моль в первую очередь думает о свои развлечения, а уж потом о делах, сводились у него к увеличению доходов и получению должности министра.

Для этого общества характерным является высокомерие, напыщенность, тщеславие, пресыщенность жизнью, презрение к тем, кто не такой, как они. «Ради развлечения они могли унижать людей, поэтому им не приходилось рассчитывать на настоящих друзей». «В разговорах не допускалось никаких шуток только над Господом Богом, над духовенством, над уважаемыми людьми... Не допускалось никаких лестных отзывов о Беранже, Вольтера, Руссо...», о том, что хоть немного напоминало свободомыслие. «Самая живая мысль казалась грубостью». Это была не жизнь, а «существование, насквозь проникнутое честолюбием, желанием произвести впечатление в обществе». То есть в Париже было то же самое, что и в Вер'єрі и Безансоне. Современная писателю действительность была обыденная, серая и совсем не героическая. Все покупалось и продавалось - «титул барона, титул виконта...»

Какие же люди в прошлом были нежелательными в обществе «порядочных людей»? Честные и преданные своему делу аббаты Шелан и Пірар, лісоторговець Фуке, якобінець граф Альтамира, простолюдин Жульен - мыслящие, смелые люди с чувством собственного достоинства, «мужественные и благородные».

Такова была современная Стендалю Франция. А свое время писатель назвал «выродившимся, скучным веком, пройнятим подлостью и страхом».